Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE SEMIOTICS OF HAIR IN THE EVERYDAY CULTURE

Svetlichnaya I.V. 1
1 Omsk state institute of service
The article talks about the importance of semiotics hairstyles in the visual culture of everyday life. A comparative analysis of the symbolic characteristics of women’s hairstyles of ancient and modern cultures. This ratio is the most important differentiating features of social classes. It helps to find ways to show the symbolism of the characteristics of the hairstyles of ancient visual cultures on the basis of identity, nuance, or contrast in the semiotics of modern hairstyles, taking into account social stratification.
hairstyle
semiotics
culture
social stratum
symbols
shape
color
lines
style

В настоящее время значимость прически в визуальной культуре возрастает, так как прическа задает новые тенденции в формировании образа человека с учетом сферы деятельности. Визуализация в данном случае зависит от социокультурных потребностей человека, выражающихся через выбор стилевого решения и семиотику прически.

Актуальность выбора семиотического подхода для изучения социокультурных предпочтений в визуальной культуре подтверждается работами таких авторов Н.А. Казарьян по исследованию проблем семиотического подхода социокультурной реальности и Н.А. Лукьяновой по исследованию коммуникативно-семиотического моделирования социокультурных изменений [5, 6].

Изучая работы исследователей социокультурных аспектов семиотики, таких как Р. Барт и И. Гофман, можно предполагать, что семиотические средства визуальной культуры, такие как прическа и костюм могут способствовать выявлению стилевых предпочтений, социокультурных потребностей и устойчивой социальной стратификации [1, 3].

В текстах авторов И.П. Ильин и А.К. Орлова, можно проследить соотношение семиотичных характеристик определенного стиля с их проявлением в визуализации представителей разных социальных слоев. Данное сравнение зачастую проводится на основе таких важнейших дифференцирующих признаков, как экономическое положение, разделение труда, объем властных полномочий, социальный престиж [4, 7]. В процессе смены культур символичные характеристики визуализации проявляются контрастно, нюансно или тождественно с учетом принадлежности к социальному слою.

В этой связи можно полагать, что изучение семиотики прически с учетом социальной стратификации позволит выявить предпосылки проявления в современных прическах символики древних культур. Данные символичные характеристики прически могут являться объединяющими в визуализации представителей различных социальных слоев, что подтверждает значимость семиотики прически в современной культуре.

Выявлению изменения семиотических характеристик прически в разных социальных слоях в процессе смены культур способствовали приемы сравнительно-исторического метода. Данные приемы применялись для установления взаимосвязи символики причесок периодов культуры Древнего Египта и Античности и классического и романтического стилей современной визуальной культуры.

Приемы сравнения дали возможность соотнести символичные характеристик причесок (форма, линии и цвет) с их проявлением в современной визуальной культуре с учетом важнейших дифференцирующих признаков социальных слоев.

В анализе символики характеристик прически в рамках сравнения древних культур Египта и Античности и современной визуальной культуры был использован семиотический метод. Установленные выводы о взаимосвязи символичных характеристик причесок разных культур и их тождественном проявлении в разных социальных слоях современной визуальной культуры способствуют определению прически как доминирующего компонента визуализации.

В семиотике современных причесок можно наблюдать сохранение символики устойчивых художественных средств в виде форм, линий и цвета, которые интегрируя с модными тенденциями, способствуют популяризации определенных стилей, в прическах повседневного и вечернего направления.

По наблюдениям культуры повседневности в области визуализации образа человека посредством прически одними из популярных являются такие стили, как классический и романтический. Популярность данных стилей в современной культуре обусловлена их семиотикой в прическах повседневного, делового и вечернего назначения. Предпосылки формирования данных стилей возникли еще в периоды Древнего Египта и Древней Греции и получили свое развитие и популярность в период 20–21-го веков [8].

Семиотика причесок классического стиля проявляется через четкие геометрические силуэты, плотную массу, прямые линии вертикального или горизонтального направления, монохромное цветовое решение, доминирование формы над линиями, элементами и цветом. Данные характеристики символизируют стабильность, целеустремленность и завершенность, что соответствует семиотике древнеегипетских причесок. Причёски данного стиля характеризуются геометрическими формами, четкими линиями и натуральным цветом [3, с. 123-127]. Форма круга в прическах символизировала чувство защиты, треугольника – стремление, а трапеции – познание. Использование в композиции причесок горизонтальных линий символизировало спокойствие и прочность, вертикальных – новые возможности. Тёмный цвет волос символизировал власть и земную энергию [8].

