Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях является актуальной проблемой во всем мире. При этом в отношении термина «качество образования» существуют многочисленные и значительно отличающиеся точки зрения. Исаев В.А., Воротилов В.И. указывали, что в отношении образовательного процесса понятие «качество» необходимо рассматривать двояко: а) качество как соответствие специфическим требованиям; б) качество как степень удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (в числе которых они делают акцент на потребителе). В их работе рассматриваются различные варианты проведения опроса потребителей и расчета индекса удовлетворенности [2]. Аналогичной позиции придерживается Ягудина Л.Р., которая считает необходимым рассматривать качество образования как способность удовлетворить требования потребителей и рассматривает различные категории потребителей [6]. Ситуация осложняется различными подходами к оценке понятия «удовлетворенность», вариантами подбора групп потребителей, формулировкой вопросов и даже количеством градаций в ответах анкетируемых. Соблюдение ряда описанных автором условий (формулировки вопросов, количество градаций ответов, подбор валидных групп опрашиваемых людей и т.д.) необходимо для получения достоверных результатов [6]. Образовательные учреждения учитывают важность исследования удовлетворенности потребителей и выполняют исследования в этой области. Так, в Алтайском государственном медицинском университете проводили мониторинг мнения родителей студентов. Опрос показал высокий уровень удовлетворенности качеством преподавания и профессионализмом преподавателей, разнообразием методов обучения, форм и методов оценки знаний студентов [1]. Данные литературы указывают на актуальность проведенной нами работы.
Цель исследования. Провести мониторинг мнения работодателей о подготовке студентов 5 курса, обучающихся по специальности педиатрия.
Материалы и методы исследования
Проводили оценку удовлетворенности работодателей (представителей медицинских учреждений) уровнем подготовки студентов медицинского университета во время производственной практики. Детально методика мониторинга удовлетворенности и этапы её разработки были описаны ранее [3, 5].
Летом 2015 года производственную практику в качестве помощника врача стационара проходили 116 студентов 5 курса, обучающихся по специальности педиатрия. Нами изучено 100 отчетов по практике (86,2 % от общего количества), что свидетельствует о валидности представленных результатов.
Во время практики обучающиеся выполняли различные обязанности и действия, среди которых можно отметить курацию больных, ведение историй болезни, первичный осмотр больного в приемном покое, оценку физического состояния пациента, оценку результатов лабораторных методов исследований, оценку результатов инструментальных методов исследований, обоснование и оформление клинического диагноза, оказание неотложной врачебной помощи на госпитальном этапе, ночное дежурство и т.д.
Производственную практику в качестве помощника медицинской сестры в 2015 году проходили 13 студентов 2 курса, обучающиеся по специальности медико-профилактическое дело. Было изучено 11 отчетов о практике (84,6 %). При прохождении практики студенты 2 курса выполняли следующие манипуляции: сверка листов назначений с врачом, измерение температуры тела, измерение артериального давления, раздача лекарств, транспортировка больных на обследование, ведение медицинской документации, подготовка биксов для стерилизации, наблюдение за тяжелобольными и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
При изучении отчетов было зафиксировано отсутствие ответов из категорий «полностью не удовлетворен», «частично не удовлетворен», «невозможно оценить точно». Результаты обработки отчетов представлены в таблице 1. Полная удовлетворенность теоретической подготовкой студентов отмечена в 92 % случаев, а полная удовлетворенность уровнем практических навыков – в 95 % случаев. Несколько более высокие результаты были характерны для студентов 2 курса, обучающихся по специальности педиатрия: полная удовлетворенность практическими навыками отмечена в 98,66 % анкет, а теоретической подготовкой – в 93,3 % случаев [4].
Важным элементом работы явилась оценка непосредственной деятельности обучающихся во время производственной практики. Эту цель решали путем ответа на вопросы «Отношение к поручаемой работе» и «Взаимоотношения с персоналом учреждения». В данном случае проявлялись результаты не столько образовательного процесса, сколько процесса воспитания в студентах ответственности за выполняемые действия и умений взаимодействовать с коллегами во время работы и выполнять указания руководителя.
Как видно из табл. 1, по этим двум показателям полная удовлетворенность составила 99 %. Подобная ситуация характерна и для других студентов, обучающихся по специальности педиатрия. При изучении отчетов по практике студентов 2 курса, обучающихся по специальности педиатрия, полная удовлетворенность по критериям «Отношение к поручаемой работе» и «Взаимоотношения с персоналом учреждения» зарегистрирована в 100 % случаев [4].
В качестве дополнительного и интегрального критерия использована общая оценка за практику, которую выставляли представители медицинских учреждений, курирующие студентов во время прохождения практики. В данном случае средняя величина общей оценки за практику составила 4,90 (оценка «отлично» – 88 анкет, оценка «хорошо» – 10 анкет, других вариантов оценок нет).
При изучении отчетов о практике студентов 2 курса, обучающихся по специальности медико-профилактическое дело, также не было ответов «полностью не удовлетворен», «частично не удовлетворен», «невозможно оценить точно». Как видно из табл. 2, полная удовлетворённость подготовкой студентов (теоретической и практической) зафиксирована в 72,7 % случаев, что несколько ниже, чем у студентов-педиатров. При этом при оценке отношения к поручаемой работе и взаимоотношений с персоналом полная удовлетворенность составила 100 %, как и в табл. 1.
Таблица 1
Удовлетворенность представителей медицинских учреждений подготовкой и работой студентов 5 курса (число отчетов)
Частично удовлетворен(а) |
Полностью удовлетворен(а) |
|
Уровень практических навыков |
5 |
95 |
Уровень теоретических знаний |
8 |
92 |
Отношение к поручаемой работе |
1 |
99 |
Взаимоотношения с персоналом учреждения |
1 |
99 |
Средняя величина общей оценки за практику, которую выставляли представители работодателей, составила 4,89 (оценок «отлично» – 8, оценок «хорошо» – 1). По этому показателю студенты-педиатры 5 курса и будущие санитарные врачи, обучающиеся на 2 курсе, практически не отличались.
Таблица 2
Удовлетворенность представителей медицинских учреждений подготовкой и работой студентов 2 курса (число отчетов)
Частично удовлетворен(а) |
Полностью удовлетворен(а) |
|
Уровень практических навыков |
3 |
8 |
Уровень теоретических знаний |
3 |
8 |
Отношение к поручаемой работе |
0 |
11 |
Взаимоотношения с персоналом учреждения |
0 |
11 |
В отчете о прохождении практики предусмотрены показатели: «нарушения трудовой дисциплины» и «предложения по организации практики». Первый позволяет изучить ответственность обучающихся в отношении выполняемой работы. С удовлетворением можно отметить, что во всех изученных анкетах нет указаний о нарушениях трудовой дисциплины, что характеризует деятельность студентов весьма положительно и свидетельствует об адекватном проведении воспитательного процесса во время обучения в университете. Предложений и замечаний по организации и проведению производственной практики со стороны медицинских учреждений не поступило. Данный факт свидетельствует а) о правильной разработке методических материалов по практике; б) качественной подготовке и организации прохождения производственной практики со стороны кафедр и отделов ЮУГМУ.
Выводы
1. Высокая удовлетворенность работодателей уровнем теоретической и практической подготовки студентов свидетельствует о хорошем качестве образования в ЮУГМУ.
2. Высокая удовлетворенность работодателей отношением к работе и отсутствие нарушений трудовой дисциплины указывают на ответственное отношение студентов к своей деятельности в медицинских учреждениях.
3. Отсутствие замечаний и предложений работодателей свидетельствует о качетвенной организации производственной практики.