Медицинское образование сегодня, прежде всего, ориентировано на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности, а не отдельно и заранее. Эта теория предусматривает практику подготовки специалиста на основе овладения конкретными профессиональными действиями (диагностикой, лечением, профилактикой, реабилитацией) и концептуальными знаниями и навыками (профессиональным мышлением, способами общения, мануальными клиническими навыками). При этом концептуальные знания становятся обеспечением, условием и залогом точного выполнения практических действий.
Существует несколько компонентов деятельностно-ориентированного образования в медицине. Эффективным и распространённым методом практико-ориентированного образования и является «анализ клинических случаев».
Ситуационная проблема представляет собой сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.
Цели метода «анализа конкретных ситуаций» – развивать аналитические способности к исследованию жизненных и производственных задач, способствовать правильному использованию информации, вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях. Сталкиваясь с конкретной ситуацией обучающийся должен определить сущность проблемы и выразить к ней свое отношение.
Активное применение клинических ситуаций соответствует актуализации практической направленности обучения, органичному соединению теории и практики, ускорению приобретения опыта клинического мышления у молодых специалистов. В число наиболее подходящих методов входит использование вариативных клинических ситуаций. Такие ситуации оживляют и обогащают учебный процесс, делают обучение творческим, наглядным, полезным и поучительным, они интересны студентам и преподавателям.
Визуализированные вариативные ситуации исключают ошибки в восприятии информации, искажения результатов, повышают приближенность к будущей профессиональной деятельности. Опыт решения учебных ситуаций затем легко переносится в практику лечебной работы. Анализ учебных клинических ситуаций служит сокращению этого времени овладения практическим опытом, так как способствует ускоренному приобретению лечебного опыта на ментальном уровне. Все это готовит к будущей работе, а, главное, формирует больший и обоснованный интерес к принятию новых знаний.
Библиографическая ссылка
Кубрушко Т.В., Винокур А.В., Бароян М.А., Наумова Я.Л. АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, КАК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 266-266;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10245 (дата обращения: 30.12.2024).