На современном этапе развития культурных, профессиональных и социальных связей общества практическое владение иностранным языком становится настоятельной потребностью, средством достижения профессиональной реализации личности. В реальной профессиональной деятельности любого специалиста необходимы не абстрактные знания, а умения эффективно решать возникающие профессиональные задачи. Получение новых знаний происходит посредством различных форм коммуникации. Для осуществления адекватной иноязычной коммуникации необходимо, прежде всего, усвоение основных элементов иностранного языка. Следовательно, важная роль в решении этой задачи отводится языковому образованию, как фактору, способствующему формированию и развитию готовности личности к иноязычной коммуникации, расширяя ее социальную и экономическую свободу. Именно лингвистическому образованию в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза принадлежит особая роль в развитии аксиологического потенциала личности. Конечной целью лингвистического образования в медицинском вузе становится формирование у будущих специалистов в области медицины коммуникативной компетенции, свободное ориентирование в иноязычной среде и адекватная реакция в различных профессионально ориентированных ситуациях. Но, для формирования коммуникативной компетенции необходимо создать реальные ситуации (ситуации аутентичного общения), которые будут стимулировать изучение языкового материала и вырабатывать адекватное поведение. Владение иностранным языком, в свою очередь, становится не самоцелью, а средством реализации академической и профессиональной деятельности. Это находит свое подтверждение в требованиях ФГОС ВПО, которые, обязательным условием профессионального развития личности будущего специалиста в области медицины, определяют наличие умений иноязычного общения, развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск и превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач [3].
Лингво-профессиональное развитие будущих специалистов в области медицины подразумевает, прежде всего, работу с медицинской терминологией на иностранном языке при актуализации личностного компонента иноязычной деятельности. Следствием чего становится системно-ценностное развитие личности студента медицинского вуза, которое обеспечивает достижение практических результатов владения иностранным языком, значимых для будущей профессии. С точки зрения аксиологического потенциала иноязычной компетенции для студента медицинского вуза, то она является результатом ценностного познания иноязычной действительности, находя свое отражение в присвоении ценностей мировой образовательной, научной и профессиональной культур, преобразовании себя под влиянием развития иерархии ценностных ориентаций и, в результате, проектировании своего профессионального будущего [4] .
Методологическую основу реализации лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза составил аксиологический подход. Он дает возможность рассматривать процесс лингво-профессинального развития студентов медицинского вуза как целенаправленный и творческий с точки зрения самоценности и самостоятельности личности. Личностный смысл деятельностной активности студента медицинского вуза заключается не в усвоении готовой системы знаний, а в формировании на их основе целостной структуры будущей профессиональной деятельности [5].
В рамках аксиологического подхода разрабатываемая система мер лингво-профессионального развития приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата. Весь процесс лингво-профессинальной подготовки проходит через личность студента-медика, его мотивы, цели, ценностные ориентации, интересы, перспективы, жизненные планы и проекты.
Будучи связующим звеном между теорией и практикой, аксиологический подход реализует ценностное отношение субъекта к объекту и другим субъектам, позволяя личности ориентироваться в мире ценностей, отбирая наиболее значимые и проектируя свое профессиональное будущее в соответствии с присвоенными ценностями.
Реализация лингво-профессиональной подготовки студентов-медиков основана на ряде педагогических принципов:
Принцип субъектности ориентирован на целостную ценностную характеристику личности студента медицинского вуза, выстраиваемую и преобразуемую человеком в процессе его жизнедеятельности через активное отношение к самому себе, объекту деятельности, другим людям. Сущностной характеристикой субъектности студента медицинского вуза является ценностное отношение будущего специалиста в области медицины к своей профессиональной деятельности.
Принцип мобильности подразумевает активное, творческое и практическое овладения знаниями человеческой культуры в профессионально-ориентированном контексте жизни при интеграции в единую Европейскую образовательную и научную среду.
Принцип этапности и преемственности означает, что образовательный процесс строится в поступательном режиме, где каждый предыдущий этап является базой последующего, с постепенным усложнением деятельности.
Принцип профессионально-ориентированной технологичности предполагает построение лингво-профессиональной подготовки студентов медицинского вуза с учетом внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.
Принцип перспективности связан с умением ставить профессионально-ориентированные цели, добиваться их результата, значимого для личности будущего специалиста медицинского профиля. Данный принцип обеспечивает восхождение личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям.
