Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PECULIARITIES OF LINGUO-PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
The analysis of peculiarities of linguo-professional training of medical students is given in this article. Linguo-professional training of future doctors is considered from the point of view of medical student’s professional development in the process of foreign language learning. The condition of successful linguo-professional training of medical students consists of combination of all possible methods and forms of practical classes organization in complex, taking into consideration the peculiarities of individual activity of future doctors. Special attention is paid by the author to the problem situations as effective means of linguo-professional development of students. Foreign language training at the medical higher school with the use of problem situations guides the future doctors up to research model of training, promoting the development of creative professional way of thinking, the skill of autonomous planning and projecting own activity on discovering and working out possible effective ways of solving linguo-professional tasks.
linguo-professional training
future doctor
medical student
values
foreign language
problem situation

На современном этапе развития культурных, профессиональных и социальных связей общества практическое владение иностранным языком становится настоятельной потребностью, средством достижения профессиональной реализации личности. В реальной профессиональной деятельности любого специалиста необходимы не абстрактные знания, а умения эффективно решать возникающие профессиональные задачи. Получение новых знаний происходит посредством различных форм коммуникации. Для осуществления адекватной иноязычной коммуникации необходимо, прежде всего, усвоение основных элементов иностранного языка. Следовательно, важная роль в решении этой задачи отводится языковому образованию, как фактору, способствующему формированию и развитию готовности личности к иноязычной коммуникации, расширяя ее социальную и экономическую свободу. Именно лингвистическому образованию в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза принадлежит особая роль в развитии аксиологического потенциала личности. Конечной целью лингвистического образования в медицинском вузе становится формирование у будущих специалистов в области медицины коммуникативной компетенции, свободное ориентирование в иноязычной среде и адекватная реакция в различных профессионально ориентированных ситуациях. Но, для формирования коммуникативной компетенции необходимо создать реальные ситуации (ситуации аутентичного общения), которые будут стимулировать изучение языкового материала и вырабатывать адекватное поведение. Владение иностранным языком, в свою очередь, становится не самоцелью, а средством реализации академической и профессиональной деятельности. Это находит свое подтверждение в требованиях ФГОС ВПО, которые, обязательным условием профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины, определяют наличие умений иноязычного общения, развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск и превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач [3].

Лингво-профессиональное развитие будущих специалистов в области медицины подразумевает, прежде всего, работу с медицинской терминологией на иностранном языке при актуализации личностного компонента иноязычной деятельности. Следствием чего становится системно-ценностное развитие личности студента медицинского вуза, которое обеспечивает достижение практических результатов владения иностранным языком, значимых для будущей профессии. С точки зрения аксиологического потенциала иноязычной компетенции для студента медицинского вуза, то она является результатом ценностного познания иноязычной действительности, находя свое отражение в присвоении ценностей мировой образовательной, научной и профессиональной культур, преобразовании себя под влиянием развития иерархии ценностных ориентаций и, в результате, проектировании своего профессионального будущего [4] .

Методологическую основу реализации лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза составил аксиологический подход. Он дает возможность рассматривать процесс лингво-профессинального развития студентов медицинского вуза как целенаправленный и творческий с точки зрения самоценности и самостоятельности личности. Личностный смысл деятельностной активности студента медицинского вуза заключается не в усвоении готовой системы знаний, а в формировании на их основе целостной структуры будущей профессиональной деятельности [5].

В рамках аксиологического подхода разрабатываемая система мер лингво-профессионального развития приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата. Весь процесс лингво-профессинальной подготовки проходит через личность студента-медика, его мотивы, цели, ценностные ориентации, интересы, перспективы, жизненные планы и проекты.

Будучи связующим звеном между теорией и практикой, аксиологический подход реализует ценностное отношение субъекта к объекту и другим субъектам, позволяя личности ориентироваться в мире ценностей, отбирая наиболее значимые и проектируя свое профессиональное будущее в соответствии с присвоенными ценностями.

Реализация лингво-профессиональной подготовки студентов-медиков основана на ряде педагогических принципов:

Принцип субъектности ориентирован на целостную ценностную характеристику личности студента медицинского вуза, выстраиваемую и преобразуемую человеком в процессе его жизнедеятельности через активное отношение к самому себе, объекту деятельности, другим людям. Сущностной характеристикой субъектности студента медицинского вуза является ценностное отношение будущего специалиста в области медицины к своей профессиональной деятельности.

Принцип мобильности подразумевает активное, творческое и практическое овладения знаниями человеческой культуры в профессионально-ориентированном контексте жизни при интеграции в единую Европейскую образовательную и научную среду.

Принцип этапности и преемственности означает, что образовательный процесс строится в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности.

