Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений – один из наиболее значимых вопросов современной педагогической науки, ведь сегодняшние школьники – это будущее нашей страны. Уточним, что, по мнению М.А. Петренко, духовность, прежде всего, проявляет себя в том, что человек способен и имеет желание пересечь границу узкособственнических интересов, принять широту и глубину собственного сознания как данность, открыть значимость для себя антропологической задачи встречи с другим сознанием, обнаружить многообразие явлений в мире, и попытаться понять смысл этих явлений, проведя их через призму таких ценностей как совесть, стыд, долг, ответственность, сострадание, любовь, красота и возвышенность помыслов, мудрость и милосердие. Иными словами, духовность связана с высшим уровнем развития сознания личности… [8,15]. И, конечно же, воспитание духовно-нравственной личности неразрывно связано с культурным опытом народа, его ценностями и идеалами, с его историческим прошлым. Изучением этих проблем занимались многие исследователи, стоявшие у истоков формирования особого направления в педагогической науке – этнопедагогики. Этническая культура, по определению этнологов, – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества [15]. Этнопедагогика – это наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей, она исследует морально-этические воззрения на исконные ценности народа. Основу этнопедагогики составляют простые истины, которые семья воспитывает в ребенке с самого детства: это скромность, вежливость, уважение к старшим, высокая нравственность и правдивость – именно те нравственные качества, которых, к сожалению, не хватает современному обществу. В современном мире в условиях глобализации, когда существует угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под влиянием всеохватывающего процесса унификации, этнопедагогика приобретает особое значение. Она играет принципиально важную роль в сохранении и трансляции культурного опыта народа и формировании его этнического самосознания.
Цели данного обзорного исследования заключается в изучении актуальных во все времена идей этнопедагогики, анализе литературы по этой проблеме и выявлению эффективных подходов к воспитанию современного поколения школьников. Эти цели продиктованы направленностью современного образования на формирование духовно-нравственной личности, знающей свои исторические корни и уважающей традиции своего народа.
Материалы и методы исследования
В качестве методов используется обзор и изучение взглядов различных исследователей на процесс духовно-нравственного воспитания школьников средствами этнопедагогики. Содержание этих исследований и послужило материалом для данной работы. Важность такой методологической процедуры объясняется значимостью народной педагогики как объекта исследования этнопедагогики. С помощью народной литературы, народного искусства и приобщения учащихся к собственной национальной культуре в целом этнопедагогика выполняет важнейшие цели воспитания: учит ребенка взаимодействию с социумом и помогает ему вырасти духовно-нравственной личностью, знающей и уважающей свои исторические корни.
Обзор литературы. Этническое возрождение, о котором всё чаще говорят современные исследователи в различных областях науки – это тенденция развития всего человечества, которая особенно ярко проявилась во второй половине XX – начале XXI веков. Становлению этнопедагогики способствовало много исследователей в тот период. В частности, очень самобытный и глубокий татарский учёный Я.И. Ханбиков, в 1967 году написал книгу под названием «Из истории педагогической мысли татарского народа», которая посвящена воспитательной роли этнопедагогики в образовательном процессе, о нравственном, эстетическом, умственном, физическом традиционном воспитании [13].
Но впервые как самостоятельная область научного знания этнопедагогика была рассмотрена в монографии Г.Н.Волкова, которая вышла в 1974 году. В своей книге «Этнопедагогика» академик Г.Н. Волков не только даёт развёрнутое определение этому научному понятию, но и делает теоретическое описание этнопедагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки. Им же было сделано разграничение и уточнение таких понятий, как «этнопедагогика» и «народная педагогика». Так, этнопедагогика определяется как область теоретических исследований, а народная педагогика относится к опыту народного воспитания, его идеям и средствам. Г.Н. Волков дает следующее определение этнопедагогики: «Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [2]. Народная педагогика определяется им объект этнопедагогики, то есть совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Народная педагогика заключает в себе многовековую бытовую культуру и опыт воспитания. Как видим, оба этих понятия тесно взаимосвязаны, поэтому в свой обзор мы включим анализ исследований, связанных с этими направлениями педагогической мысли.
