Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Тусубекова К.К. 1 Нурпейсова М.С. 2 Жунисбекова Ж.А. 2 Есипов В.В. 2 Керимбекова Р.А. 3
1 Казахский национальный педагогический университет им. Абая
2 Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова
3 Институт повышения квалификации педагогических работников по Южно-Казахстанской области (Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации педагогических кадров «Орлеу»)
В данной статье рассмотрены теоретические основы применения факторного анализа в эмпирических педагогических исследованиях в начальной школе при использовании современных образовательных технологий в процессе их обучения, который позволит повысить познавательную и интеллектуальную деятельность младших школьников.
начальная школа
обучение
развитие
личность
интеллект
мышление
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. – М.: Педагогика, 1986. – 260 с.
4. Куанова С.Б. Развитие логического мышления учащихся основной школы на основе обучения качественному аспекту математики: дис. … канд. пед. наук. – Алматы, 2011. – 156 с.
5. Жунисбекова Ж.А. и др. Некоторые проблемы интеллектуального развития школьников // Международный научный журнал «Научный мир Казахстана». – 2012. – № 1(41). – С.179-181.

В «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» подчеркивается, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества, т.е. подчеркивается, что человеческое развитие является стратегически важной целью в процессе развития страны. Следовательно, меняются приоритеты целей начального образования, так как основной функцией модернизации начального образования становится формирование интеллектуальной, деловой, эмоциональной, творческой личности, умеющей использовать полученные знания, развивать свои коммуникативные навыки к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

Ориентация современной школы на изменение содержания образования, улучшения его качества и предоставление не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни ребенка предполагает деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить ему две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретация информации, т.е. развития познавательной интеллектуальной активности, ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Отсюда не случаен повышенный интерес к проблемам развития интеллекта младших школьников и применения факторного анализа в психологических исследованиях для его измерения.

Нельзя не отметить, что идея развития интеллекта личности нова и данная проблема развития ребенка в процессе обучения не ставилась и не решалась. Можно перечислить ряд имен (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, Е.О. Смирнова, П.А. Пономарёв и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. Важно отметить, что проблемы интеллектуального развития ребенка в учебной деятельности в различные периоды развития общества, а особенно ее практическая реализация в школе, никогда не прекращались. В качестве критериев интеллектуального развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить несущественное от существенного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления, то есть обучение сегодня должно включать в себя и учебную и воспитательную части и ведущими ее целями должны быть не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное и во внеурочное время. Результатом такого обучения является достигнутый ребенком уровень не только просто оценки учебы, но и развитие личностных качеств, его индивидуальности.

Психолог Л.С. Выготский в своих работах исследовал влияние обучения на развитие ребенка, а С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев в своих научных изысканиях показали влияние изменяющихся условиях воздействия на характеристики детского мышления. В работах следующих ученых И.Я. Гальперина, Е.И. Рогова, Е.А. Кабановой-Меллер, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и некоторых других раскрыто влияние различного содержания и методов обучения на некоторые особенности психического развития детей и подростков, где главным критерием развития учащихся являлось специально организованное обучение, направленное на развитие индивидуальных качеств личности и усвоения ею знаний, умений и навыков по предмету. Л.В. Занковым была сформулирована цель обучения, полностью отвечающая современным требованиям и результатам обучения: достижение оптимального общего развития каждого учащегося в процессе обучения в виде знаний, умений и навыков. Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, а также их последователи достаточно полно разработали методику развивающего обучения.

Исследования в области развивающего обучения ведутся как с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так и в частных методиках с учетом специфики преподаваемого предмета. Совместные усилия ученых направлены на организацию целостного развития личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Ученые Республики Казахстан исследовали различные аспекты влияния обучения на развитие ребенка. С.Б. Куановой было рассмотрено развитие логического мышления, А.С. Егизбаевой – повышение интеллектуальных способностей в процессе обучения математике, А.О. Шоманбаевой – взаимосвязь ценностных ориентаций личности, Г.Г. Филимоновой – формирование познавательной самостоятельности школьников средством игрового обучения, Н.Д. Щёткиной – развитие логико-алгоритмической культуры младших школьников в процессе обучения математике, И.А. Соиной – динамика ценностных ориентаций личности в её изменяющемся социально-психологическом пространстве и др.