Принцип профессионально-ориентированной технологичности предполагает построение лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского вуза с учетом внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.

Принцип перспективности связан с умением ставить профессионально-ориентированные цели, добиваться их результата, значимого для личности будущего специалиста медицинского профиля. Данный принцип обеспечивает восхождение личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям.

Технологическую основу лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза составляет сочетание гуманитарных, информационно-коммуникационных и симуляционных технологий, игровых и проектных методов обучения, с условием активного использования на занятиях проблемных ситуаций.

В настоящее время на первый план выступает проблема формирования и развития личностных качеств будущего специалиста в области медицины, проблема воспитания конкурентоспособного, компетентного специалиста. Особую значимость, в данном случае, приобретает развитие профессионального мышления, которое позволяет моделировать целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию познавательной и профессиональной мотивации [1]. В образовательном контексте медицинского вуза именно проблемная ситуация (задачи и задания), выступающие ее элементами, способствуют развитию профессионального мышления. При помощи системы проблемных ситуаций, учебных задач и проблем складывается сюжетная линия освоения и присвоения ведущих аспектов профессиональной деятельности.

Проблемное обучение на занятиях по иностранному языку способствует активизации познавательной деятельности, содействующей формированию и развитию познавательных возможностей, стремлению студентов непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания. Наше исследование показывает, что проблемные ситуации могут создаваться в контексте будущей профессиональной деятельности. При этом, активная познавательная деятельность по усвоению студентами профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере влияет на процесс профессионального самоопределения и трансформации познавательной мотивации в профессиональную, что, в свою очередь, сказывается на качестве подготовки будущих специалистов [6]. Проблемная ситуация подразумевает выполнение студентом задания, для которого нет готового средства решения и которое, в свою очередь, требует усвоения новых знаний о предмете, условиях и способах выполнения данного задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в создании нового способа действия, в раскрытии нового отношения или свойства.

Проблемная ситуация подразумевает такое психическое состояние студента, при котором он обнаруживает противоречия, какие-либо несоответствия, осознает их как трудности, преодоление которых требует получения новой информации и хочет разрешить данное противоречие [2]. Таким образом, крайне важной становится необходимость обеспечения личностной значимости моделируемой проблемной ситуации. Элементами проблемной ситуации являются реальные объект и субъект действий, а частями выступают знаковые формы, в которых отражаются и моделируются элементы проблемной ситуации. Следовательно, постановку задачи можно рассматривать как моделирование проблемной ситуации, а саму задачу – в качестве знаковой модели. Работа над коммуникативно-активной проблемной ситуацией на занятиях по иностранному языку способствует не только развитию практических навыков владения иностранным языком, творческих и коммуникативных способностей студента-медика, но и клинического мышления будущего врача, повышая уровень сознательного отношения к приобретению профессиональных знаний, умений и личностных качеств будущего специалиста в области медицины в условиях профессионально-ориентированного иноязычного речевого взаимодействия.

Результатом возникновения проблемной ситуации является порождение и формулирование в сознании студентов проблемы. Как правило, данная проблема реализуется в форме вопроса и, чем глубже сформулирована проблема, тем живее к ней интерес, успешнее и креативнее ее разрешение.

Создание проблемной ситуации в системе методического принципа взаимосвязанного развития всех видов речевой деятельности подразумевает непосредственную работу с профессионально ориентированным текстом на иностранном языке. В ходе изучения темы «Communicable diseases» будущие врачи работают с текстом «AIDS: the new epedemic», затрагивающим актуальные вопросы современного состояния профилактики, заболеваемости, способов передачи и методов лечения СПИДа.

Студенты, самостоятельно работая над текстом, выписывают аргументы и те факты, которые они могут использовать при разрешении проблемной ситуации. Проверка понимания информации, приведенной в тексте, может быть проведена как в устной, так и в письменной форме.

На следующем занятии студенты делятся на малые группы из 3-4 человек. Внутри группы студенты обсуждают мнения, сложившиеся по проблемным вопросам. Последующим этапом работы является групповая дискуссия, во время которой каждая группа докладывает о результатах обсуждения, обобщая мнение участников малой группы, приводя аргументы в поддержку той или иной точки зрения. Участники других малых групп по результатам презентаций, сделанных своими коллегами, приводят свои контраргументы. Во время подготовки к общегрупповому обсуждению меняется и роль преподавателя. Он осуществляет мониторинг работы студентов в малых группах, при необходимости активизируя и корректируя работу студентов. Особое внимание уделяется коммуникативной эффективности обсуждения, т.е. логичности и аргументированности с использованием текста. Продолжая работу над текстом дома, студенты выполняют задания, направленные на реализацию коммуникативного намерения автора. Контроль знания лексики и грамматики осуществляется как в устной, так и письменной форме в виде заданий, содержащих элементы проблемности (упражнения на заполнение пропусков, содержательный или смысловой выбор и др.). После завершения работы над профессионально ориентированной лексикой, грамматикой и стилистическими особенностями медицинского текста, информационный материал текста может быть использован для отработки профессионально-значимых коммуникативных навыков. Студенты принимают участие в учебном лингво-профессиональном исследовании с последующей презентацией результатов в учебной группе, написании отчетов, эссе или статей [7].