Огромный вклад в развитие нравственного воспитания на основе традиционной народной культуры внёс чешский педагог-гуманист, родоначальник научной педагогики, Ян Амос Коменский. Особую роль в нравственном воспитании детей он отводит семье, о чём пишет в труде под названием «Материнская школа». В своей работе педагог описывает систему семейного воспитания, построенную на принципах народной педагогики. Коменский считал, что будущее народа напрямую зависит от воспитания личности ребёнка [5].
Знаменитый русский педагог, основоположник педагогической антропологии в России К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» отметил, что национальная самобытность народа отражена в фольклорных произведениях. Он провёл анализ и дал характеристику национального воспитания разных народностей и сделал вывод о том, что у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. В культуре русского народного воспитания учёный выявил, что характерной чертой здесь является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине [12]. К.Д. Ушинский осознавал особую роль народной педагогики в процессе воспитания и её необходимую связь с учебным процессом в школе. Он считал, что народная педагогика способствует сохранению уникальности народа. По его мнению, народная педагогика развивает в человеке народность, народное самосознание и народный характер. Вопросом о месте народных традиций в учебно-образовательном процессе занимался великий писатель Л.Н. Толстой. Он писал, что школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ [10].
Вопросами этнопедагогической культуры интересовался известный педагог Г.С. Виноградов. В книге «Народная педагогика» в 1926 г. он дал описание народной педагогике: «народная педагогика – не столько система, сколько сумма знаний, умений». По его мнению, народная педагогика – это совокупность навыков, приёмов воспитания, призванных формировать личность в определённом направлении [1, с.30].
В России, как и в других странах, этнопедагогика прошла некоторые этапы развития, которые были проанализированы в работе Г.В. Нездемковской «Становление этнопедагогики России» [6]. Безусловно, разделение на этапы является условным, так как каждый новый этап вытекает из предыдущего и является его продолжением на более качественном уровне.
Первый этап развития этнопедагогики – эмпирический, он включает в себя обобщение народного опыта воспитания подрастающих поколений в пословицах, поговорках, былинах, сказаниях, легендах и т.д. Устное народное творчество определяло ценности, идеалы, нормы поведения и черты личности, соответствующие представлениям этноса о нравственном идеале человека.
Следующий этап – этнорелигиозный, на данном этапе традиционный опыт воспитания этноса был отображен в письменных культурных памятниках, носивших религиозное и образовательное назначение. Так, важным памятником русской литературы, содержащим этнопедагогические сведения, стал «Домострой» – сборник советов по различным аспектам жизни человека и семьи [6]. Домострой содержит в себе советы, основанные на изучении народного опыта воспитания детей «в труде, в учении, в страхе божьем» [4].
Научно-практический этап связан с деятельностью философов, педагогов по изучению русской традиционной системы воспитания и педагогики в целом, с выделением их потенциала с тем, чтобы совершенствовать и развивать современную практику обучения и воспитания.
Исследование этноса, его культуры и опыта воспитания послужило началом к теоретическому исследованию этноса, в том числе связи образования с его культурой. Этап теоретических исследований ознаменован деятельностью таких выдающихся дореволюционных ученых как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, а также советских ученых П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Г.С. Виноградова. Они изучали богатый воспитательный потенциал русской культуры и в связи с этим отстаивали образование, опирающееся на исконно русские народные истоки.
