Интенсивные преобразования в экономической и политической сферах в современном мире поистине приобрели сегодня глобальный характер. Такие стремительные перемены оказывают значительное влияние на различные сферы человеческой деятельности, в том числе на развитие образования. В этих условиях совмещение учебы и работы студентами вузов становится все более актуальной темой в современной России. Отечественные ученые-исследователи отмечают тенденцию к существенному росту численности студентов, совмещающих учебу и работу, во многих странах мира и к увеличению количества времени, которое они уделяют работе [1,3]. В условиях современного рынка перед молодежью ставится требование овладения широкими знаниями, практическими навыками и опытом работы. Г.А. Чередниченко пишет, что «…за последние 15–20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи… все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда … еще во время учебы» [8]. Мы не можем с ним не согласиться, потому что от сегодняшнего студента требуется не только теоретическая подготовка в определенной отрасли науки и готовность к постоянному пополнению теоретических знаний, но и опыта практической деятельности. Для изучения занятости студенческой молодежи нами был проведен опрос студентов дневного отделения ФГБОУ ВО «НГПУ». В опросе участвовали студенты дневной формы обучения, объем выборочной совокупности составил 100 человек (53 % девушки и 47 % юноши).
В ходе анкетирования было выявлено, что каждый второй студент (46,6 %) состоит в трудовых отношениях. Респонденты выбирали место дополнительного заработка по таким критериям как: наличие вакансии по изучаемой специальности – 6.6 %, по размеру заработной платы – 20 %, удаленность от места жительства – 6.6 %, обучение и перспективы профессионального роста –13.3 %, репутация выбранного места работы – 6.6 %, условия работы – 20 %, посоветовали друзья/знакомые/родственники – 13.3 %.
Вместе с тем удалось выяснить, что 13.3 % респондентов с легкостью совмещают работу и учебу без ущерба того или иного, у 26.6 % возникают небольшие трудности в связи с неудобным графиком работы и учебным расписанием, 6.6 % не могут совместить работу и учебу. Давление со стороны преподавателей учебного заведения по поводу их вторичной занятости испытывают на себе 40 % респондентов, у 20 % опрашиваемых нет давления со стороны преподавателей, хотя они и не поощряют вторичную деятельность студентов. Часть студентов, не имеющих работу, также хотели бы трудоустроиться, однако процесс их трудоустройства сопряжен с определенными трудностями. Часто это связано с тем, что работодатели не желают брать на работу студентов, вынужденных отвлекаться на учебный процесс. Многих работодателей не устраивает отсутствие знаний и опыта практической деятельности, низкий профессионализм. Для решения этой проблемы, связанной с поиском работы студенты прибегают к формальным и неформальным каналам трудоустройства. К формальным относится работа в вузах, государственных органах. Неформальные каналы представляют латентные каналы – совокупность личных и профессиональных связей (прямая протекция и/или рекомендация родственников, друзей и знакомых); предоставление кем-либо неофициальной информации о наличии вакансии, не присутствующей открыто на рынке труда, а также в СМИ и Интернете [5]. Студенты чаще прибегают к неформальным каналам поиска работы, к советам со стороны друзей, родственников, знакомых (20 %). 13.3 % студентам помогли социальные сети, 25 % респондентов нашли информацию о вакантных местах помощью Интернета.
На вопрос: «Для чего Вам нужен дополнительный заработок?», респонденты дали, следующие ответы. Среди основных причин поиска работы – желание иметь материальную независимость от родителей (47 %), собственные карманные деньги (30 %), необходимость оплачивать обучение (10,6 %), получение опыта и навыков работы (25,3 %). Следовательно, можно сделать вывод, что основной причиной выхода на рынок труда студентов является материальная заинтересованность, а не желание связать теоретическое обучение с практическим опытом и расширение профессиональных знаний. Также следует отметить, что большинство профессий, предлагаемых студентам на рынке труда, представляют собой малоквалифицированный или физический труд, не требующий профессиональных компетенций. Следовательно, невозможно связывать трудовую занятость студента с приобретением необходимых компетенций в сфере будущей профессии. Скорее, это необходимость удовлетворения материальных потребностей студента, нежели приобретение опыта будущей работы [2]. Похожая ситуация наблюдается и в работе А.В. Родионовой «Трудовая занятость студентов в контексте обучения». Главными мотивами совмещения работы и учебы оказались «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» (80,5 %) и «желание почувствовать себя независимым человеком» (73,9 %) [2].
