Цель настоящей работы – выяснить осведомленность студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Биология», о биоритмах, хронотипах человека, задачах хрономедицины и хронотерапии, а также обратить их внимание на необходимость этих знаний для будущей профессиональной деятельности.
Биологические ритмы – это наследственно закрепленные периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений, которые повторяются на всех уровнях организации живого: от внутриклеточного уровня, до популяционного и биосферного. Основная задача хрономедицины – найти способы применения хронобиологических данных для совершенствования профилактики, диагностики и повышения эффективности лечения заболеваний у человека. Лечение людей на основе данных об их биологических ритмах привело к возникновению хронотерапии, рекомендующей применять лекарства, учитывая время суток, в которое наблюдается наибольший эффект от их действия [2, 3]. Сложившиеся в ходе эволюции живой материи эндогенные биологические ритмы различных функций человека синхронизированы как между собой, так и с географическими явлениями. Один из эндогенных компонентов ритма дает возможность человеку ориентироваться во времени и заранее готовиться к предстоящим изменениям среды. Время является важным экологическим фактором, поэтому искусственное искажение временной ритмичности среды, например, быстрые трансмеридиальные перелеты, перевод стрелок часов на летнее и зимнее время, может привести к нарушению системы биологических ритмов организма и развитию у него патологического состояния – десинхронозу, проявляющемуся снижением работоспособности и развитием болезни адаптации. Изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений, повторяющихся с суточной периодичностью, формируют суточные ритмы частоты деления клеток, колебания температуры тела, интенсивность обмена веществ. У человека отмечено около 100 физиологических функций, имеющих суточные ритмы.
Для выяснения осведомленности студентов о биоритмах и задачах хрономедицины и хронотерапии, было проведено выборочное (81 человек) анкетирование по тестовым заданиям, разработанным авторами. Всего в анкете было 10 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.
Таблица 1
Результаты анкетирования
Анализ ответов |
«совы» |
«голуби» |
«жаворонки» |
|||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
|
Ответили на все вопросы правильно |
3 |
16,7 |
50 |
50,0 |
6 |
33,3 |
Допустили 1-2 ошибки |
1 |
2,8 |
25 |
71,5 |
9 |
25,7 |
Допустили 3-4 ошибки |
1 |
4,0 |
17 |
68,0 |
7 |
28,0 |
Практически на все вопросы ответили неправильно |
- |
- |
3 |
100,0 |
- |
- |
Таблица 2
Хронотипы и успеваемость студентов
Хронотип |
Рейтинг студентов в баллах |
|||
30-27 |
26-25 |
24-22 |
21-20 |
|
Совы |
40,0 % |
30,0 % |
30,0 % |
- |
Голуби |
37,7 % |
22,6 % |
20,8 % |
18,9 % |
Жаворонки |
37,5 % |
25,0 % |
8,3 % |
29,2 % |
Анализ результатов тестирования (табл. 1) позволил сделать следующие выводы: большинство студентов знают, что такое биоритмы, что изучает хрономедицина, задачи хрономедицины и хронотерапии, однако затрудняются с ответами на тестовые задания, касающиеся значения знаний о суточных биоритмах для профилактики и более эффективного лечения заболеваний.
По результатам анализа студентам были даны рекомендации при подготовке к занятиям, зачетам и экзаменам, по возможности, учитывать активность биоритмов в соответствии со своим хронотипом.
В зависимости от того, в какое время суток наблюдается активная фаза биологического ритма сна и бодрствования, выделяют три основных хронотипа людей. Это «жаворонки» – максимальная работоспособность приходится на утренние часы, «совы» – на вторую половину дня или вечерние часы, «голуби» или аритмики, у которых достаточно хорошая работоспособность и утром и вечером, но больше они тяготеют к «жаворонкам». Для выяснения распределения среди студентов по группам лиц с определенным хронотипом были использованы тесты, предложенные кандидатом психологических наук А.В. Толстых [1]. Всего протестировано 155 человек. По результатам анализа данных получено следующее распределение участников эксперимента по хронотипам: «совы» – 16 человек (10,3 %), «голуби» – 92 человека (59,4 %), «жаворонки» – 47 человек (30,3 %). Самой малочисленной среди студентов оказалась группа «сов».
Связь между успеваемостью студентов и их принадлежностью к определенному хронотипу устанавливали по результатам балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов за первый семестр учебного года. Согласно балльно-рейтинговой системе зачетные значения рейтинга могут колебаться от 30 баллов (максимальное значение) и до 20 баллов (минимальное значение). Всего проанализирована успеваемость 87 человек. Результаты анализа приведены в табл. 2.
Среди представителей всех хронотипов преобладали студенты с отличной и хорошей успеваемостью («совы» 70,0 %, «голуби» 60,3 %, «жаворонки» 62,5 %). Достоверных различий между успеваемостью студентов и их хронотипами нами не установлено.
Библиографическая ссылка
Алипов В.В., Сигарева Л.Е., Белоногова Ю.В., Романтеева Ю.В., Комарова Е.Э. ВРЕМЯ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ ОБЩЕЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 367-368;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10056 (дата обращения: 21.11.2024).