Проблема здоровья человека всегда была и будет оставаться актуальной. В настоящее время наблюдается парадоксальная тенденция: число лекарств растет, повышается технический уровень медицинского оборудования, внедряются новые инновационные технологии, однако уровень здоровья населения падает. Подобная ситуация связана с тем, что человек утратил целостное представление о самом себе, и обращает внимание на внешние проявления болезни, а не на ее внутренние причины.
Решение данной проблемы можно осуществить на основе представления о человеке как единой целостной системе, в которой каждый орган имеет свое индивидуальное предназначение и функционирует на поддержание целостности всего организма, о чем говорил еще древнегреческий философ и врач Гален [1].
Поэтому представляется необходимым рассмотреть философские основы его медицинских воззрений, и адаптировать их к современной ситуации с учетом всех научных достижений. В основе галенизма лежит идея телеологичности, суть которой заключается в том, что все части организма имеют определенное назначение, и только во взаимодействии между собой они обеспечивают слаженное целостное функционирование организма.
В свете современных философских подходов этот же процесс можно рассмотреть в рамках синергетического подхода, который представляет человека как систему, подчиняющуюся законам самоорганизации, органично сочетающей в себе как природные, так и нравственные начала. При этом человек, ведущий здоровый образ жизни, и контролирующий свои мысли и эмоции, осуществляет формирование «себя как гибкой самоорганизующейся личности» [5, с. 63], в том числе и с точки зрения физического здоровья. Ведь не секрет, что существует много философских течений утверждающих, что мысли человека оказывают определенное действие на его физическое здоровье. Это и живая этика, и учение о карме, и холотропная модель сознания [2–4]. Однако современная медицина делает упор на устранение симптомов заболевания, и не всегда определяет его причину. А ведь, в большинстве случаев, неправильное функционирование отдельного элемента системы связано не с ним самим, а с потерей связей его с другими элементами.
Таким образом, исцеление человека как самоорганизующейся системы связано с пониманием диалектического единства части и целого, и должно быть направлено не на отдельные органы, не на устранение симптомов болезни, а на весь организм, на восстановление его целостности.
Библиографическая ссылка
Пеньков В.Е. ИСЦЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 67-67;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10119 (дата обращения: 23.11.2024).