Современный многополярный мир характеризуется сложной социально-экономической и политической ситуацией, обусловленной рядом объективных факторов, среди которых фактор этнической идентичности продолжает оставаться доминирующим, определяя стратегии взаимодействия и развития на перспективу во всех сферах человеческой деятельности. Этническая идентичность как социальное явление проявляет себя особенно выразительно в полиэтническом обществе и не в самом лучшем виде в условиях экономической и политической нестабильности, расслоения общества на бедных и богатых, когда «этнические антрепренеры» ради достижения своих корыстных целей начинают публично разыгрывать карту этнической идентичности, суть которой заключается в том, чтобы повысить накал межэтнической напряженности в обществе [5]. В истории достаточно наглядных примеров, когда вину за страдания простого народа перекладывали на представителей того или иного этноса. Это вызывало у бедствующей части населения устойчивое чувство нетерпимости или, как принято сегодня говорить, интолерантности по отношению к виновникам всех их бед.
К сожалению, то, что было, не осталось в прошлом. Всё то, что было, имеет место и в современном мире. И не только локально, т.е. внутри одного государства. Проблема межэтнической толерантности/интолерантности глобализируется, становится международной.
В свете изложенного выше вопрос о целенаправленном формировании этнотолерантных взглядов и убеждений, способствующих укреплению духовно-нравственных основ российского общества, стоит как никогда остро. Ведь действительно, проблема толерантности и интолерантности стала особенно актуальной и обсуждаемой в свете последних событий, происходящих в мире: потоки беженцев и эмигрантов в Европу привели к большому этническому разнообразию населения европейских стран и вызвали обострение межнациональных конфликтов, в частности, события в немецком городе Кёльн накануне нового 2016 года. К воспитанию толерантности на Западе складывается противоречивое мнение. С одной стороны, считается, что необходимо воспитывать в людях толерантность, а с другой стороны – черезмерная толерантность приводит к тому, что от представителей других культур в лице эмигрантов и беженцев страдают сами европейцы [7]. Следует отметить, что в европейской традиции концепт «толерантность» трактовался гораздо шире, чем в российской. Для ценностного концепта «толерантность», являющегося неотъемлемым компонентом современной духовно-нравственной парадигмы российского воспитания, релевантными являются такие семантические признаки как «способность, умение человека терпеть что-л. чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т.п.), быть снисходительным, терпимым». Анализ словарных дефиниций и примеров употребления лексем «терпимость» и «толерантность» показывает идентичность добродетели «терпимость» и ценностного концепта «толерантность» в плане содержания. Их отличительной чертой, на первый взгляд, является то, что, репрезентируя единый ценностный концепт, номинативная лексема «терпимость» изначально ориентирована на русскоязычный мир, а «толерантность» – на англоязычный. Однако, оказавшись под воздействием процесса глобализации английского языка, заимствованная лексема «толерантность» в современной парадигме духовно-нравственного воспитания все увереннее позиционирует себя номинантом одноименного ценностного концепта «толерантность», в содержание которого русская языковая личность, тем не менее, вкладывает, прежде всего, все семантические признаки исконно русского слова «терпимость», включая «терпимость вер, разных исповеданий, личных убеждений» [2]. Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [1: 46-47]. Баланс толерантности по отношению к собственному и другим народам, когда позитивный образ своего этноса соотносится с позитивным отношением к другим этносам, характерен для позитивной этноидентичности. Под этноидентичностью в отечественной этнической педагогике и психологии понимается «принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства, а также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [4; 74]. Этноидентичность определяется как «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания» [4; 43].
Как правило, этническое самосознание характеризуется этнической (национальной) самооценкой. Черезмерно завышенная самооценка, выражающаяся в демонстрации превосходства своего этноса над другими народами, выпячивание своей этнической принадлежности, кичливость, присуща людям с трансформацией этнического самосознания по типу гиперидентичности. При межкультурном взаимодействии гиперидентичность принимает такие формы, как этноизоляционизм, этноэгоизм и даже национальный фанатизм. Они представляют собой типы национальной интолерантности, отличающиеся по степени своей выраженности. Любое, даже незначительное проявление интолерантности в процессе межкультурного взаимодействия может стать причиной конфликтов и даже, как показывает история, человеческих трагедий. Все виды трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности являются серьезными барьерами для успешного межнационального общения. При выявлении такого рода трансформаций этнического самосознания у молодежи требуется целенаправленная коррекционная воспитательная работа по устранению данных тенденций и формированию позитивной этнической (национальной) идентичности.
