Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ETHNIC IDENTITY DIAGNOSING IN INTERNATIONAL STUDENTS GROUP

Pushkin A.A. 1 Tenyakova E.A. 2
1 Сhuvash State I.N. Ulyanov University
2 Сhuvash State Pedagogical I.Y. Yakovlev University
The article deals with the problem of ethnic identity in a modern globalized world. The authors believe that the issue of ethnic identity has always been and continues to be important. As a social phenomenon ethnic identity manifests itself particularly expressively in terms of socio-economic and political instability in the form of inter-ethnic tension. The essence of ethnic tension is that the individual begins to demonstrate a certain degree of intolerance towards people of other ethnic groups and nationalities. The article states that the intentional creation of ethnic tensions is used by «ethnic entrepreneurs» to solve their own selfish purposes. Based on this presumption the authors suggest using the standard methodology for the diagnosis of ethnic identity in students groups and performing appropriate corrective educational work aimed at forming ethnic and cultural tolerance.
intolerance
personality
types of ethnic identity
tolerance
attitude
ethnic identity

Современный многополярный мир характеризуется сложной социально-экономической и политической ситуацией, обусловленной рядом объективных факторов, среди которых фактор этнической идентичности продолжает оставаться доминирующим, определяя стратегии взаимодействия и развития на перспективу во всех сферах человеческой деятельности. Этническая идентичность как социальное явление проявляет себя особенно выразительно в полиэтническом обществе и не в самом лучшем виде в условиях экономической и политической нестабильности, расслоения общества на бедных и богатых, когда «этнические антрепренеры» ради достижения своих корыстных целей начинают публично разыгрывать карту этнической идентичности, суть которой заключается в том, чтобы повысить накал межэтнической напряженности в обществе [5]. В истории достаточно наглядных примеров, когда вину за страдания простого народа перекладывали на представителей того или иного этноса. Это вызывало у бедствующей части населения устойчивое чувство нетерпимости или, как принято сегодня говорить, интолерантности по отношению к виновникам всех их бед.

К сожалению, то, что было, не осталось в прошлом. Всё то, что было, имеет место и в современном мире. И не только локально, т.е. внутри одного государства. Проблема межэтнической толерантности/интолерантности глобализируется, становится международной.

В свете изложенного выше вопрос о целенаправленном формировании этнотолерантных взглядов и убеждений, способствующих укреплению духовно-нравственных основ российского общества, стоит как никогда остро. Ведь действительно, проблема толерантности и интолерантности стала особенно актуальной и обсуждаемой в свете последних событий, происходящих в мире: потоки беженцев и эмигрантов в Европу привели к большому этническому разнообразию населения европейских стран и вызвали обострение межнациональных конфликтов, в частности, события в немецком городе Кёльн накануне нового 2016 года. К воспитанию толерантности на Западе складывается противоречивое мнение. С одной стороны, считается, что необходимо воспитывать в людях толерантность, а с другой стороны – черезмерная толерантность приводит к тому, что от представителей других культур в лице эмигрантов и беженцев страдают сами европейцы [7]. Следует отметить, что в европейской традиции концепт «толерантность» трактовался гораздо шире, чем в российской. Для ценностного концепта «толерантность», являющегося неотъемлемым компонентом современной духовно-нравственной парадигмы российского воспитания, релевантными являются такие семантические признаки как «способность, умение человека терпеть что-л. чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т.п.), быть снисходительным, терпимым». Анализ словарных дефиниций и примеров употребления лексем «терпимость» и «толерантность» показывает идентичность добродетели «терпимость» и ценностного концепта «толерантность» в плане содержания. Их отличительной чертой, на первый взгляд, является то, что, репрезентируя единый ценностный концепт, номинативная лексема «терпимость» изначально ориентирована на русскоязычный мир, а «толерантность» – на англоязычный. Однако, оказавшись под воздействием процесса глобализации английского языка, заимствованная лексема «толерантность» в современной парадигме духовно-нравственного воспитания все увереннее позиционирует себя номинантом одноименного ценностного концепта «толерантность», в содержание которого русская языковая личность, тем не менее, вкладывает, прежде всего, все семантические признаки исконно русского слова «терпимость», включая «терпимость вер, разных исповеданий, личных убеждений» [2]. Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [1: 46-47]. Баланс толерантности по отношению к собственному и другим народам, когда позитивный образ своего этноса соотносится с позитивным отношением к другим этносам, характерен для позитивной этноидентичности. Под этноидентичностью в отечественной этнической педагогике и психологии понимается «принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства, а также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [4; 74]. Этноидентичность определяется как «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания» [4; 43].

