Модернизация современного высшего профессионального образования требует существенного переосмысления структуры и содержания образовательного процесса в вузе. Одним из направлений профессиональной подготовки специалистов должно стать формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности, что позволило бы им наиболее полно проявить свои индивидуальные творческие способности, реализовать интеллектуальный потенциал, применить весь комплекс знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения в вузе, к выполнению инновационных задач. Создание оптимальных организационно-педагогических условий для самореализации личности – актуальная задача всех ступеней образования, но для высшего профессионального образования эта задача приобретает особый оттенок и значимость.
Современному учителю уже недостаточно иметь глубокие познания в области изученных дисциплин и владеть определённым набором практических умений и навыков. Выполнение профессиональных задач предполагает творческий подход к порученному делу, организацию профессиональной деятельности, направленной на рациональное преобразование действительности.
Нами выделены и классифицированы основные умения и навыки, необходимые учителю для осуществления инновационной деятельности.
Умения и навыки, необходимые учителю, являются важнейшей характеристикой его инновационной деятельности. Известный психолог К.К. Платонов отмечает: «Формирование умений – конечная обязательная цель профессионального обучения, его завершение. Умения лучше всего определяют подготовленность учащегося, становясь особенностями его личности» [1]. Значит, умения и навыки предполагают подготовленность субъекта к осуществлению определенных видов деятельности в соответствии с поставленной целью, определенными условиями и с некоторым заданным уровнем эффективности и качества.
При выделении необходимых учителю инновационных умений и навыков учитывались, во-первых, современные требования, предъявляемые к педагогу новой формации, во-вторых, фактическая деятельность учителя, изучение которой было осуществлено при использовании большого эмпирического материала.
Для получения необходимой информации использовалась случайная выборка преподавателей в количестве 95 человек. Такой объем выборки оказался вполне достаточным для получения того уровня репрезентативности, который обычно принимается в социолого-педагогических исследованиях. В результате сбора и обработки теоретического и эмпирического материала нами были выделены умения и навыки, составившие первоначальный, несистематизированный перечень и подлежавшие упорядочению посредством обобщения и классификации.
Поскольку инновационная деятельность учителя является органической частью общей педагогической системы средней школы и во многом определяется функциональными компонентами, вытекающими из структурных элементов данной системы (к таким функциональным компонентам Н.В. Кузьмина [2] относит гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.), постольку полученный многообразный репертуар конкретных умений и навыков целесообразно рассматривать с позиции обеспечения ими основных функций учителя. С учетом этого положения в качестве первого признака классификации принят ролевой или функциональный признак, наиболее полно и целостно отражающий всю систему деятельности учителя, в результате чего мы выделили следующие группы умений и навыков.
1. Гностические умения – умения в области приобретения методологических и психолого-педагогических знаний в целях дальнейшего приведения их в мобилизационную готовность для решения инновационных педагогических задач.
2. Конструктивные умения – умения в области отбора содержания, композиции учебной информации, планирования учебно-воспитательного процесса при реализации инновационных идей.
3. Организаторские умения – умения в области реализации инновационных замыслов учителя в учебно-воспитательном процессе, при организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программированную документацию, деловую переписку и т.д.
4. Коммуникативные умения – умения в области установления педагогически целесообразных и деловых взаимоотношений с педагогическими коллективами в целях решения инновационных задач, с учащимися при внедрении инновационного опыта во время занятий, админстрацией школы в разработке новшеств.
5. Инновационные умения – умения в области планирования, разработки и непосредственной реализации педагогических новшеств в учебно-воспитательном процессе, проведения педагогических экспериментов, переноса инновационных опытов в новые ситуации.
Далее целесообразно представить сгруппированные таким образом умения и навыки в виде уровневой структуры по признаку обобщенности их содержания. Нами принято трехуровневое построение: общий, средний и конкретный уровни. Следовательно, классификационная структура умений и навыков представлена как бы в двух плоскостях – в зависимости от функционального признака и в зависимости от степени обобщенности их содержания. Группировка по степени обобщенности потребовала воспользоваться некоторыми дополнительными признаками, позволяющими учесть специфику деятельности учителя-инноватора.
В качестве таковых принимались: предмет (объект) инновации, средства инновации, с которыми связан учитель в процессе своей инновационной деятельности, а также продукт инновационного процесса.
Предметом (объектом) инновации для учителя являются содержание, формы, методы, средства обучения, механизмы управления познавательной деятельностью учащихся, личность ученика, различные документации и т.д., с которыми учитель сталкивается при разработке педагогических новшеств.
К средствам инновации правомерно отнести ранее подготовленные технические и дидактические средства, инструментарии, с помощью которых ведутся инновационные процессы, различная учебно-методическая документация, литературные источники, методы научно-педагогических исследований, необходимые учителю в процессе планирования, разработки и реализации инновационных идей.
К продуктам инновационного процесса относятся, прежде всего, результаты педагогического воздействия учителя на педагогический коллектив, результаты положительного изменения в личности каждого учащегося в отдельности, в интенсификации процесса обучения и воспитания, а также материальные продукты инновационного процесса (электронная доска, ТСО, парты и др.).
Полученная таким образом структура умений и навыков, хотя и содержала элементы прогноза, но в целом отражала инновационную деятельность учителя «на настоящее время».
Также мы выделили основные профессионально значимые свойства и качества личности учителя-новатора.
Структура инновационной деятельности будет неполной без параметра, описывающего человека как носителя функций конкретной профессии. Психологическую характеристику человека в значительной степени определяет успешность многих видов деятельности, а отсутствие некоторых из них иногда является противопоказанием к овладению избранной профессией.
Принцип личностного подхода «означает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Личность является образованием, детерминированным внешними воздействиями, вместе с тем фактором, обуславливающим все психические явления» [3]. Следовательно, личностный аспект крайне необходим для исчерпывающего изучения любой деятельности человека.
Указанный выше методологический принцип обусловил необходимость изучения личности учителя при создании структуры его инновационной деятельности. Для этого потребовалось выделить те свойства и качества личности, которые являются профессионально значимыми для инновационной деятельности учителя.
Под профессионально значимыми мы понимаем те свойства, качества и характеристики личности, которые обеспечивают успешную инновационную деятельность. Профессионально значимые свойства и качества личности учителя были выделены на основе анализа материалов, полученных при помощи ряда методик: контент-анализа постановляющих документов, касающихся деятельности учителя, анкетного опроса 89 преподавателей вуза, материалов бесед с экспертами.
Разумеется, приведенный выше стандартный перечень качеств и свойств не претендует на исчерпывающее определение специфики личности учителя-инноватора. Однако есть все основания утверждать, что выявленные нами качества и свойства являются ведущими детерминантами инновационной деятельности учителя, следовательно, необходимыми компонентами структуры его деятельности.
Библиографическая ссылка
Мусабекова Г.Т., Жолдасбеков А.А., Козыбаев Е.Ш., Абитиярова А.А., Жолдасбекова К.А. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ИННОВАТОРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 374-376;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10061 (дата обращения: 21.11.2024).