Актуальность настоящей работы определяется переходом на двухуровневую систему образования, подготовку бакалавров в сокращённые сроки, существенным увеличением доли самостоятельной работы студентов, необходимостью формирования огромного числа компетенций за весь период обучения. Совместный учёт указанных факторов предопределяет появление и необходимость решения серьёзной проблемы: формирование социально-профессиональной компетентности будущего бакалавра за короткий срок профессиональной подготовки. Кроме того акцент решения затронутой проблемы формирования конкурентно-способного выпускника необходимо делать не на исследование содержания, а разработку методов, форм и технологии обучения (В.В. Сериков, А.В. Хуторской).
Нами проводились работы по исследованию интегративности за счет превращения интеграции образования в практическую необходимость, подкрепленную схемой построения учебных дисциплин в едином ключе. Все эксперименты проводились совместно со студентами первого и второго курсов, т.к. профессиональная подготовка полностью основывается на качественном изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Например, разработаны алгоритмы формирования информационного поля профессиональной деятельности (в монографии ссылка на [37]).
Учебный процесс строится с применением интерактивного оборудования, что позволяло преподавателю и обучающемуся одновременно работать над учебным материалом с использованием интерактивной доски и проводным и беспроводным графическими планшетами. Указанное сотворчество привело к совместным исследованиям преподавателя со студентами по дидактике применения интерактивного оборудования и математического программного обеспечения (MathCAD) (в монографии ссылка на [39]).
Первый опыт построения учебных дисциплин технического вуза в единого ключе был исследован нами. Разработаны алгоритмы формирования ключевых компетенций и программа аттестации этих процессов (в монографии ссылка на [38]).
В дальнейшем получены и обсуждаются результаты исследований, выполненных авторами в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ № 8.2796.2011: проект «Исследование и моделирование процессов в естественно-технических системах» в 2012 г.
Например.
В качестве дальнейшего развития и применения педагогической технологии «портфолио» – разработка программы для ЭВМ, позволяющая оценить педагогическую деятельность преподавателя вуза, а также подготовку портфолио студентов по исследованию электротехнических систем (в монографии ссылка на [14]).
Подготовлен алгоритм, имеющий целью установление интеграционных связей между дисциплинами естественнонаучного цикла (теоретическая механика) и профессионального цикла. Разработана программа, позволяющая наиболее качественно изучать устройство типового электрооборудования с целью выявления возможных путей модернизации и оптимизации этого оборудования (в монографии ссылка на [15]).
Проведение лекционных занятий по математическим дисциплинам с использованием опережающего эффекта изучения учебного материала, применение интерактивного оборудования в виде графических проводного и беспроводного планшетов, использование математических пакетов и другого программного обеспечения (в монографии ссылка на [16]).
Подготовка программы по химии для расчета оптимального количества элементов, улучшающих качество процессов, во время изучения соответствующей учебной темы, как элемент учебного процесса информационной образовательной системы вуза и производства (в монографии ссылка на [17]).
Приведённые выше примеры демонстрируют, что доминирующей деятельностью студентов является исследовательская, что подтвердили награды наших студентов на различного рода научных мероприятиях. Успехи студентов в научно-исследовательской работе под руководством авторов отмечены стипендией Президента РФ (В.П. Клюева в 2013 г.; А.И. Вандина в 2015 г.).
По результатам выполненных прикладных научных исследований (Государственного задания Министерства образования и науки РФ № 8.2796.2011) сделаны следующие выводы.
Разработана методология, формирующая модельно-математическое мышление обучающихся по программам бакалавриата на 1-м и 2-м курсах, зарегистрированных: Роспатентом, Российской академией образования, ФГУП НТЦ «Информрегистр» в виде охранных документов, выданных на имя ФГБОУ ВПО «КубГТУ».
Подтверждено, что создание обучающимися электронных образовательных документов студентами с последующим обсуждением их на различных научных форумах способствует мотивации и активизации исследовательской деятельности обучающихся.
Создание студентами электронных обучающих документов на основе применения инновационных образовательных технологий, например портфолио, позволяет студентам под руководством авторов систематически участвовать в конкурсах на лучшую научную и творческую работу с получением наград высокого достоинства, в том числе стипендий Президента РФ.
Успехи наших студентов стали возможными после разработки и освоения профессорско-преподавательским составом АМТИ приемов проектирования и дальнейшей реализации собственных методик подготовки профессиональных бакалавров.
Интеграция содержания отдельных дисциплин естественнонаучного цикла в техническом вузе зависит от степени разработанности моделей, реализующих профессиональную направленность каждой дисциплины или ее основных разделов.
Проведённые исследования позволяют нам более уверенно утверждать, что междисциплинарная интеграция (изучения и применения законов дисциплин математического и естественнонаучного цикла на примере проектирования и эксплуатации реального оборудования) значительно повысит итоговый профессионализм обучающихся.
Библиографическая ссылка
Тряпицын Ю.Д., Часов К.В., Трухан Д.А., Коврига Е.В. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 115-116;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10165 (дата обращения: 21.11.2024).