На сегодняшний день не существует единого и общепринятого понятия компетенции и компетентности. Однако, первая может быть определена как полученные в результате образования знания, умения, навыки, ценностное отношение к ним и предмету деятельности, которые имеют своей целью самостоятельное и успешное участие в деятельности, а второе как основывающийся на знаниях, интеллектуальный и личностно обусловленный опыт профессиональной деятельности человека, как способность и умение использовать приобретенные компетенции для решения профессиональных задач. Очевидно, что стать компетентным человек может только после приобретения информации, знаний и практического опыта в определенных областях. Формирование ключевых компетенций студента, интегрирующихся в профессиональную компетентность, должно происходить с первых дней обучения в техническом вузе.
Компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологии включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные, специальные (владение алгоритмами деятельности, связанными с моделированием, проектированием, научными исследованиями). Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования. Блок специальных компетенций (профессионально ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки, то есть обеспечивает привязку к объекту, предмету труда. Для специалиста в сфере техники и технологий, перечисленных в ФГОС 3+ характерными являются научно-исследовательская, проектно-конструкторская, производственно-технологическая, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная и организационно-управленческая деятельность. Перечень задач профессиональной деятельности для выпускников различных направлений является основой для определения состава компетенций, необходимых для их эффективной профессиональной деятельности в своей области. Перечень и содержание общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций используются также для проверки уровня подготовки выпускника технического вуза.
В наш век информационно-коммуникационных технологий, знаний, образования и информации внедрение и развитие информационных технологий привели к рывку в сфере промышленного производства. Рынок труда отличается повышенной конкуренцией работников, повышенными требованиями к профессиональным качествам специалиста. К потребительским качествам современного инженера, в числе других, относят также: профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств; коммуникационную среду; умение искать, анализировать и перерабатывать полученную информацию и др.
На наш взгляд, среди множества компетенций, которыми должен обладать выпускник технического вуза, особое место занимает именно информационная компетенция, объединяющая ряд особых умений и навыков, способствующих повышению эффективности обучения с применением новейших информационных технологий. Информационная компетенция является составляющей общепрофессиональной и профессиональной компетентности современного выпускника технического вуза.
Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность» – достаточно широки и неоднозначно определяемы (О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как:
• новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [7];
• сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [3].
Мы полагаем, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, а информационная компетенция – обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области [6].
В тоже время, информационную компетенцию можно рассматривать как некоторую сферу отношений между знаниями, умениями, навыками человека и его действием в социальной практике. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в разработке обобщенных вариантов и выборе оптимального решения проблем в условиях конкретной профессиональной деятельности. Можно выделить следующие этапы формирования информационной компетенции у студентов в системе высшего технического образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность.
Компьютерная грамотность понимается нами как овладение минимальным набором знаний и навыков работы на ПК, понимание основ информатики и значения информационно-коммуникационной технологии. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных пользователей вычислительной техники, способных самостоятельно применять изучаемое программное обеспечение в обработке различного рода информации, работать в компьютерных локальных и глобальных сетях. Информационная грамотность – это оптимальные способы обращения с математическими моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования автоматизации производства; развитие системы обучения, подготовки к эффективному использованию информационных технологий и телекоммуникаций, выбор технологий и средств вычислительной техники, необходимых в профессиональной деятельности. Н.И. Гендина предлагает использовать данный термин для обозначения комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для человека информационного общества [2]. Ю.А. Варданян считает, что информационная грамотность «является интеллектуальной структурой для понимания, поиска и оценки информации» [1].
Именно информация является базой, на которой разворачиваются эксперименты и исследования в процедурах и технологиях данной науки. По нашему мнению, на эффективность использования информации в учебном процессе в большой степени влияет информационная подготовка студентов, уровень информационно-компьютерной компетенции. При этом, именно в период обучения в вузе и происходит выработка личных алгоритмов профессионального информационного поведения будущих профессионалов. Следовательно, важная задача вуза – обучение студентов знаниям и умениям, которые, так или иначе, связаны с технологией информационного поиска. Только обобщенная методика алгоритмизации информационного поиска может и должна применяться в качестве некоторого иллюстративного материала для обучения субъектов образования алгоритмам информационного поиска. Здесь следует отметить, что знание алгоритмов поиска и обработки традиционной информации (на бумажных носителях) не только не лишние, но и позволяют оптимизировать поиск информации, существующей в компьютерных сетях. Реализация такого подхода может быть решена в интеграции различных учебных дисциплин, что обеспечит широкую профессиональную подготовку студентов.
Мы согласны с Петуховой Т.П., что информационная компетенция студента включает в себя освоение четырех типов опыта:
1) опыта познавательной деятельности в области информатики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
2) опыта осуществления известных способов информационной деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных сферах) – в форме умения действовать по образцу;
3) опыта творческой деятельности в сфере профессионально-ориентированных технологий – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, – в форме личностных ориентаций [4].
