Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Главным условием достижения качественно нового уровня развития региона является наличие инновационного потенциала, без которого в настоящее время не может обойтись ни одна экономическая система, стремящаяся завоевать лидирующее положение среди аналогичных ей систем. Большое значение при этом имеет использование имеющегося потенциала и его увеличение в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу.

Основываясь на рассмотрении инновационного потенциала региона, как с точки зрения ресурсной компоненты, так и результативной, отметим, что, под ним понимается единая система внутренних ресурсов производственной и непроизводственной сфер, рынка и рыночного взаимодействия, которые при эффективном воздействии на них принимают форму факторов и условий создания и внедрения инноваций, обусловливающих готовность региона к осуществлению инновационной деятельности.

Исходя из установленных взаимосвязей между инновационным потенциалом региона и уровнем инновационной активности территории, финансовая составляющая рассматривается как доминирующая и определяющая все его компоненты. Данное утверждение основывается и на систематизации результатов исследований российских ученых, таких как: Сергеев В.А., Скобеева В.В., Баширов К.Э. [6], Анисимов Ю.П., Пешкова И.В.[2], Акбердина В.В. [1], Штерцер Т.А. [8] и многие другие.

Показатель внутренних затрат на исследования и разработки является главным при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития. Так, сектор исследований и разработок Чеченской республики практически полностью финансируется бюджетными средствами, на их долю в 2014 году приходилось 99,9 % средств (26635,7 тыс. руб.), а в 2013 г. – 98,4 % всех источников затрат (57342,0 тыс. руб.). Финансирование из предпринимательского сектора, иностранных источников в республике не осуществлялось за период, и кроме того, отмечен низкий уровень собственных средств организаций в общих затратах на науку: 1,5 % в 2014 г. [5].

На долю фундаментальных исследований в республике приходится от 72,7 % до 89,0 % всех внутренних текущих затрат, этот показатель выше уровня по России в целом. Но по уровню финансирования разработок Чеченская республика отстает от общероссийского уровня, в 2014 году финансирование разработок не осуществлялось, а в 2013 году затраты составляли 3,3 % в общем объеме текущих затрат на исследования и разработки.

Чеченская республика имеет более мобильную структуру текущих затрат по областям науки. В 2013 году высокие доли затрат отмечены по естественным (23,36 %), техническим (20,2 %) и гуманитарным наукам (19,1), в 2014г. – по гуманитарным (25,7 %), общественным (19,1) и техническим наукам (17,7 %). Затраты по медицинским и сельскохозяйственным наукам составили в конце периода: 10,6 % и 12,5 %, соответственно (в России – 2,0 %) [7].

По результатам корреляционного анализа установлено, что в 2013 году инновационная активность исследуемой территории достигает значения, близкого к среднему уровню: 0,498 [4]. Наличие слабой обратной связи между результативным показателем и инновационной активностью по финансовому потенциалу означает, что увеличение объемов финансирование не является стимулирующим инновационную активность фактором. Исходя из данного обстоятельства, представляется, что одним из направлений повышения инновационной активности по использованию финансового потенциала региона является разработка и внедрение механизма венчурного финансирования инвестиций в инновации.

Исследование всех существующих форм образования венчурного фонда приводит к выводу о том, что наиболее приемлемой формой венчурного фонда для республики является товарищество на вере (коммандитное товарищество), в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности» [3].

Главным преимуществом коммандитного товарищества является возможность участия в нем частных инвесторов, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, являясь при этом по законодательству юридическим лицом. В то время как сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Еще одним преимуществом коммандитного товарищества является то, что существуют следующие ограничения: в товариществе на вере открытого типа инвесторы не имеют возможности изъять свой капитал до определенного срока; в товариществе на вере закрытого типа невозможно изъять капитал без согласия других участников пула.

Это ограничение крайне важно, так как продолжительные сроки окупаемости инвестиций и их повышенная рискованность требует проведения стабильной и долгосрочной инвестиционной политики, которая создает ограничения, позволяющие минимизировать риски пайщиков напрямую или путем перераспределения рисков с одного пайщика на многих.

В результате осуществления продуманной государственной политики по стимулированию развития венчурного финансирования будет обеспечено:

• привлечение частного капитала в научно-техническую сферу. Венчурные компании должны будут тщательно отслеживать появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремиться первыми получить результат в свое распоряжение;

• сокращение бюджетных расходов на развитие научно-технической сферы;

• активизация регионального потенциала посредством сближения государства и предпринимательской сектора, в результате чего не будет растрачиваться инновационный потенциал, финансовые риски будут покрываться высокими прибылями от последующей коммерциализации проектов;

• создание эффективной системы стимулирования инновационной деятельности.

Развитие венчурного финансирования и венчурного предпринимательства способно решить целый комплекс задач, стратегически важных для осуществления позитивных качественных изменений в экономике региона.