Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TRANSITION TO THE 12-YEAR SECONDARY GENERAL EDUCATION AND CURRENT STATE OF PROFILE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Kaipova Z.M. 1 Kudaibergenova U.Z. 1 Menlikulova A.B. 2 Тurabaeva G.K. 3 3 Оspanova G.S. 3
1 South Kazakhstan state pedagogical Institute
2 Shymkent university
3 M. Auezov South Kazakhstan State University
In article the analysis of transition to the 12-year general education and a current state of profile education is provided in the Republic of Kazakhstan. Since 2003 in the capital of the Republic Astana in the mode of experiment of 12 years education 8 schools, as much schools – in the Southern Kazakhstan area work. Experience of transition to 12 years education and profile training is shown on the example of school – a gymnasium No. 8 of Shymkent. The gymnasium works by the standard curriculum of the specialized organizations of education, the approved MAUN RK’S ministry. According to which a number of the integrated and new subjects is entered into educational process. Data of the comparative analysis of 11 years’ and experimental education are also provided: on the basis of 12 years’ education at school students the solution of choice of profession is consciously formed.
12 years’ education
profile training
the integrated courses
the individual curriculum

Казахстан как стабильно развивающееся государство стал частью международного образовательного сообщества. Важнейшей стратегической задачей образования является сохранение лучших казахстанских образовательных традиций и в то же время, обеспечение выпускников школ и вузов международными квалификационными качествами.

В Республике Казахстан на сегодняшний день разработана нормативно-правовая база образования: Закон «Об образовании в Республике Казахстан», «Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2020 гг.», «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», Государственный общеобязательный стандарт образования РК.

Главная цель 12-летнего среднего общего образования на общенациональном уровне: подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан [1].

Переход на 12-летнее образование – это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предполагающая «формирование и развитие высокообразованной творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества [2].

Цель исследования: изучение опыта внедрения 12-летнего образования и профильного обучения в школах РК.

В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан рассматриваются шесть уровней образования. В частности, дошкольное воспитание и обучение, направленное на полноценное формирование личности ребенка. Следующий уровень – среднее образование, целью которого является формирование личности, способной на получение глубоких знаний, профессиональных навыков. В условиях Казахстана наиболее оптимальной и экономически целесообразной структурой среднего образования является 12-летнее образование, считают разработчики концепции.

Структура 12-летнего образования предусматривает три ступени: 1) 1-4 классы; 2) 5-10 классы; 3) 11-12 классы.

В 11-12 классах становятся обязательной профильная подготовка по социально-гуманитарному, естественнонаучному и техническому направлениям. В профессиональных школах и лицеях будет осуществляться подготовка квалифицированных рабочих кадров. Для получения более высокой квалификации предусматривается дополнительный год обучения [3].

Планируется, что с 2018 года казахстанские школы перейдут на 12-летнее образование. Об этом стало известно на заседании секции «Опыт внедрения 12-летнего образования в школах города Астаны», которое проходило в школе-лицее № 54 в рамках августовского совещания педагогических работников столицы.

Тема секции «Проектирование деятельности методических служб в условиях перехода на 12-летнее образование» была посвящена подведению итогов экспериментальной работы за тринадцать лет в условиях перехода на 12-летнее обучение.

На заседании рассматривались особенности обучения учащихся старшей школы в 12-летнем образовании, основы и задачи уровневой программы повышения квалификации учителей, организационная работа координационного совета в школах при переходе на 12-летнее образование, активизация учебно-познавательной деятельности в экспериментальных классах и многие другие. В рамках секции работала выставка «Опыт внедрения 12-летнего образования в школах Астаны», демонстрировалась издательская продукция «Профильное обучение: шаг во взрослую жизнь», а также был показан фильм о системе столичного образования.

Кроме того, учащиеся 7-го класса гимназии №5 – участники пилотного проекта «Изучение предметов естественно-математического цикла на английском языке» презентовали исследовательскую работу по физике на английском языке.

С 2003 года в Астане, в режиме эксперимента 12-летнего образования, работают 8 школ (№18, №38, «Голубой парус», № 3,4,35,16,32), в эксперименте участвуют 123 ученика, преподают в экспериментальных школах 147 учителей.

В 2013 году в Шымкенте прошла республиканская конференция руководителей дошкольных организаций Казахстана «Первоочередные задачи предшкольной подготовки в условиях перехода на 12-летнее образование».

В Южно-Казахстанской области в эксперименте 12-летнего образования участвуют 8 школ, одна из них – школа-гимназия №8 им.Дулати г.Шымкента.

