Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Сихынбаева Ж.С. 1 Омарова Б.Ш. 1
1 Южно-Казахстанский государственный педагогический институт
1. Замановская Е.В. Девиантология. – М., 2006. – 243 с.
2. Колесникова Г.И., Котова А.Б., Петрулевич А.И. Девиантное поведение. – М., 2004. – 168 с.
3. Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. – М., 2009.
4. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1999. – 247 с.

В современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля. В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм – специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей – умственной отсталости, различных проблем психического характера [1]. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция – пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте [2].

Согласно существующей концепции межличностной интеллектуальной зрелости, личность в своем развитии проходит семь последовательных стадий – от первых реакций новорожденного до высшего уровня социальной зрелости. В зависимости от собственных возможностей адаптации к социальной действительности, личность в своем развитии останавливается на одной из этих ступеней. На основе выдвинутой концепции была предложена типология, включающая девять разновидностей личности с девиантным поведением:

– Асоциально агрессивная личность. Выступает с решительными требованиями. Если встречает отказ, то проявляет открытую враждебность и агрессивность. В межличностных отношениях конфликтна.

– Асоциально пассивная личность. Эгоистичная, но не активная. Постоянно жалуется, хнычет. Желаемого достигает посредством капризного поведения. Легко отступает перед запретом.

– Незрелый конформист. Без сопротивления подчиняется тем, кто сильнее его в данный момент.

– Культурный конформист. Без сопротивления подчиняется группе, от которой зависит. В межличностных отношениях уступчив.

– Манипулятор. Пытается подорвать власть тех, кто ею обладает, с целью заполучить ее самому. В межличностных отношениях склонен к авантюризму.

– Невротик. Дает неправомерные выходы своим чувствам. Переживает свою вину, стремится избежать угрызения совести и самопорицания. В отношениях конфликтен.

– Беспокойный невротик. Не может избавиться от сильного эмоционального расстройства, возникшего в результате конфликтной ситуации. Испытывает чувство своей неполноценности и вины.

– Индивид с институциональной эмоциональной реакцией. В межличностных отношениях создает конфликтную ситуацию. Всегда выступает против чего-либо. Моментально реагирует на изменение социальной обстановки. Дает неправомерный выход своим чувствам.

– Культурный идентификатор. Отождествляет себя с преступным миром, афиширует свои антисоциальные взгляды через преступную субкультуру.

Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение [3]. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями. Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу.

Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения осуществляется при помощи различных технологий и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» подростков, причин возникновения и проявления их поведения, условий и возможностей превентивных воздействий.

Проблема девиантного поведения подростков – проблема многофакторная, включающая в себя целый комплекс проблем «трудных» подростков. Если проанализировать статистику, то на первом месте среди социальных проблем детства окажется проблема семьи, которая сегодня во всём мире испытывает кризис.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. До 90 % детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы.

Вторая сфера отношений, в которой реализуется социализация детей – это сфера образования и учреждений интернатного типа.

Третья сфера отношений, в которой реализуется социализация детей, – это сфера микросоциальных отношений. Она характеризуется следующими чертами:

Рост «социального сиротства», сопровождающийся «вытеснением» неблагополучных детей на улицу. Необходимость поиска дополнительного заработка, усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей сократили возможности общения родителей с детьми, увеличивая тем самым опасность попадания детей в уличные компании с асоциальным поведением. Эти социальные предпосылки создают почву для роста криминальной активности детей и подростков.

Принцип личностного подхода «означает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Личность является образованием, детерминированным внешними воздействиями, вместе с тем фактором, обуславливающим все психические явления» [4]. Следовательно, личностный аспект крайне необходим для исчерпывающего изучения любой деятельности человека.

Если мы хотим иметь будущее, мы должны заботиться о подрастающем поколении, и в первую очередь о тех, кто в начале жизни оказался в условиях депривации, в опасной или тяжёлой жизненной ситуации, и реагирует на эту ситуацию девиантным поведением. Девиантное поведение – это закономерная реакция подростка на те условия жизни, в которых он оказался. Поэтому одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.


Библиографическая ссылка

Сихынбаева Ж.С., Омарова Б.Ш. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 30-32;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10097 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674