Все это позволяет говорить не об IT-обучении, а об IT-образовании. Информационная компетенция студента может проявиться в трех основных сферах:
• в повседневной жизни (как результат информационного поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);
• в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);
• в реальной производственной деятельности (в ходе производственной практики, участия в научно-исследовательской работе, совмещения обучения и работы и т.д.) [4].
Анализ различных трактовок информационной компетенции позволяет выделить следующие ее сущностные характеристики [5]: интегративную природу знаний и умений; универсальность (по характеру и степени применимости); многофункциональность (то есть она должна позволять решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни); многомерность (должна включать различные умственные процессы и интеллектуальные умения); интеллектуальную насыщенность (то есть для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: абстрактное мышление, саморефлексия, критическое мышление и др.); объемность (она должна представлять собой широкую компетенцию в образовании и обеспечивать связь с актуальными проблемами с точки зрения личности); междисциплинарность и надпредметность (в условиях образования).
Если рассматривать информационную компетенцию студентов технических специальностей как одну из целей и как составляющую результата высшего образования, то она должна быть ориентирована на подготовку студентов как будущих специалистов, к полноценной жизнедеятельности в информационном обществе. Следовательно, ее содержание должно формироваться в соответствии с социальным заказом общества, обусловленного потребностями рынка трудовых ресурсов, общества, семьи, личности и оно (содержание информационной компетенции будущих инженеров) может быть определено, с одной стороны, структурой деятельности специалиста, а с другой стороны, парадигмой информационного общества [166], что даст возможность учесть профессиональный и социальный контексты.
С позиций профессиональной подготовки представляется целесообразным говорить о двух основных этапах формирования информационной компетенции будущих специалистов в техническом университете: информационная компетенция как средство парапрофессиональной поддержки деятельности специалиста; информационная компетенция как компонент профессиональной деятельности специалиста. Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационно-компьютерной подготовки специалиста. Информационно-компьютерную подготовку специалиста мы определяем как совокупность всех условий возникновения и развития информационной компетенции будущего инженера.
Необходимыми условиями формирования информационной компетенции студентов технических направлений подготовки, как одной из составляющих профессиональной компетентности, следует считать: 1) освоение определенного набора дисциплин, таких, как информатика, информационные технологии, системы автоматизированного проектирования, прикладное программное обеспечение, компьютерное моделирование в профессиональной области; 2) преподавания этих дисциплин с использованием соответствующих методик; 3) наличие современной технической базы обучения и современных средств автоматизации учебного процесса; 4) реализация непрерывного информационно-компьютерного образования с применением дистанционных технологий, профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Как элемент технологии преподавания перечисленных дисциплин и как одна из возможных составляющих в формировании информационной компетенции, на наш взгляд, может быть применена система поддержки учебного процесса Educon, назначение которой: 1) объединение образовательных ресурсов, проведение виртуальных лабораторных практикумов в одной образовательной системе, поддержка дистанционного обучения, в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг; 2) систематизация статистических показателей обучения; 3) организация процесса обучения путем совместного решения учебных задач, взаимообмен знаниями между преподавателем и студентом; 4) обширные возможности для коммуникации.
Особенностью системы Educon является возможность варьирования преподавателем различных элементов курса, структуризация изучаемого материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных видам занятий, а также использование международного стандарта SCORM, позволяющего защитить учебные материалы от несанкционированного копирования и использования, гарантировать востребованность учебных материалов в будущем и возможность обмена учебного материала с другими системами предоставления образовательного контента. Внешний вид системы (рис. 1).
Рис. 1. Внешний вид системы Educon
Структура электронного учебного курса в системе Educon включает в себя рабочую программу дисциплины, аннотацию к ней, глоссарий по терминам лекционного курса, лекции различных форм представления, методические указания к выполнению практических и лабораторных работ, виртуальный лабораторный практикум (рис. 2), темы курсовых работ, список рекомендуемой литературы, новые формы тестов к различным видам контроля, чат, форум, анкеты, опросы, задания и экзаменационные ведомости.
Рис. 2. Виртуальный лабораторный практикум
Особое место в системе Educon занимает организация тестов, которая опирается на постоянно обновляющийся банк тестовых заданий, включающий обучающие, аттестационные, экзаменационные тесты и различные выборки.
Внедрение системы поддержки учебного процесса Educon связано с необходимостью повышения научно-технических знаний, с получением навыков автоматизации учебного процесса, с необходимостью информатизации образовательной сферы с целью интенсификации использования последних достижений науки и технологий, с необходимостью формирования информационной компетенции, с возможностью получения знаний дистанционно с учетом единого доступа ко всем образовательным ресурсам.
Таким образом, результат формирования информационной компетенции, безусловно, связан с целесообразным выбором и использованием информационных, коммуникационных, дистанционных технологий, компьютерных средств и вычислительной техники, необходимых современному, мобильному, конкурентоспособному специалисту, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач в своей практической деятельности.
Библиографическая ссылка
Герчес Н.И. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 10-14;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10273 (дата обращения: 21.11.2024).