Таким образом, диагностика этнического самосознания у молодежи в условиях обострения этнополитической ситуации в мире позволяет выявить трансформации и интолерантные тенденции и провести определенные меры по их устранению.
В Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева обучаются студенты разных национальностей из разных уголков нашей страны. В последнее время среди студентов можно увидеть достаточно много иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. Особенно много иностранных студентов обучается на историко-филологическом факультете, где они изучают русский язык и литературу. Мы решили провести исследование по определению состояния этнического самосознания студентов-бакалавров второго курса с целью выявления лиц с трансформацией этнического самосознания и выраженными интолерантными тенденциями. В эксперименте приняло участие 38 студентов. Была использована методическую разработку Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», направленной на определение тенденций трансформации этнического самосознания [4; 5]. Данная методика дает возможность выявить из числа респондентов лиц со следующими типами этнической идентичности: позитивная этническая идентичность (является нормой, т. е. сочетанием позитивного отношения к своему этносу с позитивным отношением к другим), этноиндифферентность (размывание этноидентичности), этнонигилизм (гипоидентичность, отход от своего этноса), этноэгоизм (гиперидентичность, может представлять напряженность, высокую конфликтность и раздражение в процессе общения с представителями других этносов), этноизоляционизм (уверенность в превосходстве своего народа над остальными), этнофанатизм (готовность совершать любые поступки, идти на любые действия во имя так или иначе понятых интересов своего народа). Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм являются ступенями гиперболизации этноидентичности, свидетельствующей о появлении дискриминационных форм межэтнических отношений. К числу толерантных лиц авторы методики относят респондентов, этническая идентичность которых характеризуется по типу нормы, либо одновременно по типу нормы и этноиндифферентности. В группу интолерантных лиц входят респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичность». Сюда также входят респонденты, у которых вместе с гиперидентичностью в межэтническую диспозицию попадает либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо одновременно и то, и другое. У тех, у которых выражены толерантные и интолерантные установки, перевес одной из тенденций, по мнению авторов, позволяет провести границу и распределить респондентов на две категории [4; 116].
В результате исследования были получены следующие результаты (в виде среднего балла): позитивная этноидентичность – 16,71, этноидифферентность – 12, этнонигилизм – 2, этноэгоизм – 4,47, этноизоляционизм – 3,44, этнофанатизм – 4,18.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом большая часть респондентов обладают позитивной этноидентичностью, что свидетельствует об их этнической толерантности. Довольно много этноиндифферентных студентов, что свидетельствует о неопределенности их этнической принадлежности, неактуальности этничности для них. Хотя в среднем баллы по показателям гиперидентичности (этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм) не очень высокие, однако у отдельных респондентов они доходят до 14 баллов из 20 возможных, а у одного респондента до 16 баллов, что свидетельствует о некоторых интолерантных тенденциях в коллективе, которые могут стать источниками межнациональных конфликтов и требуют определенной воспитательной работы по их устранению.
Результаты проведенного исследования показали, что необходима целенаправленная работа по формированию этнокультурной толерантности. Для достижения этой цели следует использовать потенциальные возможности дисциплин, в особенности гуманитарного цикла, преподаваемых студентам историко-филологического факультета. Дисциплиной, которая призвана готовить студентов к межкультурному (межэтническому) взаимодействию, несомненно, является также и иностранный язык. При правильно поставленной работе возможно целенаправленное устранение интолерантных установок и воспитание действительно толерантной личности, сочетающей в себе оптимальный баланс толерантности по отношению к другим этническим группам и своей собственной, что является важным условием мирного и эффективного межкультурного взаимодействия в современном полиэтническом мире.