Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Современное гуманитарное знание способно восстановить утраченную в пылу борьбы за становление нового экономического порядка и глобализированного образа мира естественную гармонию интересов человека и общества. Этому способствует Закон об образовании Российской Федерации, в котором отмечается, что образование должно содействовать самореализации личности путем оптимизации и демократизации образовательного процесса. Так, учебным заведениям предоставлено право самостоятельно разрабатывать учебные программы, отражая социокультурные изменения в содержании гуманитарного образования, которое выступает основанием человекознания, обществознания, транслятором общечеловеческих, национальных ценностей, идеологии, культурно-исторических традиций и духовного образа нации.

Между тем, современная наука предельно сужает сферу духовности, ограничивая ее миром человеческой субъективности. Тем самым гуманитарное образование лишается онтологического обоснования как ключевого ресурса реализации сущности человека: «Современное гуманитарное знание, исключив из своего предмета трансцендентное пространство духовности, породило культурную брешь в понимании человека» [1], в то время как именно гуманитарное образование призвано способствовать «становлению человека из потенции в актуальность» [2, с. 120], становлению в плоскости тела возвышенного духа. Таким образом, критерием качества гуманитарного образования выступает его гуманистическая ценностная ориентация, ориентация на самоактуализацию личности, ее духовное саморазвитие и самосовершенствование.