Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Лаптева Е.А. 1 Чеканин И.М. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
1. Доника А.Д. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. – 78 с.
2. Доника А.Д. Формирование профессиональных компетенций на этапе обучения в медицинском колледже / Доника А.Д., Калинченко Е.И., Чеканин И.М., Лаптева Е.А. В книге: Проблемы формирования компетенций специалистов со средним медицинским образованием. – Москва, 2015. – С. 28–41.
3. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по специальности Стоматология ортопедическая. – Волгоград: ВолгГМУ, 2015. – 41 с.
4. Лаптева Е.А., Чеканин И.М. Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы по специальности Стоматология ортопедическая // «Международный журнал экспериментального образования». 2016. – № 5-2.
5. Мандриков В.Б. Система взаимодействия медицинского колледжа с работодателями по формированию профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена / В.Б. Мандриков, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева, Е.И. Калинченко // В сб. Медицинское образование в ХХI веке: традиции и инновации: материалы ХХ межрегиональной учебно-методической конференции. – Архангельск, 2015. – С. 60-63.
6. Чеканин И.М., Доника А.Д. Социально-психологический контент профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016, № 3-1. – С. 105-106.

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, внедрение которых предполагает формирование у будущих специалистов определенного набора компетенций, происходит пересмотр всех составных частей системы образования. Новые требования выдвигаются к формам и организации образовательного процесса, к качественным характеристикам преподавательского состава и учебно-методическому обеспечению. Особое место в новом образовательном пространстве занимает внеаудиторная работа студентов, которая включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, социальную, общественную работу, все виды деятельности, которые должны сформировать активного гражданина и компетентного профессионала. Значение внеаудиторной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Акцент на развитие самостоятельности и творческого потенциала студентов в процессе обучения требует иного подхода к методам обучения. Традиционные формы образовательного процесса уходят в прошлое. Авторитарный стиль преподавания, который до последнего времени преобладал в образовании, не способствовал развитию самостоятельности у студента. В результате чего, самостоятельная работа студентов становится основой в профессиональной подготовке специалиста.

Одной из форм самостоятельной работы студентов, реализуемой согласно ФГОС СПО третьего поколения, является выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).

Выпускная квалификационная работа представляет собой заключительный учебно-исследовательский труд комплексного характера, выполняется как самостоятельное исследование актуальных вопросов и проблем в области специальности, характеризует уровень теоретической и практической подготовки выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных за весь период обучения. В ВКР студент реализует свои теоретические знания и практические навыки в конкретной самостоятельной работе.

Написание студентом дипломной работы – сложная интеллектуальная задача. Выпускник должен уметь излагать свои мысли в письменной форме, правильно организовать свое исследование. Данное коммуникативное умение не может появиться само собой, без специальных усилий студента в период обучения. Оно начинает формироваться уже на первых ступенях обучения при выполнении таких видов учебной работы, как написание доклада, реферата, формирование портфолио и др.

Самостоятельная работа студентов по выполнению ВКР структурно разделяется на две части. Первая часть организуется преподавателем, в рамках которой, руководителем каждому студенту индивидуально предлагается примерный проект проведения практической части работы, оказывается помощь в выборе нужной литературы. В процессе выполнения работы преподаватель неоднократно встречается со студентами, просматривает и оценивает предварительные результаты, направляет и корректирует ход работы. И вторая часть – это творческая работа студентов, в ходе которой, студент систематизирует, расширяет и углубляет полученные во время учебы знания, закрепляет навыки и умения самостоятельно принимать ответственные решения в рамках профессиональной компетенции.

Для стимулирования интереса к подготовке ВКР студентам предлагаются разнообразные темы работ, в количестве, подразумевающем возможность выбора по наиболее близкому и интересному направлению. Кроме того темы работ разрабатываются в соответствии с возможностями их выполнения во время прохождения преддипломной практики. При выборе тем приветствуется инициатива студентов, рассматриваются внесённые ими предложения, если студент сумел эту необходимость аргументировать. Основным критерием при выборе темы дипломной работы является научно-практический интерес студента, особенно если он занимался сбором информации по этой теме на протяжении всего обучения, участвовал в конференциях и т.д.

Организация самостоятельной работы студентов, тем не менее, сталкивается с рядом проблем. Для руководства дипломниками обязательно должны быть соответствующие педагогические кадры, способные направить студента в «нужное русло». Так как большинство руководителей дипломных работ являются сотрудниками профильных кафедр университета, это имеет ряд преимуществ и поэтому проблемы, с которыми столкнулись руководители, были связаны в основном со сложностями организации исследовательской деятельности на базах практики и низким уровнем мотивации студентов.

Трудности в процессе подготовки ВКР у студентов, в основном, были связаны с планированием деятельности по выполнению работы, критическим анализом полученного материала, грамотной формулировкой логически обоснованных выводов, предложений и рекомендаций.

Методическое обеспечение – это одно из основных средств овладения студентами учебного материала, поэтому обеспечение каждой дисциплины и профессионального модуля методическими материалами приобретает большое значение, в том числе и при подготовке дипломных работ. Для студентов, были разработаны методические рекомендации к выполнению дипломных работ.

ВКР – образовательная технология, обеспечивающая индивидуальный маршрут обучения и способствующая повышению качества подготовки специалистов.

Как показал опыт руководства над дипломными работами, действительно студенты приобретают навыки клинического мышления, разрабатывают план интеграции полученного теоретического материала в практику, вырабатывают самостоятельность в принятии решений в процессе выполнения практической части дипломной работы.

Таким образом, хотелось бы отметить, что самостоятельная работа студентов, является неотъемлемой составляющей учебного процесса, в которой происходит формирование устойчивого интереса к выбранной специальности, ясного представления себя в будущей профессиональной деятельности, без которых невозможна подготовка компетентного и мотивированного профессионала.


Библиографическая ссылка

Лаптева Е.А., Чеканин И.М. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 369-370;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10058 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674