Современный образовательный процесс характеризуется активным использованием новых образовательных технологий и в нем все более активно используются компьютерные технологии. О месте и роли компьютерной технологии в системе образования написано множество трудов, в то же время с каждым годом появляются новые проблемы, актуальные не только для обучения, но и для всей системы образования. Это объясняется тем, что новые модели компьютерной технологии требуют определенный круг знаний по отношению к ним. С другой стороны, новые модели предполагают либо дополнения к существующим образовательным технологиям, либо разработки новых образовательных технологий и активного их внедрения в учебный процесс. Следовательно, современные информационные технологии, дополняя структуру образовательных технологий, открывают новые перспективы для повышения качества образовательного процесса.
Принятые в Кыргызской Республике нормативные документы требуют разработки дидактических основ использования компьютерной технологии в учебном процессе [1; 2]. А изучение возможностей использования компьютерной технологии в обучении стало предметом исследований большинства ученых-педагогов республики.
Компьютеризация обучения, т.е. использование достижений новых информационных технологий в образовательном процессе является частью масштабного, стратегического направления – информатизации общества. Как известно, происходящий глобализационный процесс повлечет за собой изменение во всех структурах общества и вместе с этим и существенное изменение деятельности организаций и отраслей. И существенным признаком глобализации является информатизация общества. Процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека в получении необходимой информации является информатизацией. Сегодня информатизация в сфере образования является главной задачей и в ней важным фактором стал техническое и программное обеспечение этой сферы.
Огромна роль информатизации образования для развития человечества. Новые информационные технологии автоматизируют многие виды деятельностей человека. Люди, например, с помощью информационных технологий производят оплату за покупки, через них предварительно бронируют билеты и т.д. Следовательно, люди должны обладать знаниями по информационной технологии и уметь применять их на практике. Кроме этого, нужны специалисты, полноценно обладающие этими технологиями [3]. Это означает, что в учебных заведениях следует целенаправленно готовить таких специалистов. Эти направления образуют круг проблем по информатизации образования.
Понятие «Информатизация образования» вошло в педагогику в 80-е годы ХХ века. В этом внес боьшой вклад известный ученый А.П. Ершов. В его исследовании информатизация образования характеризуется как комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности [4]. При этом он подчеркивал, что информация – это стратегический ресурс общества в целом, она обусловливает способность общества к успешному развитию.
В эти годы наметились следующие направления информатизации образования:
- обеспечение компьютерной грамотности учащихся;
- обучение навыкам использования компьютерной технологии на профессиональном уровне;
- использование компьютера на досуге;
- совершенствование содержание и методов обучения на основе информационных технологий;
- использование компьютера как средство труда;
- применение компьютера в управлении образованием.
В 90-е годы доминировалась концепция, отражающая общее понятие информатизации образования. В этих условиях информатизация нацелена на реализации следующих целей:
1) массовое овладение новыми информационными технологиями;
2) проведение исследований по внедрению их в педагогический процесс.
Резкий рост информационных массивов, их отбор, производство и результативное их использование – все это позволило формировать и развивать содержание предмета информатики. Ученые считают, что задачу информатизации образования можно решить настолько, насколько в образовательном процессе используются новые информационные, в том числе и мультимедийные технологии [5; 6; 7; 8]. Следует отметить, что в информатизации системы образования ведущую роль играет профессионализм учителя. Учитель достигает результативности своей работы, если он применяет в своей деятельности достижение информационных технологий, разрабатывает и использует электронные учебные комплексы.
Сегодня человек, управляя компьютерной технологией, умея обрабатывать информацию, может повышать свою интеллектуальный уровень в этой области, принимать оптимальные решения, оказывать помощь в разработке новых дополнений в экономике, культуре, технике и в научном исследовании. На сегоднящний день информационные технологии составляют основу информационного обеспечения организаций и составляют фактор, обеспечивающий профессиональную деятельность специаиста. Эта ситуация показывает, что высока роль информации в профессиональной деятельности специалиста. В то же время, организации нуждаются в специалистах, которые умеют полноценно обрабатывать и эффективно использовать информацию. Поэтому сегодня становится особо актуальным подготовка будущих специалистов, способных эффективно действовать в информационной среде, применять новые достижения науки и техники в своей профессиональной деятельности. В этом вопросе многие государства разрабатывают стратегии образовательной политики в области информатизации образования. Например, в Казахстане такими ориентирами являются [9]:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения;
- интенсификация подготовки педагогических и управленческих кадров;
- создание отечественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
- компьютеризация системы образования и обновление компьютерного парка;
- модернизация аппаратно-программного обеспечения;
- интернетизация;
- технологическая и техническая поддержка развивающейся инфраструктуры системы образования;
- внедрение единой информационной система управления образованием (ЕИСУО).
В анализе стратегических направлений развития ИКТ в Кыргызстане намечены следующие направления развития информатизации в сфере образования [10]:
- организация надлежащего обучения и профессиональной подготовки на всех уровнях, от начальной школы до взрослого населения, что позволит создать возможности для наибольшего числа людей для тех, кто нахолится в неблагоприятном положении;
- совершенствование базового образования и повышения квалификации в области научно-технических дисциплин. Это позволит обеспечить необходимую чисенность высококвалифицированных и опытных специалистов и экспертов в области ИКТ, что далее будет служить базой для развития ИКТ в регионе.
По нашему мнению, в реализации направлений информатизации образования необходимо решать следующие задачи:
1. Внесение изменения содержания образования с включением новых стандартов по информационной технологии. Информатизация образования предполагает формирование соответствующих знаний у будущего поколения. Это – знание о структуре и возможностях компьютерной технологии, знание о способах работы с Интернетом и т.д. Кроме этого, будущие специалисты должны обладать умениями и навыками использования компьютерных технологий в практической деятельности, решать учебные и познавательные задачи. Информатизация образования предполагает не столько применения знанаий в жизни, сколько применения творчески, с целью получения новых решений, новых продуктов, овладеь информационной компетенцией.
2. Формирование единого образовательного пространства посредством создания информационного общества. В информационном обществе доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, причем эти действия осуществляется на основе современной компьютерной технологии. Такому обществу характерен информационный обмен. Для этого нужно создание единого информационного образовательного пространства, где преимущественно используются достижения новых информационных технологий.
3. Сделать упор на качество образования посредством широкого использования мультимедиа технологии. Данная задача предполагает обеспечение образовательных учреждений современными средствами мультимедиа технологии и целенаправленное проектирование и внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов. Качество достигается соответствием полученных продуктов образования к заявленным целям образования, следовательно, нужен мониторинг во всех стадиях образовательного процесса для принятия своевременного решения об улучшении качества.
4. Организация научных исследований с привлечениием специалистов информационных технологий и ученых из других сфер. В решении данной задачи необходимо совместное усилие ученых и специалистов для нахождения новых возможностей информационных технологий в обеспечении качества организации образовательного процесса, в создании новых технологий обучения различных учебных предметов..
Известно, что в Кыргызской Республике имеются определенные наработки по использованию инфрмационных технологий в школьном образовании. В республике выбраны 100 инновационных школ, которые обеспечены мультимедийными обучающими курсами, лабораториями, необходимыми наглядными пособиями. С каждым годом число таких школ будут расти. В школах используются интерактивные уроки, учащиеся выполняют проектные работы с использованием возможностей мультимедиа технологии, ресурсов интернет. Активное применение достижений информационной технологии в обучении школьных предметов показывает об появлении новых видов и форм занятий в системе школьного образования.
Библиографическая ссылка
Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О РОЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 211-213;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10219 (дата обращения: 12.11.2024).