Методологический принцип научного исследования, для полного и объективного изучения поставленной проблемы, обязывает нас обратиться к истории вопроса. Как зарождалось понятие «экономики»? Как протекало его развитие в различные исторические периоды общества? В чем его сущность? Каким образом появилось понятие «экономическое воспитание» и что лежит в основе понятия «экономическая воспитанность»? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить с позиции исторического подхода к исследованию.
Впервые проблема рациональной экономии поднимается древнегреческими мыслителями, которые придавали большое значение умению человека пользоваться богатством и добром. В произведениях Аристотеля мы находим термин «экономия» и попытку мыслителя сделать анализ основных экономических явлений и закономерностей общества. Аристотель писал, что людям свойственны два вида эгоизма. Одни характеризуются тем, что хотят получить побольше денег, почета и чувственных наслаждений, а другие стараются совершить благороднейшие дела во имя общего блага. Аристотелем делается важный вывод о том, что именно воспитание в духе добродетелей порождает единство личных и общественных устремлений человека.
Идеи древнегреческих мыслителей о роли воспитания в развитии ребенка были продолжены просветителями и педагогами прошлых веков.
Основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский ратовал за то, чтобы с самого раннего возраста у ребенка развивались разнообразные умения для понимания основ управления хозяйством. Экономические познания, по Коменскому, определяются как «понимание» управления домашним хозяйством.
В произведениях социалистов-утопистов также рассматриваются вопросы экономического воспитания молодежи. В работе Шарля Фурье «О воспитании при строе гармонии» указывается на необходимость привития детям умений решать задачи производства, распределёнки и потребления.
Далее мысль о соединении обучения с производительным трудом для осуществления, в частности экономического воспитания, развил английский просветитель Роберт Оуэн, который писал, что детей необходимо обучать практическим приемам решения сложных жизненных дел и воспитывать их так, чтобы они научились правильно пользоваться благами.
Определенный интерес в изучении проблем экономического воспитания представляют труды русского педагога К.Д. Ушинского, который выдвигал перед обществом как важнейшую задачу воспитания молодежи – подготовку их к экономической жизни через труд, как единственно доступной человеку на земле, единственно достойное его счастья. К.Д. Ушинский писал: «наука хозяйства должна возвести обыкновенного человека на ту высоту, с которой прежде только один гений угадывал хозяйственные потребности народа и возможности их удовлетворения».
Экономическое воспитание личности имеет достаточно длинную историю своего развития. Определенное освещение оно нашло в истории:
- зарубежной классической педагогики (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци и др.);
- русской дореволюционной педагогики (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.);
- казахской просветительской педагогики (А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, Ч. Валиханов и др.);
- советской педагогики.
В настоящее время изучение проблемы экономического воспитания осуществляется в отечественной педагогике, а также в педагогике других стран СНГ.
Не останавливаясь подробно на ранних периодах в силу особенностей нашего исследования и представленности аналитического обзора в историко-педагогических публикациях, мы считаем необходимым изучить степень разработанности вопроса в теории и истории педагогики советского и постсоветского этапов. Причина этого заключается в кардинальном изменении социально-экономических условий развития общества, методологии управления экономикой государства, что объективно повлияло на характер воспитательного процесса в целом и, в частности, на развитие теории экономического воспитания личности. Соблюдение принципа историзма в нашем исследовании, обращение к теоретическому наследию советской педагогики, с одной стороны, и с другой – осмысление современного состояния развития социально-экономической практики, позволит углубить познание сущности экономического воспитания как педагогического явления.
В младшем школьном возрасте закладываются основы адаптационного поведения, некоторые навыки поведения в обществе. Если ребенку не удается преодолеть фазу адаптации в силу отсутствия либо недостаточности оказываемой со стороны взрослых помощи, направленной на приобретение ребенком средств для решения различных противоречий, то возникает опасность формирования отрицательных качеств личности, препятствующих нормальной успешной социализации развивающегося человека (конформность, безынициативность, агрессивность, озлобленность и т.д.). Обеспечивая определенный уровень общеобразовательной подготовки, создавая условия для разностороннего развития личности учащихся, начальная школа в лице ее педагогов должна способствовать овладению детьми определенными социально одобряемыми экономическими ролями.
С позиций разработанной в западной социологии теории ролей (Дж. Мид, Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс) социальные роли – это комплексы норм, закрепленные за определенными функциональными местами общества. Ролевые комплексы норм проявляются в требованиях, предъявляемых к индивидам, занимающим функциональные места в сфере общественного разделения труда, занятости, иерархии управления и т.д. Эти требования фиксируются в культуре, а именно в писаных (законодательных) и неписаных (моральных) нормах, передаются от одного поколения к другому и регулируют поведение людей, попадающих на эти места. В ходе эволюции общества каждое экономическое отношение сформировало набор ролей для своего выражения.