Школа-гимназия №8 им. Дулати, (бывшая им. В.И. Ленина) основана в 1875 году и за время своего существования прошла долгий и интересный путь развития. Первые выпускники покинули родные стены в 1923 году. Благодаря постоянному творческому поиску, стремлению к высокому качеству обучения школа получила в конце 80-х статус экспериментальной площадки по многопрофильному обучению одаренных детей, а в 1992 году школе присвоен статус гимназии.

В 2008 году гимназия стала специализированной – для обучения одаренных детей на трех языках по программе «Дарын» – и с тех пор ежегодно входит в тройку лучших в области и сотню самых престижных школ страны.

Среди ведущих преподавателей гимназии – обладатели гранта акима области, медали Ы. Алтынсарина, звания «Отличник просвещения», грамот МОН РК, победители областных конкурсов «Учитель года» и «Алтын қор», фестивалей инновационных проектов, различных республиканских, международных конкурсов.

Преподаватели выступают на областных, республиканских семинарах и конференциях, посвященных проблемам трехязычья (казахский, русский, английский).

Расширяются международные связи гимназии, в том числе с Францией, Великобританией, Кореей. Продолжается сотрудничество по обмену студентами с Международной школой Пусана из Южной Кореи, ежегодно учащиеся выигрывают гранты по программе FLEX (обмен молодыми лидерами).

В школе функционируют психолого-педагогический клуб «Родители и дети», Школьный Совет, Малая академия наук (МАН), Межэтнический клуб «Шанырак», кружки по предметам, проводятся спортивные соревнования «Папа, мама, я», турнир памяти Фаруха Шаназарова.

Учащиеся гимназии из года в год показывают лучшие результаты по Единому национальному тестированию в области. С 1999г. гимназия выпустила 69 обладателей знака «Алтын белгі», 40 выпускников – обладатели образовательного гранта Президента РК «Болашак».

Успехи гимназии были отмечены в областных и республиканских конкурсах званиями «Лучшая школа области-2008» и «Лучшая инновационная школа – 2009», а летом 2009 года как признание успешности, коллектив гимназии получил благодарственное письмо Министерства образования и науки РК.

Школа-гимназия №8 оказывает образовательные услуги по индивидуальному учебному плану финансируемому за счет бюджета. Главная задача школы-гимназии – создание необходимых условий для получения образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Гимназия осуществляет общее образование, которое включает в себя: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; дополнительное общее образование.

В гимназии функционирует три ступени образования: I ступень – подготовительная (I–IV классы начальной школы), II ступень – гимназия (V–VII классы средней школы), III ступень – гимназия (VIII–XI классы основной школы).

В ней созданы профильные классы со II и III ступени: гуманитарно-языковые; технические (англо-математические классы); естественно-биологические (англо-химические классы); историко-правовые (англо-исторические классы).

Гимназия работает по типовому учебному плану специализированных организаций образования, утвержденным министерством МОН РК. Согласно которому в учебный процесс введены интегрированные предметы, а также ряд новых учебных предметов: «Казахстан в современном мире» – учителями истории и географии; «Естествознание» – учителями физики, химии, биологии; «Самопознание» – психологами, учителями гуманитарных предметов; «Информационные технологии и системы» – учителями информатики, технологии и черчения; «Мировая художественная культура» – учителями языка и литературы, иностранного языка; «Риторика» – учителями языка и литературы; «Дизайн и проектирование» – учителями черчения, изобразительного искусства.

Прежде чем провести эксперимент, нами были изучены и сравнены типовые программы общеобразовательных школ и школы с 12-летним обучением, проведен их сравнительный анализ. Изучение и сравнение типовых программ общеобразовательных школ показало следующие недостатки: сокращенное время на предметы, проблема кадрового обеспечения школ, недостаточность предпрофильной подготовки учеников на уровне основного среднего образования. Наши исследования показали, что программы школы с 12-летним обучением имеют следующие достоинства: глубокое и тщательное изучение предметов, развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов учащихся, оказание психолого-педагогической помощи связанных с профессиональным самоопределением, развитие способности у учащихся применять осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Выводы. Таким образом, рассматриваемые плюсы и минусы различных форм образования, следует выделить, что 12-летнее образование намного эффективнее помогает развить осознанное решение на пути получения профессии. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой в гимназии №8 им. Дулати города Шымкент по формированию экологического культуры школьников обучающихся в условиях 12-летнего образования.