Статистика показывает, что более половины опрошенных респондентов (74,2 %) работают не по специальности. Это может быть связано с тем, что работодатели не осмеливаются брать на работу студентов не имеющие документа о завершении высшего учебного заведения, а только получающие знания в необходимой отрасли.
Исходя из результатов исследования можно сказать, что студенческая занятость сегодняшнего времени, вряд ли направлена на решение основной проблемы модернизации образования в современной России – подготовки высокопрофессиональных специалистов. Объемы финансирования высшей школы не позволяют рассчитывать на помощь государства даже самым одаренным студентам, поэтому их поиск работы и будущей профессии направлены на удовлетворение материальных потребностей, а не на восполнение кадров и кадрового потенциала региона и страны. Адекватным решением проблемы могут стать крупные исследовательские вузы, способные концентрировать значительные финансовые средства в исследовательских лабораториях и производственных фондах, где нашли бы работу и студенты.
В связи с этим одной из самых важнейших проблем образования в России является различие между уровнем знаний, даваемых в школе и требуемых от абитуриентов в вузе. Ее поднимали еще М.Н. Руткевич и В.Н. Шубкин в своих исследованиях 1960–1970-х годов [6], указывая на то, что неравенство в знаниях, а точнее, в доступе к системе подготовительных курсов, специализированных школ значимо влияет на возможности учащихся из сёл и малых городов получать высшее образование. По подсчетам, сегодня высшие учебные заведения получают около 233,3 млрд. рублей в год. Еще примерно 1 млрд. долларов в год тратится из семейных бюджетов на репетиторство. Потребителями рынка услуг подготовки к ЕГЭ становятся, не менее 70–75 % выпускников общеобразовательных школ. Целью Единого Государственного Экзамена является проверка знаний учащихся выпускных классов на базе школьной программы. Пока об эффективности ЕГЭ судят по количеству принявших в нем участие регионов, среднему набранному баллу. Несомненно, эти показатели важны для оценки осуществляемых преобразований [4]. Для изучения влияния дополнительных образовательных услуг для сдачи ЕГЭ нами было проведено исследование среди учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения Сармановского района Республики Татарстан. Все опрошенные респонденты учатся в МБОУ «Сармановская гимназия», а их 489 человек, и подавляющее большинство – более 60 % готовятся к единому государственному экзамену с помощью дополнительного образования, т.к. он является для них более сложным, нежели традиционная аттестация.
Среди старшеклассников и их родителей преобладает негативное отношение к ЕГЭ. Среди учащихся 85 % выступают против новой системы образования, лишь 12 % из них относятся положительно к переходу на единый государственный экзамен, 3 % оказались равнодушными в какой форме сдавать итоговую аттестацию. Однако даже вместе с ними их общее число составляет 15 %. Разобраться в отношении родителей к ЕГЭ сложнее, т.к. достаточно значительная их часть затруднилась с выбором ответа (34 %). Особенно много затруднившихся среди участников исследования из сельских районов республики, где 53 % родителей старшеклассников ничего не смогли сказать по поводу своего мнения о едином государственном экзамене. Однако анализ респондентов по отношению к ЕГЭ дает основания предполагать, что большинство из затруднившихся отрицательно относится к задуманным нововведениям.
Что касается остальных, то, несмотря на высокий уровень осведомленности, они тоже боятся не выдержать единого экзамена, поскольку считают, что задания на нем заведомо превосходят уровень школьных знаний.
По итогам 2014 года средний бал за ЕГЭ 73 респондентов Сармановской гимназии, которые подтянули свои знания с помощью дополнительного образования были следующие: русский язык – 63,3 %, в районе – 61,0 %, по РТ – 62,4 %; по математике у гимназистов – 51,7 % , район – 51,0 %, РТ – 50,3 %; по обществознанию – 68,5 %, район – 53,3 %, РТ – 55,7 %; по физике – 53,3 %, район – 51,3 %, РТ – 52,9 % ; по истории – 55,7 %, район – 56,3 %, РТ -51,2 %.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что за последний год респонденты МБОУ «Сармановская гимназия» занимают лидирующие позиции по всем показателям и средний бал составляет 63,76 %. Сармановский район, уступает гимназии и его показатели составляют 58,92 %. В результате исследования было выявлено, что несмотря на то, что больше 80 % респондентов отнеслись поначалу негативно к единому государственному экзамену, они хорошо усваивают материал и получают качественное образование.
