Восстановление системы воспроизводства научных кадров является одной из наиболее острых проблем современной российской науки [7, 9, 10, 12]. Современные федеральные программы нацелены на создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. В этой связи мы проводили социологическое исследование формирования научного потенциала в условиях образовательной среды медицинского вуза. Эмпирическую базу исследования составили данные социально-психологической диагностики студентов старших курсов медицинского вуза ЮФО, с использованием модифицированной методики Дж. Барретта [2,8]. Исследование личностных качеств проводилось у студентов старших курсов в двух альтернативных группах – терапевтов и хирургов (N=120, девушки и юноши взяты в паритетных отношениях). На основании определения преобладающего свойства личности были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A), склонный к уединению (So), общительный (G). Методика позволяет определить наиболее адекватные научно-исследовательской деятельности «экспериментаторские» типы личностей.
Согласно полученным результатам экспериментаторские типы (ISpPG, IspAG) отмечены у 16,6 % юношей-хирургов; при этом исполнительские типы (FSpPG, FSpAG), выявлены у 58,5 % исследуемых, организаторские типы (FDAG, ISpAG, ISpAG, FSpPSo) – у 25 % юношей.. При этом обращает внимание, что практически каждый третий юноша группы терапевтов обладает экспериментаторскими склонностями (33,4 % юношей).
В отличие от юношей в модельной группе хирургов группы, каждая третья девушка обладает экспериментаторскими свойствами (35,8 % девушек против 16,7 % юношей (р>0,05).
Экспериментаторские типы отмечены у 35,8 % девушек, организаторские типы у 27,4 %; исполнительские типы – у 35,8 %, типы со способностью к планированию – не выявлены.
У девушек в модельной группе терапевтов экспериментаторские типы встречаются реже, чем среди девушек альтернативной группы (27,5 %); организаторские типы выявлены у 27,5 % девушек, типы со способностью к планированию – у 8,6 %. Обращает внимание, что в этой группе, в отличие от рассмотренных выше, выявлены типы со способностью к планированию, которые характеризуют личности образно мыслящие и предусмотрительные, которым свойственен интерес к работе, имеющей одновременно абстрактное и практическое применение.
Таким образом, получены гендерные различия в распространенности среди студентов-медиков психотипов, склонных к научной деятельности. В модельной группе хирургов отмечено достоверное преобладание лиц с экспериментаторскими свойствами среди девушек (35,8 % девушек против 16,6 % юношей, р<0,05). Применение апробированной в нашем исследовании методики возможно в рамках создания методической системы психологического сопровождения профессионального обучения с целью диагностики личностных особенностей специалистов, в частности, рекомендаций для научно-педагогической деятельности [1, 6, 9].