Семиотика причесок романтического стиля проявляется через пластику форм, воздушную массу, плавные линий и мягкий градиент в цветовом решении. Данные характеристики символизируют нежность, возвышенность и гармонию, что соответствует семиотики причесок античной культуры. Прически данного стиля характеризуются плавными контурами причесок, изогнутыми линиями и светлым цветом. Форма овала в прическах символизировала – защиту человеческой души [3, с. 137-142]. Светлые золотистые волосы символизировали великодушие и интеллект. Волнообразная фактура на основе диагональных линий, символизировала изящество, непринуждённость и движение [8].

Особенности использования сравнительно-исторического и семиотического метода исследования позволяют выявить то, что взаимодействие символики формы, цвета и линий в прическах способствовало выявлению общих семиотичных характеристик визуальной культуры Древнего Египта и классического стиля в современных прическах, и визуальной культуры Античности и романтического стиля в современных прическах.

В период формирования классического и романтического стилей в прическах, то есть в периоды визуальной культуры Древнего Египта и Античности семиотика причесок формировалась посредством контрастных (полярных) характеристик форм, линий и цвета в разных социальных слоях [2]. В визуализации причесок одновременно можно было наблюдать символичные характеристики выбираемые на основе приемов контраста, нюанса и тождества в одной визуальной культуре, но разных социальных слоях.

Контрастное проявление организации характеристик визуализации позволяет определить положение в социальной страте. Семиотические характеристики, организованные на приеме контраста характерны для визуализации представителей древних культур, которая напрямую зависела от экономического положения, разделения труда, объема властных полномочий, социального престижа представителя культуры [2].

Тождественное проявление характеризуется наблюдением одинаковых художественных характеристик визуализации объекта вне зависимости от принадлежности к социальному слою. Так как современные достижения в технологиях и материалах позволяют выполнять любые идентичные формы, линии и цвет без учета дифференцирующих социальных признаков [2]. Прием тождества характеристик в семиотике причесок, позволяет стирать границы визуализации, способствует взаимопроникновению символичных характеристик, что можно наблюдать в семиотике визуальной культуры 20–21-го веков.

Нюансное проявление характеризуется имитацией похожих символичных характеристик в разных социальных слоях. Прием нюанса позволяет приблизится к желаемой визуализации без учета социокультурного положения представителя определенной культуры. Можно наблюдать с учетом смены культур в разные периоды от древних до современных визуальных культур. Что характерно для промежуточных социальных слоев, представителей искусства и искусственно созданных образов (имиджа).

Основываясь на исследования (материалы) по изучению визуальной культуры периода Древнего Египта, можно утверждать что в семиотике причесок можно наблюдать контрастные или нюансные решения у разных слоев населения. В ходу почти у всех слоев населения были парики, в композиции которых наблюдались различный материал. При общей схожести основных характеристик причесок у знати они были изысканны и декорированы, а у простолюдина – проще и гораздо скромнее. Парики представителей разных слоев общества выполнялись из материалов символика которых была основополагающей при определении статуса носителя. Парики фараонов и жрецов выполнялись из натуральных волос, парики вельмож и знати – из шерсти животных, нитей, а ремесленников и земледельцев – из растительных волокон [10, с. 78-79].

Огромную роль в семиотике причесок играл объем париков. Самые большие по размеру парики были у фараона и жрецов, самые маленькие – земледельцев и ремесленников [10, с. 79]. Со снижением социального статуса владельцев уменьшались не только размеры, но и упрощалась форма парика. В форме париков в зависимости от принадлежности к слою населения определялись четкие геометрические силуэты от сложных (трапеция) к более простым (треугольник и круг) [8]. Многослойность фактуры достигалась за счет возможностей в выборе видов укладки. Представители знатных слоев завивали волосы на деревянные бигуди, в результате чего формировались крутые завитки. Низшие слои формировали рыхлую волнистую фактуру за счет фиксации в тугие косы [10, с. 80].

Вне зависимости от статуса в композиции всех париков наблюдались четкие вертикальные или горизонтальные линии и преимущественно черные и темно-коричневые цвета, которые определялись согласно требованиям моды и социального уклада общества [10, с. 80]. На основании вышесказанного можно утверждать что семиотическое значение характерное для причесок визуальной культуры Древнего Египта достигалось посредством контрастных характеристик в форме, материале и декоре, символизирующих уровень власти, социального положения и разделения труда, и нюансных характеристик в линиях и цвете, символизирующих принадлежность к культуре в разных социальных слоях.

В семиотике причесок культуры Древней Греции можно наблюдать различные символичные характеристики с учетом социальной стратификации населения. В силуэтах женских причесок у представителей разных слоев населения преобладали четкие овальные очертания, но наполнение данной формы происходило по-разному. Так как прическа позволяла определить социальное положение человека, то можно было наблюдать контрастное и нюансное цветовое, фактурное и декоративное решение [4, с.56-57].