Проблемой рассмотрения применении современных образовательных технологий в учебном процессе и её влиянии на интеллектуальное развитие учащихся в психолого-педагогической литературе посвящены работы Монахова В.М., Исламгуловой О.Ф., Кобдиковой Ж.У., Кажигалиевой Г.А. и др.

В том числе для развития познавательных способностей учащихся и повышения их интеллекта с использованием новых информационных технологий посвящены работы Клюевой Н.В., Бидайбековой Е.Ы., Караева Ж.А., Беспалько В.П., Панфиловой А.П., Молодцовой Н.Г. и т.д.

Слабая разработанность данной проблемы, затруднения, встречающиеся у учителей в связи с применением факторного анализа для исследования познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников в процессе обучения с применением современных образовательных технологий в начальной школе определили выбор темы нашего теоретического исследования.

Источники исследования: труды философов, психологов, педагогов, методистов, отражающие проблему развития познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников и применение факторного анализа для психологических исследований, официальные документы: Закон об образовании, Закон о высшем образовании, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Проект государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2020, Концепция содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы, учебники, учебные пособия, диссертационные исследования научно-педагогического и методического характера, а также психолого-педагогический опыт самих авторов.

Необходимо отметить, что при организации учебной деятельности учащихся начальных классов в условиях применения современных образовательных технологий обучения одни методы обучения не противопоставляются другими. И создаваемое целостное представление о многочисленных методах обучения способствует равноправному отношению к ним, а также содействует регулярному приобщению учителя начальных классов ко всему комплексу источников информации о них: дидактике, методике преподавания того или иного предмета, опыту учителей общеобразовательных учреждений. Таким образом, следует, что различные методы обучения, взаимодополняющие друг друга, характеризуют с разных сторон одно и то же взаимодействие учителя и учащихся. Поэтому организация учебной деятельности младших школьников при обучении предметам начальной школы в условиях применения современных образовательных технологий для повышения их познавательной активности и интеллекта, является сложной психологической и педагогической проблемами, которые могут быть разрешены учителем на разных уровнях: интуитивном, осознанном и обоснованном.

Обоснование выбора организации учебной деятельности младших школьников в условиях применения современных образовательных технологий при разработке уроков должно осуществляться путём установления их соответствия поставленным образовательным, воспитательным и развивающим целям, отобранному содержанию учебного материала, возможностям учащихся и учителя, имеющимся условиям и отведенному времени на изучение учебного материала.

Однако как показывает изучение, школьной практики, несмотря на обширность проведенных исследований, еще не в должной мере реализуются психолого-педагогические концепции организации учебной познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников в условиях применения современных образовательных технологий, недостаточно разработана методика факторного анализа в психологических исследованиях для учащихся начальных классов. Учебно-методический комплекс начальной школы, используемый в нашей стране в последние годы, требует тщательного изучения и усовершенствования методики преподавания различных предметов в начальной школе и, в частности, организации учебной деятельности младших школьников в условиях применения современных образовательных технологий. В школьной практике рядом учителей недооценивается роль и значение применения современных образовательных технологий при организации учебной деятельности младших школьников для развития научно-познавательной и интеллектуально-проектной деятельности, а также применения факторного анализа для ее измерения.

Возникают противоречия между необходимостью применения факторного анализа в эмпирических психологических исследованиях для разработки научно-обоснованной организации познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников в процессе обучения в начальной школе с применением современных образовательных технологий и фрагментарной разработанностью данной проблемы в современной школьной практике.

Значимость проведенного нами анализа имеющихся источников и данных психолого-педагогических исследований в данной области показало, что теоретические выводы и научно-методические рекомендации способствуют эффективному решению проблемы применения факторного анализа в эмпирических психологических исследованиях интеллектуального развития учащихся начальных классов в процессе применения современных образовательных технологий обучения. Разработанная система применения факторного анализа в эмпирических психологических исследованиях и интеллектуального развития учащихся начальных классов, выводы и рекомендации могут быть использованы в практике общеобразовательных школ РК, а также при подготовке будущих учителей в вузах, на факультетах повышения квалификации работников образования, при разработке методических рекомендаций по применению факторного анализа в психологических исследованиях интеллектуального развития учащихся начальных классов для учителей, родителей и т.д.

