Введение термина «направленность» в научный дискурс связывают с именем С.Л. Рубинштейна, который понимал под ним динамические тенденции, определяющие деятельность человека [5]. В настоящее время исследуются ценностные ориентиры студенческой молодежи [1], направленность «на себя» и «на других» в студенческой среде [4]. Мы иопользовали методику Дж. Голланда по определению типа личностей, которая в большинстве случаев применяется при выборе профессий [3]. По нашему мнению, она может и должна использоваться также и для определения типов личностей в среде студентов, в том числе и для более четкого профессионального самоопределения. Кроме того, это даст возможность привнести некоторые черты в объективное ядро концепта «современная молодежь» (об ассоциативном анализе этого концепта см. нашу статью [2]).
В данном исследовании участвовало 120 студентов всех форм обучения всех специальностей 1-2 курсов РИ(ф) Университета машиностроения. В результате оказалось, что в среде студентов превалируют личности предприимчивого типа (26 %). Представитель даного типа избирает цели, которые помогают проявить свойственные ему лидерские черты, энергию, энтузиазм, стремление руководить, однако повседневная рутинная работа ему не нравится. Выбранные профессии – директор, дипломат, артист.
Немного меньше (25 %) среди студентов личностей социального типа, владеющих эмпатией, стремящихся учить и воспитывать, решающих проблемы в большиинстве своем с опорой на эмоции и собственные вербальные способности (профессии – учитель, врач, психолог).
Личностей артистического типа с развитыми творческими способностями и оригинальностью мышления в среде опрошенных также немало – 20 %.
Реалистический тип направленности среди студентов РИ(ф) Университета машиностроения оказался распространен не широко – 13 %. Этот тип характеризуется любовью к конкретным действиям, связанным с манипулированием конкретными предметами, а также эмоциональной стабильностью. Профессии – механик, электрик и т.п.
10 % испытуемых принадлежит к интеллектуальному типу, им присуще абстрактное мышление, они показывают высокие результаты в научной деятельности.
Меньше всего (6 %) среди студентов РИ(ф) Университета машиностроениня оказалось личностей конвенциального типа – негибких, зависимых, предпочитающих стереотипную, конкретную деятельность, связанную, например, с делопроизводством и расчетами.
Оказалось, что среди студентов разных форм обучения преобладают различные типы социальной направленности личности. Так, в «первую тройку» у студентов очной формы обучения входят социальный, артистический и – одинаковое количество- предприимчивый и реалистичный типы. Среди студентов очно-заочной и заочной форм обучения «лидирует» предприимчивый тип. Личностей артистического и реалистического типа у вечерников меньше, а на третьем месте – социвльный и интеллектуальный типы. У студентов заочной формы обучения на втором и третьем месте по встречаемости – социальный и артистический типы.
Тестирование показало, что для студентов и строительных, и машиностроительных специальностей в первую «тройку» входят одинаковые типы социальной направленности, однако среди студентов строительных специальностей превалирует социальный, затем предприимчивый и артистичный типы, а у машиностроителей на первом месте предприимчивый, затем артистический и только потом – социальный тип.
Различия в социальной направленности личностей студентов разных специальностей и разных форм обучения свидетельствуют о том, что для эффективности учебного процесса в современных условиях индивидуализации и демократизации обучения, для формирования компетентного, востребованного на рынке труда специалиста преподавателям, кураторам, студенческому профсоюзу следует применять при работе со студентами разные методы обучения, приемы и формы контроля, способы мотивации.
Понимание студентами собственных психических процессов и состояний, социальной направленности поможет им в дальнейшем выбрать формы и виды приложения собственных профессиональных умений и навыков и убережет от возможных разочарований и фрустраций, неизбежных при неправильном выборе места работы (например, конструкторское бюро вместо менеджера по строительству).
Методика помогла составить своего рода социально направленный «портрет» студента РИ(ф) Университета машиностроения: он обладает большим творческим потенциалом, способностями к руководящей работе, эмпатией, энергичностью и оригинальностью мышления.
Библиографическая ссылка
Калинина М.А. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-2. – С. 278-279;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10259 (дата обращения: 21.12.2024).