Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Международный журнал экспериментального образования" № 1 от 25.11.20г. на основании выявления некорректного заимствования из диссертационного исследования Полупан К.Л. Управление качеством образования студентов на основе развивающей компьютерной диагностики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Караганды, 2006
Абилкасимова Г. 1 Темиргалиев Е. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
В статье затронуты проблемы управления качеством образования как система взаимодействия преподавателей и студентов, направленная на выработку решений, организацию, диагностику, регулирование образовательного процесса в соответствии с заданной целью, повышающую его качество и имеющую личностно-ориентированный смысл. Авторами статьи было выявлено, что информационное обеспечение является одним из определяющих компонентов процесса управления качеством образования студентов, т.к. оно способствует установлению необходимой обратной связи в образовательном процессе. Для решения этой задачи был выполнен педагогический анализ, который позволил определить классификацию и признаки информационного обеспечения как источника эффективного управления качеством образования.
диагностика; компьютерная диагностика
качество образования
информационное обеспечение
индивидуализация
профессиональная подготовка
управление
1. Майоров А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием. Народное образование № 8, 2000. – С. 21-28.
2. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998. – 320 с.
3. Государственная программа «Образование». Законодательство об образовании в Республики Казахстан. – Алматы: Юрист, 2003. – 117 с.
4. Schantz E.A. Professional training of university students as a holistic educational system. Theory and practice of education in the modern world, 2012. 1: 383-386.
5. Brusilovsky P., «Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education», In C. Rollinger and C. Peylo (eds.), Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching, Konstliche Intelligenz, no.4, pp. 19–25.
6. Tari J.J., Bernardo M. Measuremtnt of students’ satlsfaction in a continuous assessment context. An application to quality management subjects. library.iated.org/view/TARI2013MEA.
7. Системы менеджмента качества. Международный стандарт ISO 9000:2000. Перевод В.А. Качалова.
8. Паньшина Т. Субъектные позиции участников образовательного процесса и качество образования в вузе. Высшая Школа Казахстана № 3, 2004, С. 49-527.
9. Zigert V., Belser S., Lang L. Testenwikling. Frankfurt. www. world education.rt.tu
10. Rojers F. Quality education and managment. www. world education.rt.tu.

Новые требования к качеству подготовки специалистов, диктуемые временем, ставят задачу реорганизации системы управления и координации учебно-воспитательной работы в вузе для обеспечения совершенствования подготовки выпускников вузов. Любой процесс обучения и воспитания, в том числе и профессиональной подготовки студента в вузе, можно рассматривать как процесс управления развитием личности, в результате которого в структуре личности появляется новообразование – приращение знаний, умений и навыков, а также общественно-исторического опыта [1]. Именно поэтому повышение качества образовательных, научных, воспитательных и других программ это главный результат управления высшим учебным заведением.

В педагогической теории и практике основу управления составляет информация, так как управляющее воздействие вырабатывается в результате восприятия и преобразования некоторых сведений о состоянии внешней среды и состоянии управляемой системы. Таким образом, процесс управления осуществляет получение, преобразование, хранение и передачу информации [2]. Проблема получения качественной и объективной информации в области педагогической деятельности имеет чрезвычайно важное значение. Необходимость в ней испытывает педагог не только для оценки достижения обучающегося с целью корректировки педагогических воздействий, но и для самооценки своей собственной профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

В современных условиях становления мирового образовательного пространства особое значение приобретает совершенствование системы высшего образования. Основная направленность современного образования характеризуется, с одной стороны, заботой о качестве образования, а с другой – поиском условий поддержки студента как будущего специалиста в самоактуализации, раскрытии и развитии его личностного потенциала, продвижении студента внутри профессиональной программы [3].

О взаимосвязи и влиянии на качество образования управленческого и диагностического процессов говорят исследования многих ученых Казахстана:

А.Е. Абылкасымовой, К.С. Ахметкаримовой, Т.М. Баймолдаева, Р.Ч. Бектургановой, Б.А. Жетписбаевой, К.Д. Каракулова, Г.К. Нургалиевой, Л.С. Сырымбетовой, К.Л. Полупан, М.К. Танасейчук, А.И. Тажигуловой, Н.Д. Хмель и других; России: Б.П. Битинас, О.Ю. Ефремова, Ю.А. Конаржевского, В.М. Лизинского, Е.А. Михайлычева, и других; и стран ближнего и дальнего зарубежья: E.A. Schantz, P. Brusilovsky, J.J. Tari, M. Bernardo (Испания), Ф. Роджерса и Р. Уортермана (США), В. Зигерта и Л. Ланга (Германия).