Когда речь идет о выяснении условий повышения познавательного и интеллектуального развития учащихся начальных классов с полным учетом возрастных особенностей школьников необходимо дать методическую интерпретацию психологической характеристики возрастных особенностей учащихся начальных классов.

Как утверждают известные психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, возрастные психологические особенности детей на различных этапах их развития определяются на основе соответствующих возрасту форм ведущей деятельности (подражание, непосредственное эмоциональное отношение, манипулятивное действие, игровая и учебная деятельность и др.), которая формируется на каждом возрастном этапе, определяет сознание ребенка и весь ход его развития в данный период.

Для учащихся начальной школы его ведущей формой является учебная деятельность, все составляющие компоненты которой (учебная задача, учебные действия, действие контроля (самоконтроля), действие оценки (самооценки)) интенсивно формируются в возрасте с шести до десяти лет.

При становлении и развитии учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения, наряду с усвоением знаний, развиваются теоретическое сознание и мышление, а также ряд обеспечивающих их психологических способностей (новообразований) таких, как произвольность психических процессов, внутренний план действия и рефлексия. На этой основе умственное развитие детей, включающее в себя развитие отдельных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения), достигает высокого уровня развития, необходимого для обучения в школе.

Таким образом, «психическое развитие детей в младшем школьном возрасте связано с формированием учебной деятельности как особой формы социальной деятельности».

Теория учебной деятельности в последние годы активно разрабатывалась ведущими психологами (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.).

Заметим, что педагоги, дидакты и методисты (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый и др.) рассматривают учебную деятельность в несколько ином аспекте, не совпадающем с трактовкой упомянутых психологов.

К психологическому пониманию учебной деятельности более всего приблизился А.М. Пышкало и его ученики. Разработанная ими «Концепция начального образования», получившая всеобщее признание, в значительной мере строится на основе деятельностного подхода.

Весьма важную роль в разработке методических аспектов проблемы формирования учебной деятельности (как ведущей) младших школьников играют кандидатские диссертации Ж.В. Арутюнян, Ю.Н. Иванова, Н.Г. Калашниковой, С.Е. Царевой, Н.А. Янковской, посвященные реализации деятельностного подхода в методике обучения математике.

Тот факт, что этим занимаются методисты-математики – явление не случайное и весьма значимое.

Педагогу для стимулирования познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников следует осуществлять переход от накопления отдельных знаний о свойствах предметов и явлений к образованию новых понятий. Использовать также положение, разработанное И.П. Павловым, его учениками, психологами и методистами об одновременном изучении двух противоположных понятий. А также не забывать о том, что высокая степень обобщения, которая способствует стимулированию познавательной деятельности школьника, является одновременно и основой для сравнения объектов, относящихся как к одному классу, так и к различным.

Творческое воображение является одним из приемов стимулирования познавательной и интеллектуальной деятельности учащихся начальных классов. Нужно помнить о том, что их внимание является непроизвольным, и поэтому целесообразно стимулировать их внимание различными средствами (наглядностью, яркостью, размером, необычностью и др.).

Таким образом, из анализа психологических особенностей познавательной и интеллектуальной деятельности учащихся начальных классов следует, что для стимулирования этого вида деятельности существенное значение имеет рациональное использование наглядности, что значительно расширяет возможности непосредственного наблюдения, содействует целенаправленному восприятию, способствует возникновению познавательного интереса, дает возможность сопоставить, сравнить воспринимаемый материал с ранее изученным, абстрагирует работу мысли школьников в овладении учебным материалом, усиливает внимание к объяснению учителя и помогает ему разнообразить работу на уроке.


Библиографическая ссылка

Тусубекова К.К., Нурпейсова М.С., Жунисбекова Ж.А., Есипов В.В., Керимбекова Р.А. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 225-228;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10223 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674