Эталоном красоты в данный период был светлый цвет волос, а так как от природы у всех гречанок преобладал темный цвет, то основное население выполняло прически на естественном цвете волос. И только представители знатных слоев могли позволить себе изменять природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, посыпания мелко помолотым рисом, мукой, порошком из трав, и в особо торжественных случаях – золотым порошком [10, с. 127-128].

Основой всех причесок был тугой узел на нижнем, среднем или верхнем затылке. На формирование высокого пучка, требовалась поддерживающая конструкция в виде каркаса, диадемы или жесткой сетки, которые могли позволить себе только знатные женщины [10, с. 129]. Следовательно, по высоте прически так же можно было определить положение в обществе.

В данный период модными становятся так же разные виды текстурирования волос. Искусству завивки волос обучали специальных рабов – коламистров, которых могли себе позволить только знатные люди [10, с. 131]. Следовательно в прическах, представителей знатных слоев, можно наблюдать аккуратно подстриженные и уложенные объемные волны и локоны, а у представителей низших слоев – текстуру рыхлую и менее объемную, сформированную самостоятельно на основе косичек.

На основании вышесказанного можно утверждать, что семиотика причесок визуальной культуры Античности достигалось посредством контрастных характеристик в цвете, объеме и декоре, символизирующих материальное положение и объем власти, и нюансных характеристик в форме и линиях символизирующих социальный престиж и социокультурные предпочтения.

Выбор контрастных или нюансных приемов организации символичных характеристик зависел от социальной стратификации и проявлялся через выбор формы, линий и цвета. Если необходимо было чтобы семиотика прически символизировала четкие социальные различия то выбирался контраст, если необходима была целенаправленная имитация социокультурных предпочтений, то выбирался нюанс в организации формы, линий и цвета. Тождественная организация в древней визуальной культуре, как показывает сравнительно-исторический анализ, не использовалась.

Данные приемы зачастую используют дизайнеры при создании причесок в классическом и романтическом стиле. Но в данном случае выбор визуальных семиотичных характеристик уже не зависит от социальной стратификации. Контрастные приемы используются для причесок зрелищных, нюансные для нарядных, а тождественные для повседневных причесок современной визуальной культуры. Так как возможности в технологиях и материалах, участвующих в создании причесок, позволяют выбирать любые стилевые характеристики вне зависимости от дифференцирующих характеристик социальных слоев, что характеризует прическу как семиотический компонент, доступный для любых слоев населения и связывающий их через взаимопроникновение социокультурных визуальных характеристик современной культуры.

Основой формирования классического стиля являются символические характеристиках древнеегипетской визуальной культуры. Данные характеристики сохранились в современной культуре, так как в семиотике причесок символизируют стремление к развитию через форму, целеустремленность через линии и четкость в принятии решений через цвет, что идентично семиотике древнеегипетской визуальной культуре [9, с. 951-961]. Данное значение в современной культуре реализуется посредством сохранения геометрии форм, но уменьшению объема, замены сложных фактурных линий на прямые или легкие волнистые, и сохранению темного цветового решения.

Прически с данной семиотикой, выбирают для повседневных деловых или классических образов, символизирующих гармоничность, логику и простоту, что поддерживает популярность данного стиля. Символические характеристики в данных прическах у представителей разных социальных слоев организованы на основе приема тождества форм и нюанса линий и цвета, влияющих на создание акцента в индивидуализации образа.

Романтический стиль основан на символических характеристиках Античной визуальной культуры. Данные характеристики сохранились в современной культуре, так как в семиотике современных причесок возвышенность духа означают через форму, достоинство личности – через скульптурность линий и динамику развития через пластику цвета, что идентично семиотике культуры Античности. Данное значение в современной культуре реализуется посредством сохранения мягких овальных силуэтов, пастельного цветового решения и ритмической организации в плавных волнистых линий [8].

Прически с данной семиотикой выбирают для нарядных повседневных и вечерних причесок романтического стиля, символизирующих неоднозначность, легкость и воздушность, что поддерживает популярность данного стиля в современной визуальной культуре. Символические характеристики в данных прическах у представителей разных социальных слоев организованы на основе приема тождества линий и нюанса форм и цвета, влияющих на индивидуальность в эмоциональном восприятии образа.

На основании вышесказанного можно сделать выводы о том, что семиотика современной прически символизирует социальный статус через стилевые символичные характеристики прически. Но сравнительная характеристика семиотики прически выявляет более мягкие различия в форме, элементах и цвете представителей разных стратификаций. То есть, на формировании семиотических кодов современной прически, ее стиля и назначения влияют приемы тождества и нюанса в организации характеристик прически, а не контраста как в Древних культурах. Тем самым расширяются возможности разных социальных слоев в использовании заимствованных семиотичных характеристик в повседневной визуальной культуре каждого социального слоя. Изучение трансформации художественных визуальных характеристик прически расширяет знания о ее семиотике, тем самым подтверждая значимость прически в современной визуальной культуре.