В изменяющихся социально-экономических условиях закономерно изменяются ценностные основания профессионального образования, которое, чтобы быть актуально востребованным, должно учитывать личностные предпочтения молодежи.
Комплекс личностных качеств, необходимых среднему медицинскому работнику для профессионального выполнения своих производственных обязанностей, не приобретается человеком с рождения. Он может быть сформирован в условиях определенным образом организованного обучения и практической деятельности.
Роль образовательного организации среднего профессионального образования в формировании профессионала в настоящее время обусловлена, во-первых, задачами подготовки личности, умеющей проявлять компетентность, связывать свои действия с ожидаемыми результатами, видеть проблемы, совершенствовать профессиональное мастерство, во-вторых, необходимостью развития таких профессионально важных качеств, которые отвечали бы требованиям быстро меняющегося социума.
Нами был проведен социологический опрос, целью которого было определить роли ценностных ориентаций в процессе развития и становления зубного техника.
Анкетирование проводилось в медицинском колледже Волгоградского государственного медицинского университета. В опросе приняли участие 52 студента, обучающихся на 2, 3 курсах отделения Стоматология ортопедическая.
Результаты исследования показали, что социально-демографический портрет прошенных представлен студентами в возрасте 18–20 лет – 18 студентов (34,6 %), 21–23 года – 32 студента (61,5 %), 24 года и старше – 2 студента (3,9 %).
Из общего числа опрошенных 82,7 % респондентов поступили в колледж сразу после школы, 17,3 % – имели среднее профессиональное или (высшее) не медицинское образование.
На вопрос о том, чем объясняется выбор профессии, были получены следующие ответы: первое место – 26,9 %, занимает ответ «обеспечить достойное материальное положение в жизни»; на втором месте выбор профессии «по совету родителей или друзей» – 23 % ответов. Третье место занимает такой ответ, как «мечта стать медиком» – 13,5 %. Далее следуют те, кто является «продолжателем династии» – 9,6 % ответов. Выбрали данную профессию из-за «стремления оказывать помощь людям» – 3,9 % студентов, так же – 3,9 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Кроме того, 19,5 % студентов о причине выбора профессии предложили свои варианты ответов: «нравится работать руками», «сделать человека красивым», «за компанию с другом».
На вопрос «Если бы потребовалось вновь выбирать профессию» 41 студент (78,9 %) ответили, что профессию зубной техник выбрали бы вновь; 4 студента (7,7 %) предпочли бы другую медицинскую специальность, а 6 респондентов (11,5 %) не связали бы свою жизнь с медициной, 1 студент (1,9 %) затруднился с ответом.
Таким образом, у студентов-зубных техников к выпускному курсу формируются личностные качества специалиста данной специальности, умение оценивать жизненные и профессиональные события, строить перспективы дальнейшей деятельности. Однако материальная заинтересованность у современного поколения преобладает над желанием оказывать помощь людям как определяющим фактором в выборе профессии в медицине.
Библиографическая ссылка
Чеканин И.М., Лаптева Е.А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – ЗУБНЫХ ТЕХНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 42-43;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10103 (дата обращения: 03.12.2024).