Система управления процессом профессионального развития учителя в условиях непрерывного педагогического образования – это вид управленческой деятельности, направленной на подготовку учителей к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. В практике работы школы внутренним условием формирования и стимулирования профессионального развития учителя является осуществление следующих направлений деятельности:
– практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса);
– система внутришкольного управления качеством образования (внутришкольный контроль, аттестация педагогических кадров); методическая деятельность;
– научно-методическая деятельность;
– экспериментальная и инновационная деятельность.
Проблема обеспечения эффективности управления процессом профессионального развития учителя в условиях школы состоит в разработке организационной модели, позволяющей согласовать все внутренние направления деятельности школы для профессионального развития учителя и внешние условия (система дополнительного образования).
Управление профессиональным развитием учителей включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:
1. Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогов.
2. Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.
3. Аттестация педагогических работников каждые 5 лет с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и интенсивности рабочей нагрузки и формирование плана обучения педагогов по приоритетным направлениям профессионального развития.
4. Включение отдельных педагогов в кадровый резерв по разным видам деятельности и времени.
5. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.
6. Планирование повышения квалификации профессионального развития педагогов.
7. Организация обучения педагогов согласно разработанным в школе программам.
Профессиональное развитие педагогов осуществляется посредством ряда общих методов управления, среди которых к наиболее эффективным относят:
– планирование профессионального роста,
– замещение должностей,
– ротация внутри организации,
– профессиональное и социально-психологическое обучение,
– участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства.
Говоря об особенностях управления развитием учителей, необходимо отметить, что в этом процессе традиционно сильны и некоторые специфические, присущие только системе образования, методы: периодические курсы повышения квалификации, система наставничества, привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений, формирование кадрового резерва на замещение руководящих должностей.
Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием учителей ориентирует образовательные учреждения на деятельность в едином, постоянно изменяющемся научно-методическом пространстве системы образования, необходимость создавать программы повышения квалификации, отражающие индивидуальную траекторию профессионального развития педагога.
Библиографическая ссылка
Вагапова Н.Н. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 361-361;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10048 (дата обращения: 21.11.2024).