Таким образом, работа по совершенствованию умений аудирования, чтения, говорения и письма проходит в комплексе, подразумевая не только активное взаимодействие студентов между собой в информационной среде по разрешению профессионально ориентированной проблемной ситуации, но и формирование проектных умений студентов, раскрытие творческого потенциала студентов. Лингво-профессиональная подготовка будущих врачей с использованием проблемных ситуаций ориентирует студентов на исследовательскую, поисковую модель обучение специалистов в области медицины, способствуя развитию профессионального мышления средствами иностранного языка, умения самостоятельно планировать свои действия и находить возможные варианты решения профессионально ориентированных задач. Решение аутентичной проблемной клинической задачи в рамках лингво-профессионального развития будущих врачей способствует развитию высокой внутренней мотивации и заинтересованности в иноязычной деятельности. Лингво-профессиональная подготовка студентов с использованием проблемного обучения на занятиях по иностранному языку подразумевает личностное включение студента в учебно-профессиональную иноязычную деятельность, направленной на формирование компетентной, нравственно зрелой и социально активной личности будущего врача путем активизации ее внутренних резервов.

Лингво-профессиональная подготовка в медицинском вузе носит многоцелевой характер и направлена на решение целого ряда задач:

– формирование и развитие у будущих врачей готовности к межкультурной коммуникации;

– развитие профессионального мышления;

– использование иностранного языка в качестве средства межкультурного профессионально ориентированного общения;

– развитие личностного потенциала студента медицинского вуза.

Лингво-профессиональная подготовка, основанная на решении проблемных ситуаций, дает студентам возможность не только аккумулировать профессионально ориентированные знания, стимулируя речемыслительную деятельность в ходе развития коммуникативных умений, но и способствует присвоению ценностей иноязычной культуры. Это позволяет будущему врачу стать более независимыми в суждениях и действиях, более ответственным и открытым в отношениях с окружающими людьми. Профессионально ориентированные проблемные задания помогают студентам выработать собственную позицию, концентрируясь на содержании высказывания и приближаясь, таким образом, к беспереводному иноязычному высказыванию.

Интеграция в мировое образовательное пространство и внедрение высокотехнологичной медицинской помощи делают актуальным использование на занятиях по иностранному языку современных информационно-коммуникационных технологий, ориентируя студентов медицинского вуза на самостоятельное решение постоянно возникающих новых профессиональных задач, развитию познавательных навыков и умений самостоятельного конструирования знаний. Работа будущих врачей в виртуально-организованном образовательном иноязычном пространстве направлена не только на развитие у студентов практических умений и навыков осуществления лечебно-диагностических мероприятий, но и коммуникативных, творческих способностей при решении профессиональных задач.

Технологической поддержкой создания виртуального образовательного пространства послужили интерактивные практикумы, клинические презентации с видео- и аудиоматериалами, использование ресурсов Iternet.

В процессе лингво-профессиональной подготовки студента медицинского вуза мы смогли выделить следующие уровни:

1. Общеобразовательная и методологическая подготовка подразумевает освоение и усвоение студентами общеобразовательного базового компонента знаний, умений и навыков; формирование и развитие учебных и познавательных умений и навыков общего характера, мировоззренческих знаний и качеств личности.

2. Теоретическая подготовка подразумевает овладение студентами теоретическими знаниями.

3. Методическая подготовка включает изучение студентами методов, способов и технологий овладения профессией при изучении иностранного языка.

4. Практическая подготовка характеризует этап практического овладения профессией средствами иностранного языка. На данном этапе происходит апробация приобретенных знаний, умений и навыков в реальной профессиональной деятельности.

5. Рефлексия способствует развитию у студента ценностного представления о будущей профессии.

Таким образом, лингво-профессиональное развитие студентов медицинского вуза способствует не только формированию профессионального самосознания, но и выработке собственного стиля профессиональной деятельности в процессе присвоения профессиональных ценностей при решении проблемных ситуаций на иностранном языке. Использование ресурсов Internet существенно расширяет возможности самостоятельной работы студентов, помогая осознанию ими собственной роли в образовательной деятельности по лингво-профессиональному развитию.