Технологическую основу лингво-профессионального развития студентов медицинского вуза составляет сочетание гуманитарных, информационно-коммуникационных и симуляционных технологий, игровых и проектных методов обучения, с условием активного использования на занятиях проблемных ситуаций.
В настоящее время на первый план выступает проблема формирования и развития личностных качеств будущего специалиста в области медицины, проблема воспитания конкурентоспособного, компетентного специалиста. Особую значимость, в данном случае, приобретает развитие профессионального мышления, которое позволяет моделировать целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию познавательной и профессиональной мотивации [1]. В образовательном контексте медицинского вуза именно проблемная ситуация (задачи и задания), выступающие ее элементами, способствуют развитию профессионального мышления. При помощи системы проблемных ситуаций, учебных задач и проблем складывается сюжетная линия освоения и присвоения ведущих аспектов профессиональной деятельности.
Проблемное обучение на занятиях по иностранному языку способствует активизации познавательной деятельности, содействующей формированию и развитию познавательных возможностей, стремлению студентов непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания. Наше исследование показывает, что проблемные ситуации могут создаваться в контексте будущей профессиональной деятельности. При этом, активная познавательная деятельность по усвоению студентами профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере влияет на процесс профессионального самоопределения и трансформации познавательной мотивации в профессиональную, что, в свою очередь, сказывается на качестве подготовки будущих специалистов [6]. Проблемная ситуация подразумевает выполнение студентом задания, для которого нет готового средства решения и которое, в свою очередь, требует усвоения новых знаний о предмете, условиях и способах выполнения данного задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в создании нового способа действия, в раскрытии нового отношения или свойства.
Проблемная ситуация подразумевает такое психическое состояние студента, при котором он обнаруживает противоречия, какие-либо несоответствия, осознает их как трудности, преодоление которых требует получения новой информации и хочет разрешить данное противоречие [2]. Таким образом, крайне важной становится необходимость обеспечения личностной значимости моделируемой проблемной ситуации. Элементами проблемной ситуации являются реальные объект и субъект действий, а частями выступают знаковые формы, в которых отражаются и моделируются элементы проблемной ситуации. Следовательно, постановку задачи можно рассматривать как моделирование проблемной ситуации, а саму задачу – в качестве знаковой модели. Работа над коммуникативно-активной проблемной ситуацией на занятиях по иностранному языку способствует не только развитию практических навыков владения иностранным языком, творческих и коммуникативных способностей студента-медика, но и клинического мышления будущего врача, повышая уровень сознательного отношения к приобретению профессиональных знаний, умений и личностных качеств будущего специалиста в области медицины в условиях профессионально-ориентированного иноязычного речевого взаимодействия.
Результатом возникновения проблемной ситуации является порождение и формулирование в сознании студентов проблемы. Как правило, данная проблема реализуется в форме вопроса и, чем глубже сформулирована проблема, тем живее к ней интерес, успешнее и креативнее ее разрешение.
Создание проблемной ситуации в системе методического принципа взаимосвязанного развития всех видов речевой деятельности подразумевает непосредственную работу с профессионально ориентированным текстом на иностранном языке. В ходе изучения темы «Communicable diseases» будущие врачи работают с текстом «AIDS: the new epedemic», затрагивающим актуальные вопросы современного состояния профилактики, заболеваемости, способов передачи и методов лечения СПИДа.
Студенты, самостоятельно работая над текстом, выписывают аргументы и те факты, которые они могут использовать при разрешении проблемной ситуации. Проверка понимания информации, приведенной в тексте, может быть проведена как в устной, так и в письменной форме.
На следующем занятии студенты делятся на малые группы из 3-4 человек. Внутри группы студенты обсуждают мнения, сложившиеся по проблемным вопросам. Последующим этапом работы является групповая дискуссия, во время которой каждая группа докладывает о результатах обсуждения, обобщая мнение участников малой группы, приводя аргументы в поддержку той или иной точки зрения. Участники других малых групп по результатам презентаций, сделанных своими коллегами, приводят свои контраргументы. Во время подготовки к общегрупповому обсуждению меняется и роль преподавателя. Он осуществляет мониторинг работы студентов в малых группах, при необходимости активизируя и корректируя работу студентов. Особое внимание уделяется коммуникативной эффективности обсуждения, т.е. логичности и аргументированности с использованием текста. Продолжая работу над текстом дома, студенты выполняют задания, направленные на реализацию коммуникативного намерения автора. Контроль знания лексики и грамматики осуществляется как в устной, так и письменной форме в виде заданий, содержащих элементы проблемности (упражнения на заполнение пропусков, содержательный или смысловой выбор и др.). После завершения работы над профессионально ориентированной лексикой, грамматикой и стилистическими особенностями медицинского текста, информационный материал текста может быть использован для отработки профессионально-значимых коммуникативных навыков. Студенты принимают участие в учебном лингво-профессиональном исследовании с последующей презентацией результатов в учебной группе, написании отчетов, эссе или статей [7].
