Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE LEVEL OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS

Kaldybaev S.K. 1 Omurzakov C.S. 2
1 International Ataturk Alatoo University
2 Kyrgyz National Agrarian University named after K. Skryabin
The article discusses the level of development of social and communicative competence (JCC) of school students. According to a new standard of secondary education in Kyrgyz Republic, the importance is put on the communication of students, that is verbal and nonverbal communication with people. These skills relate to the social and communicative competence of students. The article notes that the social and communicative competence of a student appears in the relationship of the participants of communication, himself, in the ability to control and regulate his or her behavior, and in the ability to argue his or her position intelligently. For the purpose of an objective evaluation of the quality of competence, it is necessary to determine the levels of its formation in advance. Researchers define a different number of levels of formation of the JCC. The analysis of the work on this issue shows that reproductive, productive and creative JCC levels.
state educational standard
communication
verbal and non-verbal communication
social and communicative competence
levels of formation of social and communicative competence

В принятом в 2014 году государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики в качестве ключевой выделена социально-коммуникативная компетентность (СКК). Она в стандарте определяется как готовность ученика соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. В качестве важнейших аспектов СКК в стандарте определены [2, с. 9-11]:

• анализ коммуникативной ситуации;

• планирование коммуникативной деятельности;

• реализация коммуникативной задачи;

• оценка успешности коммуникации (рефлексии).

Понятие о социально-коммуникативной компетентности. Социально-коммуникативная компетентность стала предметом исследования ученых лишь недавно, в конце ХХ века. В формулировке определения данного понятия до сих пор не достигнуто единое мнение. Стало известно, что данное понятие представляет собой сложное новообразование, организационно вбирающее в себя и социальную, и коммуникативную компетентность, однако в сочетании с этими понятиями, образующий новый смысл. Данному понятию пытаются придать своеобразный смысл и с точки зрения социологии, и с точки зрения психологии и педагогики, в связи с чем, пока не удается сформулировать единое определение.

Данному понятию посвятили свои исследования ученые А.А. Бодалев, Л.Н. Булыгина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Ю. Курилова, А.И. Павлова, В.А. Тищенко, А.В. Хуторской, Е.А. Шумилова и др. Проведя сравнительные исследования понятий «социальная компетентность», «коммуникативная компетентность» отмечает, что социально-коммуникативная компетентность – ключевое понятие, оно понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [8, с. 65].

Социально-коммуникативная компетентность в настоящее время становится частью современной системы образования, поскольку современное образование делает упор на повышение гуманитарной культуры ученика, на формирование его творческой способности, мировоззренческого и поведенческого качества. Именно эта компетентность позволяет узнавать скрытые возможности человеческого взаимодействия, формировать умения работать в группе, выполнять различные социальные роли. Введение вопроса формирования СКК в образовательный процесс обусловливает реорганизации как содержания и цели обучения, так и методов и средств обучения, обучающей деятельности учителя. В образовательном процессе должно быть уделено особе внимание на установление коммуникации, общение между участниками образовательного процесса.

Следовательно, социально-коммуникативная компетенция сложное интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью различных компонентов и элементов, позволяющих школьнику объективно оценивать коммуникативную ситуацию, грамотно аргументировать свою позицию, успешно организовать взаимодействие между участниками общения, объективно видеть и истолковывать ситуацию общения и находить адекватный способ поведения в ней.

Как показывают исследования, социально-коммуникативная компетенция в настоящее время становится неотъемлемой частью современного образования, которое предполагает повышение общей гуманитарной культуры личности учащегося, формирование у него высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения его в разнообразные виды деятельности. Социально-коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями и др. Очевидно то, что введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Уровни сформированности СКК. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом проявляется коммуникативная компетентность, в каких действиях можно узнать о сформированности данной компетенции? Каков уровень ее проявления? В решении данного вопроса ученые предлагают выделить составляющие компоненты коммуникативной компетентности.

В изучении данного вопроса, сначала следует ответить на вопрос – в каких действиях ученика проявляется социально-коммуникативная компетентность? В этом случае мы ведем речь о свойствах, характеристиках, признаках, о включающихся в нем элементах СКК. Далее, следует ответить на вопрос – какие признаки харакетрны для ученика, какие действия он может выполнить и на каком уровне? Ученик хорошо справляется с одним действием, в других – слабо. Тогда мы можем вести речь об уровнях сформированности СКК.

Исследователи предлагают несколько вариантов об уровнях сфоримровнности СКК.

Л.Н. Булыгина при изложении своего опыта по формированию СКК учащихся школ, предлагает следующие уровни сформированности СКК [1]:

– Рецептивный уровень характеризуется тем, что ученик способен сориентироваться в коммуникативной ситуации на основе определения предмета, контекста общения, позиции участников, однако степень самостоятельности подростка в коммуникации очень низка, поведение основано на вынужденной адаптации.

– Конформный уровень указывает на значимость внешних факторов и целей, под влиянием которых и формируются личностные смыслы ученика. Подросток на этом уровне способен адаптироваться в групповой коммуникации на основе определения собственных потребностей и возможностей.

– Репродуктивный уровень проявляется, когда ученик будет способен реализовать потребности и возможности самовыражения в групповой коммуникации с учетом его отношений с окружающим миром.