В зависимости от того, как будут усвоены ребенком содержание требований и норм поведения, будет в дальнейшем определяться и культурный тип субъекта, выполняющего ту или иную экономическую роль. Существуют различия между разными культурными типами субъектов экономической деятельности, которыми могут являться как отдельные личности, так и трудовые коллективы: культура одних может носить самоуправленческий, инновационный характер, культура других – основываться на противоположных ценностях: на выполнении поступающих извне указаний, индивидуализме, ориентации на помощь извне, экстенсивном и неинновационном типе развития; также можно говорить и о разных культурных типах работников, культурных типах потребителей и т.д.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что научно-теоретическое осмысление экономического воспитания осуществлялось в общей логике познания сущности воспитания как педагогического явления.
Советская педагогика с момента своего становления подвергала аргументированной критике попытки выводить цели и задачи воспитания из биологической концепции человека. Воспитание рассматривалось в качестве социально-биологического явления и ведущего фактора формирования личности.
П.П. Блонский в своей работе «Трудовая школа» писал, что в индустриальном воспитании самый важный момент – это его организация, когда подростки сами приобретают строительный материал, сами строят, обзаводятся затем инвентарем, составляют сметы, организуют бюджет, сами производят земледельческие работы, ведут уход за птицей, скотом, делают ремонт, производят закупки и сбыт продуктов, проводят культурный досуг и развлечения. Значение всего этого для воспитания подростков очевидно. Употребляемый в те годы термин «индустриальное воспитание» соответствует современному пониманию экономического воспитания.
С.Т. Шацкий так определил задачи экономического воспитания: «Воспитание умения вглядываться, оценивать, строить планы, проверять, завоевывать себе место в пока не признающей ребенка среде взросления, организовать для общественной, строительной работы свои силы и достичь общих целей общими силами в реальных условиях жизни – весьма серьезная задача школы».
В отличие от П.П. Блонского, который называл экономическое воспитание индустриальным, А.С. Макаренко определял его как хозяйственное. Он говорил о том, что каждому человеку придется в жизни обязательно принимать участие в общегосударственном хозяйстве, и чем лучше он будет подготовлен к этому делу, тем больше он даст пользы и государству, и самому себе. Важнейшей стороной педагогических взглядов А.С. Макаренко является то, что он поднял вопрос о воспитании молодого поколения в труде и коллективе, разработал ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов экономического воспитания. Экономическое воспитание школьников, по его мнению, представляет собой органический сплав общеобразовательной и трудовой подготовки, располагает огромными потенциальными возможностями для формирования у них коммунистического отношения к труду, проявления таких личностных качеств, как деловитость, бережливость, рачительность, умение применять знания и трудовые навыки в жизни.
Идею необходимости экономического воспитания постоянно воплощал в практической работе Павлышской школы В.А. Сухомлинский. Анализируя раннее включение школьников в производительный труд, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых и по общественной значимости, и по технике и технологии трудовых процессов. Чем больше похож труд детей на труд взрослых, тем сильнее его воспитательное воздействие.
Таким образом, экономическое воспитание рассматривается учеными как часть общего воспитания, тесно связанного с производительным трудом, трудовым воспитанием.
Анализируя вопрос о месте экономического воспитания в системе учебно-воспитательной работы школы, А.С. Прутченков обращает наше внимание на такую сложную проблему как место экономического воспитания в общем процессе становления личности школьника. В этом процессе выделяется три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
а) экономическая социализация (взгляд на формирование личности с точки зрения внешних социальных сил). Это объективный процесс усвоения индивидом экономических взглядов, образцов экономического поведения, освоение социальных ролей, навыков, ценностей, подстройка личности к социальным нормам;
б) экономическое воспитание как процесс, преднамеренно организованный обществом в рамках социальных институтов (семья, школа, училище, высшее учебное заведение, средства массовой информации и т.д.) с целью подготовки личности к наиболее эффективному выполнению определенных функций в экономических отношениях, прежде всего в производстве, являющемся основой функционирования и развития общества;
в) экономическое самовоспитание (то есть взгляд на развитие личности с точки зрения внутренних факторов). Это внутренняя потребность и процесс постоянного обновления экономических знаний, интеллектуальная работа по осмыслению происходящих экономических событий, управление собственной деятельностью, направленной на изменение своей личности, прежде всего на развитие экономически значимых качеств.
Как видим, в системе экономического воспитания выделяется понятие «экономического самовоспитания» как важнейшего условия постоянной социализации и высокой эффективности. В свою очередь экономическая социализация и экономическое самовоспитание являются необходимыми условиями, обеспечивающими возникновение и поддержание потребностей в экономическом самовоспитании.
В практике учебно-воспитательной работы школы экономическое воспитание тесно связано со всеми другими направлениями воспитания и взаимодействует с ними.
