Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся обусловлена тем, что необходимо:
1) преодолевать противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятельности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление;
2) подготовить обучающихся к решению проблем в их жизнедеятельности в настоящем и будущем времени (быт, учеба, работа, семья, дети и т.д.);
3) активизировать их познавательную деятельность, преодолевать скуку, равнодушие, пассивность в учебном процессе;
4) реализовать требования образовательных стандартов нового поколения, обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний, умений, но и развитие личности.
От современной системы образования требуется не простое фрагментарное включение учащихся в творческую деятельность, а целенаправленная работа по развитию творческих способностей. На современном этапе именно творческий компонент учебно-воспитательного процесса выходит на первый план в деятельности всех ступеней образования, прежде всего, высшего.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) результатом образования признает не знания, а компетентности, понимаемые как качественную характеристику реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, для эффективного достижения жизненных целей. Таким образом, новый стандарт признает основным результатом образования способность творческого применения полученных знаний и умений.
В этом плане рассматриваемая научная работа является весьма актуальной и практически значимой. В ней с использованием современных теоретических идей и экспериментальных данных психологии и педагогики, практического опыта деятельности учебных заведений определены пути повышения инновационного потенциала образования, методы подготовки студентов и учащихся к творческой профессиональной и исследовательской деятельности.
В монографии раскрываются сущность творчества и креативности, особенности психических процессов в творческой деятельности, этапы творческого процесса, вопросы мотивации творческой деятельности. В качестве примеров рассматриваются такие виды творческой деятельности, как художественное творчество, научное исследование, конструирование технических изделий и др. Определены структура творческого потенциала личности и свойства творческой личности, ставится проблема развития творческого потенциала личности, строится модель личности современного специалиста.
Излагаются различные подходы и концепции обучения (деятельностный подход, концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения, компетентностный и исследовательский подходы), методы проблемного обучения, проектного обучения, эвристические и другие методы.
Рассматриваются современные представления об исследовательском обучении, вопросы организации исследовательского обучения на занятиях и научно-исследовательской работы студентов, педагогические условия организации исследовательского обучения, особенности инновационных образовательных технологий; дана характеристика деятельности и личности преподавателя в системе исследовательского обучения. Представлена педагогическая инноватика как творчество в сфера образования. Особое внимание уделяется вопросам диагностирования уровня развития творческих способностей.
В приложении приведены соответствующие диагностические тесты.
По содержанию монографии составлен словарь терминов. По теме исследования представлена обширная библиография, включая и зарубежные источники.
Книга предназначена всем тем, кто интересуется проблемой развития творческих способностей – учителям и родителям, учащимся школ и студентам вузов, преподавателям вузов и техникумов, специалистам и руководителям образовательных организаций и промышленных предприятий.
Библиографическая ссылка
Шарипов Ф.В. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА И ОБУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 117-117;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10166 (дата обращения: 23.11.2024).