– Продуктивный уровень отличается результативностью, этот уровень проявляется в выходе поведения ученика на самостоятельность в коммуникации за счет практического овладения различными способами интерпретации текстов разной коммуникативной направленности.

– Креативный уровень характеризуется способностью подростка продуктивно реализовать свои потребности в социальной коммуникации. Здесь заметен творческий подход ученика к выполнению коммуникативных действий. Его личностный смысл определяется не внешней оценкой, а самооценкой, в ней занимает ведущую позицию сотрудничество и ответственность.

В работе С.В. Титовой выделено четыре уровня коммуникативной компетентности [5].

Первый уровень – неосознанная компетентность. Критерием первого уровня считается несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда он ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда ученик испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.

Второй уровень – репродуктивная компетентность. Критерием данного уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.

Третий уровень – продуктивная компетентность. Критерием продуктивного уровня выступает достаточное владение учениками методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального продукта учебной деятельности.

Четвертый уровень – творческая компетентность. Критерием здесь является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в диалог, транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации.

Среди выделенных четырех уровней сформированности, автор считает наивысшим четвертый уровень – творческую компетентность. По ее мнению, ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам. Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт, который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям.

Исследователь В.А. Тищенко предлагает репродуктивный, продуктивный и творчеий уровни коммуникативных умений ученика [7].

Исследователь из Казахстана К. Касентаева [4] выделяет следующие уровни развития коммуникативной компетенции старшеклассников: высокий, средний и низкий. Низкому уровню сформированности коммуникативной компетенции присущи неструктурированные знания в области общения и коммуникации и ситуативность интересов к содержанию общения и его участника. Средний уровень характеризуется определенными знаниями в области общения, интересом к содержанию общения и его участникам, а также потребностью во взаимодействии с другими людьми. Высокий уровень развития коммуникативной компетенции предполагает: готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности, проявление инициативы в общении, интерес к участникам общения, высокая эмоциональность; проявление интереса к содержанию информации общения и др. Высокий уровень интегрирует в себе все проявления значимого личностного качества в единстве когнитивного, мотивационного и процессуального компонентов.

В государственном образовательном стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики выделяются три уровня сформированности ключевых компетентностей [2]:

1) первый уровень (репродуктивный) характеризуется умением учащихся следовать образцу (заданному алгоритму выполнения действия);

2) второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации;

3) третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного ее конструирования и обоснования.

По нашему мнению, данные уровни требует уточнения. Это связано с тем, что необходимо более точно и объективно оценивать уровень сформированности у учащихся социально-коммуникативной компетентности по школьным предметам, и эта оценка должна учитывать особенности данной компетентности по важным, проявляемым характеристикам. Например, следует уточнить, с помощью каких информационных технологий какие действия ученик сможет выполнить алгоритмические действия? Следует также определить, какие действия не характерны для данного уровня? Желание по возможности точно определить уровень сформированности, более точно определить грани между уровнями облегчает действия учителя по объективизации выявления уровня подготовленности ученика. Причем определенность такого характера способствет правильной ориентации и учителя и и ученика по оцениванию уровня социально-коммуникативной компетентности.

Изучая работы исследователей по уровням коммуникативной и социально-коммуникативной компетентностей [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8], мы считаем, что данные уровни должны быть дополнены охарактеризованы следующими признаками.

Первый уровень сформированности СКК характеризует действия ученика по образцу, по алгоритму. На этом уровне ученик не осознает сущность и ценность информации, коммуникации, коммуникативных знаний и умений. Осуществление коммуникативных действий с использованием информационных технологий происходит только с помощью инструктивных указаний учителя. Он может объяснить свои действия в рамках алгоритмических предписаний. У ученика нет особых притязаний к использованию возможностей компьютерной технологии, не наблюдается творчество и инициатива у ученика. Он не может применять свои действия в других ситуациях.

Второй – продуктивный уровень СКК ученика характеризуется высоким по сравнению с алгоритмическим уровнем. На этом уровне ученик не только выполняет действия по алгоритму, но и старается переносить эти действия на друние ситуации. Следовательно, у ученика имеется потребность, мотив, интерес и желание использовать полученные знания в новой ситуации и получить новое знание. Он знает закономерность и принципы общения и может осуществлять общение самостоятельно. У него сформирована способность общаться с другими людьми, использовать возможности информационных технологий (электронная почта, телеконференция и др.) и выполнять продуктивные действия. Ученик может самостоятельно планировать и осуществить коммуникативную деятельность. Наблюдается успешная социализация ученика.

Третий уровень – это уровень креативной деятельности ученика. Выполнять сложносоставную деятельность – это значит, что осуществляет творческую коммуникативную деятельность и находится в постоянном поиске. Ученик может успешно выполнить действия в новых, незнакомых ситуациях и получить новый результат. Он осознает ценность информации, коммуникативной деятельности и успешно применяет для общения и построения отношений с людьми. Важной характеристикой этого уровня является высокий автоматизм, высокий уровень выполнения действий, пронозирование результатов коммуникативной ситуации.

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что социально-коммуникативная компетентность отражая особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, выражает способность учащихся чувствовать другого, адекватно воспринимать собеседника, быть готовым сотрудничать и взаимодействовать. Использование предложенных уровней в обучении школьных предметов позволяет успешно прослеживать уровни сформированности и объективно оценивать у школьников социально-коммуникативные компентности.