В XXI веке неотъемлемой частью жизни молодежи стал Интернет, которым учащиеся пользуются в процессе обучения. Интернет дает возможность работать в социальных сетях, слушать музыку, а также получать новые знания необходимые для образования. Он является неиссякаемым источником научной и учебной литературы. Образование в системе вузов предполагает, что преподаватель дает студентам необходимое направление, а они уже, в свою очередь, самостоятельно добывают новые знания. В настоящее время, доступ в Интернет реализуется не только с помощью стационарного телефона и модема, а также посредством беспроводных устройств Wi-Fi.
В наше время многими учеными, в том числе и социологами [7], довольно часто обсуждается вопрос «Интернет-зависимости». Первое определение данного феномена определяется как огромное тяга использовать Интернет в течение большого количества беспрерывного времени. Существует и другое определение «Интернет-зависимости»: «…это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него».
Данная зависимость связана с тем, что современный ритм жизни диктует нам собственные правила: люди вечно спешат куда-то, спешат быть в курсе всех последних новостей (современных технологий, выставок, новинок и т.д.), вследствие чего возникает переизбыток информации и человек становится изолированным от реального мира, став «рабом» виртуального.
По проблемам «Интернет-зависимости» среди молодежи в возрасте 13–25 лет нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования. В опросе приняли участие неработающие студенты, а так же студенты, которые работают в сфере интернет-услуг (разработка программного обеспечения и т.д.).
По данному исследованию были сделаны следующие выводы:
Большинство молодых людей в возрасте от 20 лет, 70 % из которых совмещают работу и учебу в вузе, круглосуточно находятся в сети, они используют для этого не только компьютер, но и нотбуки, планшеты и смартфоны. 80 % респондентов не считают себя интернет-зависимыми, однако, 70 % пренебрегают домашними делами, для того чтобы провести больше времени в сети, 70 % респондентов опаздывают на учебу или работу из-за Интернета. Такие ситуации бывают, когда человек забывает обо всем и погружается с головой в Интернет. Чтобы узнать, помогают ли формированию личностных качеств социальные сети, участникам был предложен вопрос о влиянии социальных сетей на образ жизни, на учебу, работу. Ответы респондентов были следующие, что «Интернет им не влияет вообще на образ жизни» (43,6 %), также «Интернет никак не влияет на работу или учебу» (48 %), так считают пользователи социальных сетей.
Половина респондентов на первое место ставят полезность Интернета для обучения, но, тем не менее, включая компьютер по делу, первое, что они делают – проверяют сообщения на почте в социальных сетях, и только 40 % ищут необходимую для себя полезную информацию. 80 % опрошенных, отмечают, что имеют склонность проводить время в Интернете бесцельно.
Для более молодой группы в возрасте от 13 до 18 лет необходимо провести профилактические беседы, а также, профилактические беседы с их родителями, показав как важно уделять больше времени на общение с ребенком, чтобы предотвратить социальную неадаптированность к интернет-зависимости детей.
Современная модель образования ХХI века – это образовательное общество, которое умеет рационально совмещать знания, полученные как в школе, так и через социальные сети Интернета. Данный процесс является непрерывным, поэтому оно должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности и развития потенциала, творческой жизни.
Школа была и остаётся обучающим учреждением, так как именно в обучении на ней лежит сфера ответственности за качество образования. От уровня школьной подготовки личности зависит в конечном итоге, как ее собственное будущее и благополучие, так и качество жизни общества в целом.
Таким образом, качество современного образования в значительной мере определяет будущее страны, ее престиж и положение в мире. Для подготовки профессионала необходимо наделить студентов фундаментальными знаниями, на основании которых должна строиться их специализация. Первоначальные знания закладываются школьной программой обучения. В связи с этим государственные органы должны обратить внимание на компетентность образования. Компетентностное образование является сегодня недостаточно исследованной темой и может послужить проблемой для дальнейших исследований.