Теоретико-методологический этап развития этнопедагогики связан с именем академика Г.Н. Волкова. Именно он выделяет следующие средства воспитания в этнопедагогике [2]: 1) Пословицы. Пословицы являются продуктом накопленной с годами мудрости народа, они затрагивают практически все сферы жизнедеятельности людей и различные явления жизни. Пословиц всегда имели воспитательный характер и содержали в себе некую педагогическую идею, обладая практическим характером, пословицы содержат в себе полезные наставления для юных поколений и выполняют образовательную функцию. Одним из преимуществ данного этнопедагогического средства воспитания является его форма, которая, благодаря игре слов, созвучиям, ритмике и рифмам, становится благоприятной для запоминания и откладывается в памяти ребёнка, формируя его представления об общепринятых моральных принципах и законах, его моральные качества, отношение к труду и многим жизненным ценностям. 2) Загадки. Загадки как средство воспитания хороши тем, что заключают в себе нравственную идею, воздействуют на умственные способности ребёнка, его эстетическое воспитание, а также обогащают его багаж знаний об окружающей его действительности и обществе, в котором он живёт. 3) Народные песни. Народные песни пестрят понятиями о добре, красоте, счастье человека. Они отражают ценности народа, в них поётся о сокровенных мечтах народа, его вековых ожиданиях, надеждах. Народные песни призваны прививать любовь к прекрасному, вырабатывать эстетические взгляды. Песней сопровождались все события народной жизни. Особую воспитательную функцию Г.Н. Волков отводит колыбельной песне, которая положительно сказывается на психическом состоянии и здоровье ребёнка. Колыбельные песни демонстрируют огромную силу материнской любви, дети чувствую нежность и теплоту, вложенные в эти песни, меняется мироощущение, что создаёт благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздействий. 4) Сказки. Сказки несут воспитательную функцию, так как в них всегда содержаться определённая мораль, истина, они заставляют задуматься, наводят читателя на размышления. Благодаря некоторым приёмам воздействия на личность, сказки воспитывают у ребёнка чувство прекрасного, формируют моральные черты, учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. Выполняя образовательную функцию, сказки знакомят читателя с народными обычаями, ритуалами, традициями, верованиями, бытовыми мелочами. В сказках отражена жизнь народа, его национальные черты. Увлекательность сюжета и образность делают сказки интересными для детей, облегчают их восприятие и, тем самым, увеличивают их педагогическое воздействие. Рассмотренные нами методы, средства этнопедагогического воспитания универсальны и широко используемы в различных странах, в том числе, и в России.
Результаты исследования и их обсуждение
На современном этапе развития в этнопедагогике определены её область исследования и основные понятия, такие как «народная культура», «традиционное народное воспитание», «народная педагогика», «этническое воспитание». Богатый потенциал этнопедагогики используется в ряде самостоятельных образовательных методик: методика проведения в учреждениях народных традиционных праздников, народных игр, методика проведения празднично-игровых обрядов. В настоящее время образование направлено на воспитание гармонично развитой и высоконравственной личности на основе культурных ценностей и своеобразия духовной жизни народа. Усвоение детьми культурного наследия своего народа, самобытности его традиций развивает у учащихся уважительное отношение к собственной культуре и культуре других народов и формирует активную жизненную позицию.
Большое значение этнопедагогики в системе российского образования подчеркивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: ... сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России ...» [11, с.5].
Так, относительно личностных качеств, которые должны развиваться в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены следующие требования: 1. Развитие национального самосознания, формирование ценностей, опирающихся на многонациональную российскую культуру, гуманистических ценностных ориентаций; 2. Воспитание целостного, духовно-нравственного мировоззрения, осознания единства культур и народов.
Но проблема заключается в том, что очень часто идеал поведения человека, пример нравственности и добропорядочности, представленный современной массовой культурой, в том числе западной, резко отличается от идеала, основанного на истоках культуры нашего народа. В данном контексте хотелось бы отметить идею Г.Н.Волкова о влиянии примера-идеала [2]. По Словам Г.Н.Волкова пример-идеал олицетворяется во всех составляющих народной педагогики: это и фольклор, в котором так или иначе обозначен «талант высокой нравственности», и традиции, которые охватывают и народное искусство, и труд. В своей книге «Этнопедагогика» Г.Н. Волков предупреждает о том, что отрицательный пример может нести страшные последствия, особенно если он ложится на еще не окрепшую психику ребенка.
