Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы. В связи с этим современное медицинское образование, прежде всего, ориентировано на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных задач. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности, а не отдельно и заранее. Эта теория предусматривает практику подготовки специалиста на основе овладения конкретными профессиональными действиями (диагностикой, лечением, профилактикой, реабилитацией) и концептуальными знаниями и навыками (профессиональным мышлением, способами общения, мануальными клиническими навыками). При этом концептуальные знания становятся обеспечением, условием и залогом точного выполнения практических действий.
Существует несколько подходов к деятельностно-ориентированному образованию в медицине. С одной стороны это внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения: работа на обучающих тренажерах-фантомах, посещение врачебных конференций, консилиумов, анализ клинических случаев, подготовка истории болезни, научно-исследовательская работа студентов, участие в научно-практических конференциях и др. С другой стороны образование связывают с организацией производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду. Все это и способствует формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков.
Современные тенденции образования предполагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи фантомов, манекенов и симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Поскольку большинство стоматологов сегодня работает с ассистентом, что позволяет им повышать эффективность и продуктивность работы, на фантомах студенты также учатся работать в «четыре руки» с самого первого курса. Это максимально воспроизводит реальный стоматологический прием и улучшает качество подготовки врачей-стоматологов в целом – помимо обучения проведению качественного лечения студенты также получают навыки эргономичной работы, выполняя все процедуры в правильном положении, результатом чего является меньшая усталость.
Цели метода «анализа конкретных ситуаций» – развивать аналитические способности к исследованию жизненных и производственных задач, способствовать правильному использованию информации, вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях.
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности. В современной литературе исследовательская деятельность – это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы, а затем полученные знания применять на практике.
Однако неоценимую роль играет производственная практика. Работа с реальными пациентами даже в роли помощника врача-стоматолога формирует у студентов не только готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений, но и способность научно анализировать медицинские и социально-значимые проблемы, владение навыками коммуникативности, аргументации, ведения полемики и дискуссии.
Библиографическая ссылка
Фелькер Е.В., Бровкина И.Л., Крюков А.А., Винокур А.В. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 271-272;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10252 (дата обращения: 21.12.2024).