Целью данной работы было изучение влияния экспериментального музыкального направления алеаторики на психофизиологическое состояние мужчин и женщин. Материалом исследования служили 19 студентов, 13 девушек, 6 молодых людей, средний возраст 20,3 ± 0,1 лет. Исследование проводилось в рамках практического тематического занятия с применением активных методов обучения – формирование навыков проведения научного эксперимента (тема: острый адаптационный синдром). В методы обследования входило: наблюдение за исследуемыми в течение эксперимента – оценивались мотивация к проведению исследования, поведение, активность, уровень возбуждения. За единицу (1 балл) принимался показатель поведения в группе на обычном семинарском занятии в данной аудитории, с данным преподавателем, в то же самое время суток; тест на определение уровня реактивной тревожности (Спилбергер-Ханин, 1976); измерение артериального систолического и диастолического давления стандартным способом. Тесты и измерения проводились дважды: в фоне и после музыкального воздействия. Музыку слушали с применением внутриканальных наушников в течение одного часа. Стимулы окружающей среды были резко ограничены: полутемное освещение, тишина.
Результаты. В начале занятия все студенты были мотивированы к его проведению (1,0 ± 0,0 баллов), активны (1,1 ± 0,4 балла), немного возбуждены (1,4 ± 0,2 балла), отличались достаточно спокойным поведением (1,1 ± 0,4 балла) и рабочим настроем. 30 % студентов фактически заснули через 20 минут после начала эксперимента – 4 молодых человека, 2 девушки; 50 % не спали, спокойно слушали предложенную музыку; поведение оставшихся 20 % студентов было беспокойным на протяжении всего эксперимента – 3 девушки, 1 молодой человек. Через 45 минут после начала прослушивания 30 % студентов начали беспокоиться и смотреть на часы (из них 50 % молодые люди, 50 % девушки).
Результаты наблюдения после проведения эксперимента следующие: постфоновая мотивация к проведению подобных занятий 0,6 ± 1,2 балла; активность 0,7 ± 0,3 балла; уровень возбуждения – 0,5 ± 0,2 балла, но у 3 молодых людей проявилось резкое негативное отношение к музыке такого характера, а у 2 студенток наоборот резкое позитивное отношение; поведение осталось на прежнем уровне.
По результатам измерений и тестирования. Средняя фоновая реактивная тревожность у молодых людей была 25,0 ± 0,1 баллов, стала 23,0 ± 0,01 балла, у девушек в фоне – 27,0 ± 0,2 баллов, после воздействия музыки − 38,1 ± 0,02 баллов. Среднее значение артериального давления молодых людей до музыкальной нагрузки было 120,0 ± 0,2 / 88,0 ± 0,2 мм рт. ст., после музыкальной нагрузки стало 122,5 ± 2,1 / 82,5 ± 1,3 мм рт. ст. Среднее значение артериального давления девушек до музыкальной нагрузки было 110,0 ± 0,3 / 80,0 ± 0,1 мм рт. ст., после музыкальной нагрузки стало 116,3 ± 1,1 / 72,5 ± 1,1 мм рт. ст. Обращает на себя внимание тенденция увеличения систолического давления и понижения диастолического давления. Это является косвенным показателем межсистемного рассогласования.
Таким образом, еще раз показано, что музыка может влиять на психофизиологическое состояние [1], при воздействии алеаторики достоверно выросли цифры уровня реактивной тревожности у девушек по сравнению с фоном; наблюдаются признаки межсистемного рассогласования (обратная корреляция изменения артериального систолического и диастолического давления), что является показателем напряжения работы адаптивных механизмов защиты. Все это демонстрирует изменение психофизиологического состояния девушек в сторону дазадаптационных проявлений. На фоне недостоверного уменьшения тревоги у молодых людей наблюдается обратная корреляция изменений артериального систолического и диастолического давления, которая носит не ярко выраженный характер. У всей выборки достоверно снизился уровень мотивации к проведению подобного рода экспериментов, что является достоверным показателем изменения психического состояния студентов.