Несомненно, все эти исследования вносят весомый вклад в разработку проблемы взаимосвязи процессов управления качеством образования и педагогической диагностики, но все они рассматривают отдельные аспекты этих процессов и в основном затрагивают систему начального школьного образовании. В частности, на современном этапе развития Казахстанского высшего образования вопросам диагностики в вузе уделялось небольшое внимание, только некоторые исследования, таких авторов как Танасейчук М.К. (развивающая профдиагностика), Полупан К.Л. (развивающая компьютерная диагностика), Ахметкаримова К.С. (развитие диагностической деятельности будущих педагогов), освещали этот вопрос. Поэтому, проблема педагогической диагностики студента в вузе находится сейчас на недостаточном уровне развития и изучения, хотя она является необходимым условием полноценного управления качества его образования.

Недооценка роли диагностики в управлении педагогическим процессом и повышении его качества, продуктом которого является личность студента, приводит к необъективному, разрозненному, несистематичному процессу его профессионального становления. Без знания особенностей развития студентов, уровня их теоретического и практического мышления, сформированности нравственных и профессиональных качеств нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства и технологию формирования будущего специалиста.[4] Это обуславливает важнейшую задачу преподавателя, обеспечивающую эффективность управления качеством образования в вузе, которой является глубокое знание студента, его способностей, интересов, построение образовательного процесса с их учетом. В тоже время педагогическая диагностика позволяет объективно оценить профессиональный труд преподавателя и деятельность студента в процессе профессиональной подготовки.

Необходимость диагностики в управлении качеством образования заключается в том, что она включает в себя особо значимые для него процессы: контроль, проверку, оценку, накопление информации, ее анализ, выявление изменений и тенденций. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность способна предоставить информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений индивидуальной направленности и обеспечивающих развитие образовательного процесса в учебном заведении любого уровня. Однако развитие образовательного процесса не может проходить в отрыве от развития личности студента [5]. Следовательно, можно утверждать, что умелое использование диагностики обеспечит развитие познавательного интереса студентов; продуктивности, гибкости, инициативности, критичности мыслительной деятельности; творческой индивидуальности; таких качеств личности, как самооценка, самоконтроль, самокоррекции; профессионально-педагогической направленности; общепедагогических умений.

Итак, можно сделать вывод, что для эффективного управления качеством образования студентов, индивидуализации их профессиональной подготовки необходима такая организация диагностики, на основе которой можно не только принимать необходимые правильные своевременные управленческие решения, но и способствовать развитию будущего профессионала.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие информационного общества ставит перед всеми сферами социальной жизни, в том числе и перед системой высшего образования, радикально новые цели и задачи. Наряду с подготовкой специалистов для различных отраслей промышленности, науки и техники, хозяйства высшее образование становится фактором устойчивого и прогрессивного развития всего государства [6]. Современные условия и тенденции развития образования усиливают внимание к вопросам обеспечения качества образования. Основными причинами актуальности этой проблемы являются: массовость, доступность, интернационализация высшего образования, выход на международный рынок, усиление взаимодействия образования с внеобразовательной средой.

Внедрение международных стандартов качества серии ИСО 9001 в общественную жизнь человека не обошло стороной и сферу высшего образования. Данные стандарты предлагают новые фундаментальные подходы к пониманию и измерению качества и включают образование в перечень услуг, подлежащих оценке и сертификации, что потребовало создания систем качества не только, как ранее, на промышленных предприятиях, но и в учреждениях образования [7]. Определяющим фактором системы образования в целом является уровень качества образовательных учреждений, а точнее – уровень качества оказываемых ими услуг. В стандартах серии ИСО 9001 образование отнесено к услугам, поэтому качество образования они определяют как совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Требование достижения нового качества является приоритетным в развитии всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе, и в образовании. Согласно Концепции Образования РК до 2015 года, цель образования, а соответственно и цель качества образования – это «непростая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющимся мире» [8].

Управление качеством образования студентов является необходимым компонентом повышения их профессиональной подготовки, формирования компетентного специалиста в области образования, каким является будущий педагог профессионального обучения, способного творчески и креативно мыслить, уметь находить и использовать новейшие технологии в своей работе. [9] Таким образом, эффективное управление качеством образования обеспечивает повышение качества образовательных, воспитательных и других программ профессиональной подготовки специалиста в вузе [10].

Таким образом, качество образования специалиста не может определяться, как это было ранее, только знаниями, умениями и навыками. Сегодня оно включает не только профессиональные знания, но и характер, и уровень образования в целом, культуру, навыки профессиональной деятельности, способность самостоятельно найти решение проблемы и многое другое.

Выводы. Исходя из направления нашего исследования, мы полагаем, что непременным условием эффективного управления качеством образования студентов является наличие такой информации у каждого участника образовательного процесса в вузе. Обеспеченность такой информацией и ее умелое использование позволит не только эффективно управлять качеством образования студентов, но и совершенствовать и развивать их профессиональную подготовку. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация управления качеством образования этого процесса в вузе должна соответствовать основным целям и должна решать ведущие задачи профессиональной подготовки специалиста. Все это должно реализовываться именно с позиции совершенствования управления качеством образования, улучшения самого образовательного и воспитательного процесса на каждом составляющем уровне, с учетом личных качеств и уровня подготовки студентов на конкретном этапе их обучения.