Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Морзабаева Р.Б. 1
1 Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», институт повышения квалификации педагогических работников
1. Морзабаева Р.Б., Бектурова З.К., Баймадиева Г.А. Отчет о научно-исследовательской работе за 2009-2011 годы по теме: Разработка концепции инновационной деятельности учителя-предметника как стратегического капитала системы непрерывного образования Республики Казахстан (заключительный). – № Госрегистрации 0109РК00249. – Инв. № 0211RK01354.
2. Теория инноваций в обучении отдельной дисциплине // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – М., 2011. – № 10. – С.92-94 

В быстро меняющемся, глобализирующемся мире система образования, а также обусловленное педагогической деятельностью качество человеческого капитала приобретает особое значение в политическом, социально-экономическом, технологическом и культурном развитии Республики Казахстан [1].

Основное требование к умениям учителя новой формации занимает способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. Этот аспект образованности учителя однозначно предполагает владение им инновационной деятельностью.

В ходе исследования [1] на основе теории инноваций [2] в обучении отдельной дисциплине и принципа взаимосвязи уровней профессиональных знаний с уровнем компетентности учителя-предметника нами разработаны новые взаимосвязанные системы подготовки и переподготовки учителей-предметников к инновационной деятельности в непрерывном образовании РК.

Процесс развития знаний, которыми способны овладеть учителя-предметники, мы рассматриваем во взаимосвязи с уровнем их компетентности. При этом: «компетентный учитель-предметник» – это учитель, обладающий знаниями и способностями в соответствующей образовательной области, позволяющими ему обоснованно судить об этой образовательной области и эффективно действовать в ней – создавать собственное ноу хау, опытный учитель-предметник, проработавший по специальности не менее 5 лет; «учитель-наставник» – это учитель, способный оценивать свою профессиональную деятельность и деятельность окружающих его коллег, обнаруживать их недочеты и уметь показать пути их устранения; «учитель-эксперт» – это учитель-предметник, способный к анализу современного состояния системы обучения отдельной дисциплине и синтезу рекомендаций по ее развитию.

На современном этапе развития системы образования в Республике Казахстан и в связи с мировыми тенденциями мировой практики появляется необходимость научно-методического сопровождения повышения квалификации учителей-физиков. В первую очередь это надо для осуществления учителями инновационной деятельности, инновационного развития их личности, формирования ее инновационной культуры в системе образования РК как планируемого результата. Эти качества связаны, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека.

Как рождается ноу-хау? На основе новых знаний учителем выявляются противоречия в своей обучающей деятельности, разрешение которых и приведет его к разработке инноваций в обучении отдельной дисциплине – ноу-хау.

Сегодня в развитии учителя-физика произошло изменение в источниках и уровнях новых знаний учителя:

• Самообразование – новые знания для учителя;

• Обучение на курсах повышения квалификации – новые знания об изменениях в системе обучения РК;

• Участие в работе научных школ или использование их материалов – знания о новых научных рубежах и открытиях в физике. Например Научная школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ в Европейской организации ядерных исследований (CERN). ЦЕРН, Женева, 22 – 29 марта 2015 года.

Новый элемент в получении новых знаний для учителей-физиков позволяет рассматривать в перспективе не только обеспечение нового статуса учителя как профессионала, способного популяризировать современные научные знания, но и как уважаемого члена общества, с которым необходимо делиться современными наработками в научной и промышленной сфере, чтобы он мог их транслировать будущим специалистам, своим ученикам.


Библиографическая ссылка

Морзабаева Р.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 240-241;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10007 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674