Психические состояния – это совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [3]. Цель данной работы – провести оценку психических состояний тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности среди студентов 2 курса всех специальностей очной и очно-заочной формы обучения РИ (ф) Университета машиностроения,, использовав тест Г. Айзенка. Под тревожностью мы понимаем беспокойство, волнение (обычно в ожидании опасности или чего-то неизвестного) [4], под агрессивностью – открытую неприязнь, вызывающую враждебность, трудности в общении и поведении. Фрустрация- психическое состояние, возникающее вследствие неудач, препятствий (казалось бы – непреодолимых) на пути к достижению цели, а также неудовлетворения какой-либо значимой потребности. Фрустрация отрицательно влияет на поведение и деятельность, в том числе учебную, самооценку и оценку ситуации, часто является причиной неуспешности и неврозов. Ригидность – это чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов, взглядов, убеждений, поведении, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям, что может привести к конфликтам, в том числе внутриличностным [1]. Тестирование поможет также внести некоорые новые значения в объективное ядро концепта «современная молодежь» (о нашем анализе этого концепта см., например, [2]).
В тестировании участвовало 110 студентов очной и очно-заочной форм обучения, которым предлагалось ответить на 4 блока по 10 вопросов, выбрав 1 из вариантов: такое состояние часто присуще, иногда бывает, совсем не бывает.
Оказалось, что у большинства наших студентов тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность ярко не выражены, не выше и не ниже нормы, в отличие от студентов некоторых других вузов. Наиболее высокий – но все же в пределах среднего – результат среди других психических состояний у агрессивности и ригидности.
Самый высокий уровень тревожности наблюдается у девушек очно-заочной формы обучения, а самый низкий – у юношей 253 группы. Самый высокий уровень фрустрации наблюдается у отдельных девушек очно-заочной формы обучения, а самый низкий, т.е. устойчивость к неудачам, трудностям – у юношей 351 группы. Самыми агрессивными и невыдержанными оказались юноши 251 группы., а самыми спокойными – девушки 351 группы. Эти же девушки оказались легко переключаемыми и меняющими быстро свои взгляды, а упрямыми в своих убеждениях и взглядах – девушки 253 группы.
В процентном соотношении результатов по полу самая высокая степень тревожности оказалась у девушек, а самая низкая – у юношей. По уровню фрустрации намного более устойчивы к неудачам юноши, зато девушки более спокойны и выдержанны. Ригидность присутствует у большинства девушек и отсутствует также у представительниц женского пола. Юноши по состоянию ригидности нейтральны.
В распространении психических состояний среди юношей и девушек присутствует как общее, так и различное. Из всех исследуемых психических состояний наиболее высок и у девушек, и у юношей уровень агрессивности, но у девушек так же ярко проявляется ещё и ригидность. Ни среди юношей, ни среди девушек не обнаружилось ни одного с высокой степенью фрустрации. Среди юношей не обнаружилось ни одного с высокой степенью тревожности, хотя у отдельных девушек (2 %) это состояние проявляется довольно часто.
Итак, показатели уровней психических состояний студентов 2 курса достаточно стабильны, что говорит об окончании срока адаптации, позволяет проводить учебные занятия наиболее эффективно. В этот период даст свои плоды вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. В результате анализа выявилась картина исследуемых психических состояний по группам, формам обучения и гендеру.
Проведенное тестирование помогло студентам самим оценить свои психические состояния, а общая картина в группах поможет построить систему воспитательной работы и психологической помощи (методы см., например, [5]) с учетом конкретных потребностей студентов отдельных групп, произвести корректировку их психических состояний.
Библиографическая ссылка
Калинина М.А. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 274-274;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10255 (дата обращения: 21.12.2024).