Подобная ситуация развития тенденций современного образования поднимает проблему русского национального характера. Нынешняя молодёжь, порой, забывает о тех значимых чертах русского народа, которые делают его уникальным, неповторимым, настоящим борцом за свой родной край и всё, что с ним связано. Самые сильные стороны нашего национального характера должны передаваться из поколения в поколение и, конечно же, они нашли своё отражение в русском фольклоре. Русское народное творчество способно воспитывать в детях трудолюбие, мужество, смелость, доброту, отзывчивость, щедрость, силу воли. Его роль в воспитании цельной личности невозможно переоценить. Перенесение Западных стандартов обучения на российскую систему образования – проблема, отмеченная такими советскими учеными как К.Д. Ушинский и В.Я. Стоюнин, не теряет актуальности и в 21 веке. Несмотря на богатый многолетний опыт отечественных систем обучения, ориентация на зарубежные формы обучения преобладает. Данная тенденция вытесняет народную педагогику со всеми её элементами, уменьшает её присутствие в отечественной системе образования, что сказывается на воспитании подрастающих поколений.
Но огонь мудрости наших предков в нашей памяти и наших сердцах продолжает гореть. И свидетельством тому являются исследования, которые были представлены в этом обзоре. Мы ведём диалог с нашими предками, благодаря тем культурным текстам, которые они нам оставили. Мы, в процессе образовательного взаимодействия, опираясь, в том числе, на материалы этнопедагогики, учимся мыслить совместно, и такое мышление носит со-творческий характер. Именно «развитие духовно-нравственной культуры личности делает возможным совместное творческое мышление в процессе образования, в котором принимали бы участие Учителя и Ученики современной России – государства, являющегося своеобразным буфером между Западной и Восточной цивилизациями, поэтому надежда на возрождение духовно-нравственной культуры общества в эпоху мирового кризиса связана с нашей страной, поскольку автаркичное сознание исчерпывает себя, а синтез духовности и разумности позволяет управлять внутренними инструментами Духа: вниманием, памятью, воображением, эмоциями, интуицией, интеллектом [7]. Есть в нашей стране базовые национальные ценности, на которые важно опираться в процессе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, есть Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, в которой говорится, что «Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений» [3]. Классным руководителям, ближе всех стоящих к детям, следует в первую очередь руководствоваться содержанием современного национального воспитательного идеала, определённого в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].
Однако самое главное в реализации приоритетных направлений воспитания, чтобы педагог имел желание и стремление творить, дерзать и открывать, тогда кажущиеся такими сложными задачи духовно-нравственного развития и воспитания будут решаемы [12].
Заключение и выводы. Таким образом, недавно сложившаяся отрасль научного знания, этнопедагогика, изучает вековые традиции, исторически сложившуюся воспитательную культуру народа, без которой немыслимо воспитание человека с высокими нравственными и моральными принципами, глубоко любящего свой родной край и осознающего свою принадлежность к определённому этносу. Народная педагогика заключает в себе знания воспитательного процесса, укоренившиеся в культуре народа и способствующие наилучшему развитию и становлению личности, способной функционировать в данном социуме, а также развитию и укреплению народности, народного сознания у всего этноса в целом. Этнокультурное воспитание ребёнка происходит с первых дней его жизни, но значительная доля данного процесса приходится на образование в школе. В учебном заведении особое внимание должно уделяться знакомству детей с традициями, обычаями, нравами, устоями и национальным характером своего народа, который, в свою очередь, ярко отражён в народном творчестве. Недаром великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [10].
Библиографическая ссылка
Петренко М.А., Безбородова А.Д., Грызлова А.М. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 24-28;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10276 (дата обращения: 21.11.2024).