Цель настоящей работы – выяснить осведомленность студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Биология», о биоритмах, хронотипах человека, задачах хрономедицины и хронотерапии, а также обратить их внимание на необходимость этих знаний для будущей профессиональной деятельности.
Биологические ритмы – это наследственно закрепленные периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений, которые повторяются на всех уровнях организации живого: от внутриклеточного уровня, до популяционного и биосферного. Основная задача хрономедицины – найти способы применения хронобиологических данных для совершенствования профилактики, диагностики и повышения эффективности лечения заболеваний у человека. Лечение людей на основе данных об их биологических ритмах привело к возникновению хронотерапии, рекомендующей применять лекарства, учитывая время суток, в которое наблюдается наибольший эффект от их действия [2, 3]. Сложившиеся в ходе эволюции живой материи эндогенные биологические ритмы различных функций человека синхронизированы как между собой, так и с географическими явлениями. Один из эндогенных компонентов ритма дает возможность человеку ориентироваться во времени и заранее готовиться к предстоящим изменениям среды. Время является важным экологическим фактором, поэтому искусственное искажение временной ритмичности среды, например, быстрые трансмеридиальные перелеты, перевод стрелок часов на летнее и зимнее время, может привести к нарушению системы биологических ритмов организма и развитию у него патологического состояния – десинхронозу, проявляющемуся снижением работоспособности и развитием болезни адаптации. Изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений, повторяющихся с суточной периодичностью, формируют суточные ритмы частоты деления клеток, колебания температуры тела, интенсивность обмена веществ. У человека отмечено около 100 физиологических функций, имеющих суточные ритмы.
Для выяснения осведомленности студентов о биоритмах и задачах хрономедицины и хронотерапии, было проведено выборочное (81 человек) анкетирование по тестовым заданиям, разработанным авторами. Всего в анкете было 10 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.
Таблица 1
Результаты анкетирования
| Анализ ответов | «совы» | «голуби» | «жаворонки» | |||
| Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
| Ответили на все вопросы правильно | 3 | 16,7 | 50 | 50,0 | 6 | 33,3 | 
| Допустили 1-2 ошибки | 1 | 2,8 | 25 | 71,5 | 9 | 25,7 | 
| Допустили 3-4 ошибки | 1 | 4,0 | 17 | 68,0 | 7 | 28,0 | 
| Практически на все вопросы ответили неправильно | - | - | 3 | 100,0 | - | - | 
Таблица 2
Хронотипы и успеваемость студентов
| Хронотип | Рейтинг студентов в баллах | |||
| 30-27 | 26-25 | 24-22 | 21-20 | |
| Совы | 40,0 % | 30,0 % | 30,0 % | - | 
| Голуби | 37,7 % | 22,6 % | 20,8 % | 18,9 % | 
| Жаворонки | 37,5 % | 25,0 % | 8,3 % | 29,2 % | 
Анализ результатов тестирования (табл. 1) позволил сделать следующие выводы: большинство студентов знают, что такое биоритмы, что изучает хрономедицина, задачи хрономедицины и хронотерапии, однако затрудняются с ответами на тестовые задания, касающиеся значения знаний о суточных биоритмах для профилактики и более эффективного лечения заболеваний.
По результатам анализа студентам были даны рекомендации при подготовке к занятиям, зачетам и экзаменам, по возможности, учитывать активность биоритмов в соответствии со своим хронотипом.
В зависимости от того, в какое время суток наблюдается активная фаза биологического ритма сна и бодрствования, выделяют три основных хронотипа людей. Это «жаворонки» – максимальная работоспособность приходится на утренние часы, «совы» – на вторую половину дня или вечерние часы, «голуби» или аритмики, у которых достаточно хорошая работоспособность и утром и вечером, но больше они тяготеют к «жаворонкам». Для выяснения распределения среди студентов по группам лиц с определенным хронотипом были использованы тесты, предложенные кандидатом психологических наук А.В. Толстых [1]. Всего протестировано 155 человек. По результатам анализа данных получено следующее распределение участников эксперимента по хронотипам: «совы» – 16 человек (10,3 %), «голуби» – 92 человека (59,4 %), «жаворонки» – 47 человек (30,3 %). Самой малочисленной среди студентов оказалась группа «сов».
Связь между успеваемостью студентов и их принадлежностью к определенному хронотипу устанавливали по результатам балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов за первый семестр учебного года. Согласно балльно-рейтинговой системе зачетные значения рейтинга могут колебаться от 30 баллов (максимальное значение) и до 20 баллов (минимальное значение). Всего проанализирована успеваемость 87 человек. Результаты анализа приведены в табл. 2.
Среди представителей всех хронотипов преобладали студенты с отличной и хорошей успеваемостью («совы» 70,0 %, «голуби» 60,3 %, «жаворонки» 62,5 %). Достоверных различий между успеваемостью студентов и их хронотипами нами не установлено.
Библиографическая ссылка
Алипов В.В., Сигарева Л.Е., Белоногова Ю.В., Романтеева Ю.В., Комарова Е.Э. ВРЕМЯ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ ОБЩЕЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 367-368;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10056 (дата обращения: 01.11.2025).