Как правило, этническое самосознание характеризуется этнической (национальной) самооценкой. Черезмерно завышенная самооценка, выражающаяся в демонстрации превосходства своего этноса над другими народами, выпячивание своей этнической принадлежности, кичливость, присуща людям с трансформацией этнического самосознания по типу гиперидентичности. При межкультурном взаимодействии гиперидентичность принимает такие формы, как этноизоляционизм, этноэгоизм и даже национальный фанатизм. Они представляют собой типы национальной интолерантности, отличающиеся по степени своей выраженности. Любое, даже незначительное проявление интолерантности в процессе межкультурного взаимодействия может стать причиной конфликтов и даже, как показывает история, человеческих трагедий. Все виды трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности являются серьезными барьерами для успешного межнационального общения. При выявлении такого рода трансформаций этнического самосознания у молодежи требуется целенаправленная коррекционная воспитательная работа по устранению данных тенденций и формированию позитивной этнической (национальной) идентичности.

Таким образом, диагностика этнического самосознания у молодежи в условиях обострения этнополитической ситуации в мире позволяет выявить трансформации и интолерантные тенденции и провести определенные меры по их устранению.

В Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева обучаются студенты разных национальностей из разных уголков нашей страны. В последнее время среди студентов можно увидеть достаточно много иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. Особенно много иностранных студентов обучается на историко-филологическом факультете, где они изучают русский язык и литературу. Мы решили провести исследование по определению состояния этнического самосознания студентов-бакалавров второго курса с целью выявления лиц с трансформацией этнического самосознания и выраженными интолерантными тенденциями. В эксперименте приняло участие 38 студентов. Была использована методическую разработку Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», направленной на определение тенденций трансформации этнического самосознания [4; 5]. Данная методика дает возможность выявить из числа респондентов лиц со следующими типами этнической идентичности: позитивная этническая идентичность (является нормой, т. е. сочетанием позитивного отношения к своему этносу с позитивным отношением к другим), этноиндифферентность (размывание этноидентичности), этнонигилизм (гипоидентичность, отход от своего этноса), этноэгоизм (гиперидентичность, может представлять напряженность, высокую конфликтность и раздражение в процессе общения с представителями других этносов), этноизоляционизм (уверенность в превосходстве своего народа над остальными), этнофанатизм (готовность совершать любые поступки, идти на любые действия во имя так или иначе понятых интересов своего народа). Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм являются ступенями гиперболизации этноидентичности, свидетельствующей о появлении дискриминационных форм межэтнических отношений. К числу толерантных лиц авторы методики относят респондентов, этническая идентичность которых характеризуется по типу нормы, либо одновременно по типу нормы и этноиндифферентности. В группу интолерантных лиц входят респонденты с этническим самосознанием по типу «гиперидентичность». Сюда также входят респонденты, у которых вместе с гиперидентичностью в межэтническую диспозицию попадает либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо одновременно и то, и другое. У тех, у которых выражены толерантные и интолерантные установки, перевес одной из тенденций, по мнению авторов, позволяет провести границу и распределить респондентов на две категории [4; 116].

В результате исследования были получены следующие результаты (в виде среднего балла): позитивная этноидентичность – 16,71, этноидифферентность – 12, этнонигилизм – 2, этноэгоизм – 4,47, этноизоляционизм – 3,44, этнофанатизм – 4,18.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом большая часть респондентов обладают позитивной этноидентичностью, что свидетельствует об их этнической толерантности. Довольно много этноиндифферентных студентов, что свидетельствует о неопределенности их этнической принадлежности, неактуальности этничности для них. Хотя в среднем баллы по показателям гиперидентичности (этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм) не очень высокие, однако у отдельных респондентов они доходят до 14 баллов из 20 возможных, а у одного респондента до 16 баллов, что свидетельствует о некоторых интолерантных тенденциях в коллективе, которые могут стать источниками межнациональных конфликтов и требуют определенной воспитательной работы по их устранению.

Результаты проведенного исследования показали, что необходима целенаправленная работа по формированию этнокультурной толерантности. Для достижения этой цели следует использовать потенциальные возможности дисциплин, в особенности гуманитарного цикла, преподаваемых студентам историко-филологического факультета. Дисциплиной, которая призвана готовить студентов к межкультурному (межэтническому) взаимодействию, несомненно, является также и иностранный язык. При правильно поставленной работе возможно целенаправленное устранение интолерантных установок и воспитание действительно толерантной личности, сочетающей в себе оптимальный баланс толерантности по отношению к другим этническим группам и своей собственной, что является важным условием мирного и эффективного межкультурного взаимодействия в современном полиэтническом мире.