Прежде всего, экономическое воспитание связано с нравственным. Нравственная воспитанность или невоспитанность человека может проявляться в различных качественных состояниях. Это зависит, зачастую, от социальных условий. Экономическая воспитанность может проявить себя в ситуации, когда индивидуальное нравственное сознание находится в противоречии с нравственными общественными отношениями и это противоречие между индивидуальной и общественной моралью возникает в скрытых формах безнравственности и определяется как невоспитанность. К примеру, под влиянием эгоизма потребительской психологии, стремлением к наживе молодой человек действует в обход правовых и моральных норм. Экономически значимые качества проявляются в единстве развитого экономического и нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно-значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно-значимой деятельности, на основе глубоких знаний, в том числе экономических, осмысленного практического участия в ней, осознания его нравственного значения. Важная особенность процесса экономического воспитания заключается во взаимосвязи с процессом умственного, трудового, гражданского, эстетического, правового, нравственного, физического, экологического, патриотического воспитания.
Определяющими качествами и свойствами личности являются такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность. Показателями жизнедеятельности человека, неразрывно связанными с основными качествами личности являются прилежание и успешность. Любой вид деятельности ребенка может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности.
Для нашего исследования важно еще одно определение, предложенное В.А. Товстиком: «экономическое воспитание – это процесс целенаправленного систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов, определенных качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности и экономических отношениях вне сферы производства».
Исследование А.С. Нисимчука характеризуется попыткой пересмотреть цели, содержание, формы и методы экономической подготовки в новых экономических условиях на основе положений концепции целостного подхода к экономическому воспитанию. Новым взглядом является провозглашенный в работе курс на развитие ценностных ориентаций, мотивов и убеждений в экономическом воспитании. К сожалению, автору не удалось раскрыть суть этих вопросов, но обращение к ним уже повышает значимость данного исследования. А.С. Нисимчук считает, что экономическое воспитание не самоцель, а является одним из средств всестороннего развития личности каждого члена общества, его подготовки к эффективной экономической деятельности.
Важным в работе является определение основных направлений экономического воспитания, которые, по мнению автора, должны осуществляться:
– через формирование экономического мышления учащихся в процессе учебной деятельности;
– через повышение эффективности уроков сельскохозяйственного труда;
– через участие в общественно полезном, производительном труде;
– через взаимодействие школы, семьи, общественности.
Одним из главных достоинств данного исследования является идея о необходимости изменения общественной психологии, которая долгое время неправильно трактовала понятия: прибыль, доход, личная заинтересованность, частная собственность.
Однако сущность экономического воспитания автор, как и его предшественники, понимает лишь как формирование тех же личностных качеств: бережливости, трудолюбия, дисциплинированности, деловитости и некоторых других, – ограничиваясь лишь их констатацией и считая, что для присвоения их личностью будет достаточно осуществления поведенческого компонента в структуре личности.
Большой интерес в плане теоретической и практической разработанности содержания, форм и методов экономической подготовки в новых условиях представляет исследование И.С. Сасовой. Автор вводит понятие экономической подготовки как совокупности экономического воспитания и образования и понимает под этим процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения как в личных, так и в общественных интересах повышения эффективности
Экономическая воспитанность индивида несомненно характеризуется формированием экономического мировоззрения, начало которого закладывается в сельской школе.
В формировании экономической воспитанности важную роль играют мотивы. Выделяются следующие мотивы рациональной экономической деятельности:
– прагматический – необходимость получения дохода, прибыли, стремление удовлетворить свои потребности;
– познавательный – узнать, исходя из интереса, понять скрытый внутренний механизм явления (функционирования рынка, например), чтобы принять правильное экономическое решение;
– гуманистический – стремление помочь людям, милосердие. Важно не просто проявлять жалость, а помогать, для чего необходимо иметь средства, возможности, знания;
– гражданский – желание принести пользу Родине, гордиться ее успехами;
– этический – желание выглядеть достойно, вести себя культурно, уважительно по отношению ко всем людям.
Экономически развитую личность характеризуют:
– активная жизненная позиция;
– отсутствие сугубо прагматического отношения к жизни;
– забота о других людях;
– способность к глубокому пониманию жизни и объективной ее оценки;
– способность брать на себя ответственность;
– доброжелательность и др.
В формировании качеств экономической воспитанности очень важно развитие социальных качеств и нравственных устоев. В соответствии с этим должен осуществляться отбор содержания учебного материала, педагогических технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков экономической деятельности.
Таким образом, психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста включает такие особенности детей, как любознательность, активность, наличие воображения, способного активизировать творческую деятельность. Младшие школьники отличаются трудолюбием, старательностью, стремятся к успеху. Поведение характеризуется добротой, сопереживанием, гуманностью. Получение знаний об экономике должно быть ориентировано на эмоционально-чувственное восприятие.
Библиографическая ссылка
Жунисбекова Ж.А. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» И «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 206-210;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10218 (дата обращения: 21.12.2024).