Таким образом, работа по совершенствованию умений аудирования, чтения, говорения и письма проходит в комплексе, подразумевая не только активное взаимодействие студентов между собой в информационной среде по разрешению профессионально ориентированной проблемной ситуации, но и формирование проектных умений студентов, раскрытие творческого потенциала студентов. Лингво-профессиональная подготовка будущих врачей с использованием проблемных ситуаций ориентирует студентов на исследовательскую, поисковую модель обучение специалистов в области медицины, способствуя развитию профессионального мышления средствами иностранного языка, умения самостоятельно планировать свои действия и находить возможные варианты решения профессионально ориентированных задач. Решение аутентичной проблемной клинической задачи в рамках лингво-профессионального развития будущих врачей способствует развитию высокой внутренней мотивации и заинтересованности в иноязычной деятельности. Лингво-профессиональная подготовка студентов с использованием проблемного обучения на занятиях по иностранному языку подразумевает личностное включение студента в учебно-профессиональную иноязычную деятельность, направленной на формирование компетентной, нравственно зрелой и социально активной личности будущего врача путем активизации ее внутренних резервов.
Лингво-профессиональная подготовка в медицинском вузе носит многоцелевой характер и направлена на решение целого ряда задач:
– формирование и развитие у будущих врачей готовности к межкультурной коммуникации;
– развитие профессионального мышления;
– использование иностранного языка в качестве средства межкультурного профессионально ориентированного общения;
– развитие личностного потенциала студента медицинского вуза.
Лингво-профессиональная подготовка, основанная на решении проблемных ситуаций, дает студентам возможность не только аккумулировать профессионально ориентированные знания, стимулируя речемыслительную деятельность в ходе развития коммуникативных умений, но и способствует присвоению ценностей иноязычной культуры. Это позволяет будущему врачу стать более независимыми в суждениях и действиях, более ответственным и открытым в отношениях с окружающими людьми. Профессионально ориентированные проблемные задания помогают студентам выработать собственную позицию, концентрируясь на содержании высказывания и приближаясь, таким образом, к беспереводному иноязычному высказыванию.
Интеграция в мировое образовательное пространство и внедрение высокотехнологичной медицинской помощи делают актуальным использование на занятиях по иностранному языку современных информационно-коммуникационных технологий, ориентируя студентов медицинского вуза на самостоятельное решение постоянно возникающих новых профессиональных задач, развитию познавательных навыков и умений самостоятельного конструирования знаний. Работа будущих врачей в виртуально-организованном образовательном иноязычном пространстве направлена не только на развитие у студентов практических умений и навыков осуществления лечебно-диагностических мероприятий, но и коммуникативных, творческих способностей при решении профессиональных задач.
Технологической поддержкой создания виртуального образовательного пространства послужили интерактивные практикумы, клинические презентации с видео- и аудиоматериалами, использование ресурсов Iternet.
В процессе лингво-профессиональной подготовки студента медицинского вуза мы смогли выделить следующие уровни:
1. Общеобразовательная и методологическая подготовка подразумевает освоение и усвоение студентами общеобразовательного базового компонента знаний, умений и навыков; формирование и развитие учебных и познавательных умений и навыков общего характера, мировоззренческих знаний и качеств личности.
2. Теоретическая подготовка подразумевает овладение студентами теоретическими знаниями.
3. Методическая подготовка включает изучение студентами методов, способов и технологий овладения профессией при изучении иностранного языка.
4. Практическая подготовка характеризует этап практического овладения профессией средствами иностранного языка. На данном этапе происходит апробация приобретенных знаний, умений и навыков в реальной профессиональной деятельности.
5. Рефлексия способствует развитию у студента ценностного представления о будущей профессии.
Таким образом, лингво-профессиональное развитие студентов медицинского вуза способствует не только формированию профессионального самосознания, но и выработке собственного стиля профессиональной деятельности в процессе присвоения профессиональных ценностей при решении проблемных ситуаций на иностранном языке. Использование ресурсов Internet существенно расширяет возможности самостоятельной работы студентов, помогая осознанию ими собственной роли в образовательной деятельности по лингво-профессиональному развитию.