В быстро меняющемся, глобализирующемся мире система образования, а также обусловленное педагогической деятельностью качество человеческого капитала приобретает особое значение в политическом, социально-экономическом, технологическом и культурном развитии Республики Казахстан [1].
Основное требование к умениям учителя новой формации занимает способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. Этот аспект образованности учителя однозначно предполагает владение им инновационной деятельностью.
В ходе исследования [1] на основе теории инноваций [2] в обучении отдельной дисциплине и принципа взаимосвязи уровней профессиональных знаний с уровнем компетентности учителя-предметника нами разработаны новые взаимосвязанные системы подготовки и переподготовки учителей-предметников к инновационной деятельности в непрерывном образовании РК.
Процесс развития знаний, которыми способны овладеть учителя-предметники, мы рассматриваем во взаимосвязи с уровнем их компетентности. При этом: «компетентный учитель-предметник» – это учитель, обладающий знаниями и способностями в соответствующей образовательной области, позволяющими ему обоснованно судить об этой образовательной области и эффективно действовать в ней – создавать собственное ноу хау, опытный учитель-предметник, проработавший по специальности не менее 5 лет; «учитель-наставник» – это учитель, способный оценивать свою профессиональную деятельность и деятельность окружающих его коллег, обнаруживать их недочеты и уметь показать пути их устранения; «учитель-эксперт» – это учитель-предметник, способный к анализу современного состояния системы обучения отдельной дисциплине и синтезу рекомендаций по ее развитию.
На современном этапе развития системы образования в Республике Казахстан и в связи с мировыми тенденциями мировой практики появляется необходимость научно-методического сопровождения повышения квалификации учителей-физиков. В первую очередь это надо для осуществления учителями инновационной деятельности, инновационного развития их личности, формирования ее инновационной культуры в системе образования РК как планируемого результата. Эти качества связаны, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека.
Как рождается ноу-хау? На основе новых знаний учителем выявляются противоречия в своей обучающей деятельности, разрешение которых и приведет его к разработке инноваций в обучении отдельной дисциплине – ноу-хау.
Сегодня в развитии учителя-физика произошло изменение в источниках и уровнях новых знаний учителя:
• Самообразование – новые знания для учителя;
• Обучение на курсах повышения квалификации – новые знания об изменениях в системе обучения РК;
• Участие в работе научных школ или использование их материалов – знания о новых научных рубежах и открытиях в физике. Например Научная школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ в Европейской организации ядерных исследований (CERN). ЦЕРН, Женева, 22 – 29 марта 2015 года.
Новый элемент в получении новых знаний для учителей-физиков позволяет рассматривать в перспективе не только обеспечение нового статуса учителя как профессионала, способного популяризировать современные научные знания, но и как уважаемого члена общества, с которым необходимо делиться современными наработками в научной и промышленной сфере, чтобы он мог их транслировать будущим специалистам, своим ученикам.
Библиографическая ссылка
Морзабаева Р.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 240-241;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10007 (дата обращения: 21.11.2024).