Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПЯТЫХ КЛАССОВ

Борзякова Ю.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. центр «Академия», 1999.
2. Бороздина, Л.В.. Исследование уровня притязаний: учебное пособие. – М.: изд-во Московского университета, 1993.
3. Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. – 2014. – №1-1. – С. 147-153
4. Бубновская О.В. Психология. Организация самостоятельной работы студентов (учебное издание) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. № 11-1. – С.143-144.
5. Бубновская О.В., Новикова Е.А. Влияние условий воспитания на уровень креативности ребенка // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №5-1. – С. 67-69.
6. Ильин Е.П. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности. – СПб.: 2001 – 752 с.
7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001. – 350 с., ил.

В нашем исследовании проведён анализ взаимосвязи уровня притязаний родителей и эмоциональной сферы детей пятых классов. По всем трём методикам, направленным на исследование эмоциональной сферы ребёнка, в группе №1, в которой дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний, большее количество детей имеют высокий уровень тревожности, низкий уровень самочувствия, низкий уровень активности и низкий уровень настроения. Большая часть детей этой группы изобразили на своих рисунках, в методике «Несуществующие животное», признаки агрессии и тревожности. Также сравнивая эту группу с двумя другими, её показатели значительно хуже, чем у других. В группах номер 2 и 3 больше детей с высоким уровнем настроения, активности и самочувствия, они менее тревожные и агрессивные. По результатам математической обработки с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, мы подтвердили наличие связи между уровнем притязаний и уровнем тревожности, связь умеренная и прямая. Связь между уровнем притязаний и уровнем настроения, самочувствия и активности близка к нулю.

Ключевые слова и словосочетания: уровень притязаний, эмоциональная сфера, младший подростковый возраст, взаимосвязь

Уровень притязаний отражает стремления индивида идти к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям [2, 3]. Соответственно родители ставят перед ребёнком такие цели, на которые, по их мнению, он способен. Влияние условий воспитания отмечают многие ученые [5]. Есть родители, которые могут завышать свои требования и ожидать от ребёнка невозможных результатов, а есть и те, которые наоборот не ставят перед ребёнком высоких целей, а занижают их, что связано с личным уровнем притязания родителя, с его собственным поведением в достижении поставленных задач. Данное исследование может диагностировать определённый ряд эмоциональных проблем школьников, которые связаны с уровнем притязаний их родителей, что позволит в дальнейшем работать с этими состояниями, а также с родителями и их притязанием к своим детям. Это поможет предупредить наличие тех или иных эмоциональных состояний и не допустить их развития у ребёнка, если они негативно отражаются на его психике. А также поможет мамам в воспитании своих детей, они как минимум будут проинформированы в том, что их притязания могут оказать влияние на состояние их ребёнка.

В связи с актуальностью данной темы, цель работы – исследовать и найти взаимосвязь между уровнем притязаний родителей и эмоциональной сферой их детей. Задачи: изучение литературы по проблеме исследования, подбор методик, проведение исследования, анализ результатов.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем притязаний родителей и эмоциональной сферой их детей. Для эмоциональной сферы детей, у которых родители имеют высокий уровень притязаний, будут характерны следующие особенности: высокий уровень тревожности, агрессивности, склонность к пониженному настроению.

Объект: эмоциональная сфера личности (тревожность, агрессивность, настроение, состояние, активность). Предмет: взаимосвязь уровня притязаний родителей и особенностей эмоциональной сферы школьников пятых классов.

В соответствии с рекомендациями к самостоятельной работе [4] использовались следующие методики: Методика родительских оценок и притязаний, методика Шварцландера, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения), проективная методика «рисунок несуществующие животное».

В исследование принимали участие 38 школьников пятых классов и 38 родителей этих школьников. С помощью первой методики родительских оценок и притязаний мы разделили выборку на три группы: 1 – с высоким, 2 – со средним и 3 – с низким уровнем родительских притязаний.

Вторая методика, методика Шварцландера, позволила нам сравнить, как соотносится личностный уровень притязаний родителей с родительским. После сравнения результатов по двум методикам на уровень притязаний к своему ребёнку и на уровень притязаний к самому себе были получены данные, где уровни притязаний совпадают у 28 человек из 38, то есть 74 % это родители, которые имеют к ребёнку такой же уровень притязаний как и к самому себе. У четверых испытуемых уровень притязаний к детям понизился, а у шестерых повысился, то есть их личный уровень притязаний ниже, чем к своим детям.

По методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса мы подсчитали количество человек в каждой группе с разным уровнем тревожности, их процентное соотношение, с целью выявить, в какой группе дети с наибольшим уровнем тревожности. Это позволит выявить наличие или отсутствие связи между уровнем притязания их родителей и уровня тревожности. Результаты представлены на рис. 1.

Количество детей с высокой тревожностью больше всего в группе №1 – 30 %. С повышенным уровнем тревожности наибольшее количество детей тоже в группе №1 – 40 %. В группе №3 75 % детей имеют средний, нормальный уровень тревожности, при этом ни одного человека с высоким уровнем тревожности. Можно предположить, что дети с первой группы, чьи родители имеют высокий уровень притязаний более тревожные, чем дети чьи родители имеют средний и низкий уровень притязаний, и сделать вывод, что взаимосвязь между родительским уровнем притязаний и уровнем тревожности ребёнка существует, чем выше уровень притязаний, тем выше уровень тревожности.

Данные были обработаны с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена [7] и результат был следующий: эмп = 0,571 крит = = 0,32; 0,41 эмп > связь достоверна, умеренная и прямая. Взаимосвязь тревожности и уровня притязаний подтвердилась, она умеренная и прямая, что говорит о том, что чем выше уровень притязаний, тем выше уровень тревожности.

Результаты методики САН. Мы подсчитали количество человек и их процентное соотношение, с высоким, средним и низким уровнем по трём характеристикам, что бы количественно измерить и сравнить три группы между собой. Измерив, уровень самочувствия мы получили данные, которые вы можете увидеть на рис. 2.

Сравнивая три группы, мы видим, что большинство детей с низким уровнем самочувствия в группе №1, где дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний, а наиболее высокий уровень самочувствия в группе №2, где дети, чьи родители имеют средний уровень притязаний, а в группе №3, больше всего детей со средним уровнем самочувствия. Можно предположить, что дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний, чаще чувствую себя плохо, подавлено. Самочувствие отражает субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния, может быть представлено как в виде некоторой обобщенной оценочной характеристики.

ps1.tiff

Рис. 1. Результаты исследования, по методике диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

ps2.tiff

Рис. 2. Результаты исследования, по методике САН по шкале «самочувствие»

По результатам математической обработки мы получили следующие результаты: psэмп = – 0,0943 ps крит = 0,32; 0,41 ps эмп < ps связь недостоверна, слабая и обратная. Взаимосвязь самочувствия и уровня притязаний явно не подтвердилась, она слабая и обратная, что говорит о том, что чем выше уровень притязаний, тем ниже уровень самочувствие.

Данные по характеристике «активность» получились следующие (рис. 3).

ps3.tiff

Рис. 3. Результаты исследования, по методике САН по шкале «активность»

Глядя на рис. 3, мы видим, что в трёх группах количество детей с высоким уровнем активности приблизительно одинаковое. В группе №2 больше детей с низким уровнем активности, в группе №1 тоже высокий процент детей с низким уровнем активности. Количество детей с высоким и низким уровнем активности в группе №1 одинаково. Можно предположить, что высокий родительский уровень притязаний влияет и на активность ребёнка как усиливая её, так и понижая. Можно также предположить, что дети, чьи родители имеют низкий уровень притязаний более активны, чем другие дети.

По результатам математической обработки мы получили следующие результаты: psэмп = 0,0599 ps крит = 0,32; 0,41 ps эмп < ps связь недостоверна, слабая и прямая. Взаимосвязь активности и уровня притязаний явно не подтвердилась, она слабая и прямая, что говорит о том, что чем выше уровень притязаний, тем выше уровень активности.

Последняя характеристика это «настроение», она была наиболее важная в нашем исследовании, и результаты вы можете увидеть на рис. 4.

ps4.tiff

Рис. 4. Результаты исследования, по методике САН по шкале «настроение»

На рис. 4 мы видим, что большее количество детей с низким настроением в группе №1, так же в группе №1 маленькое количество детей с высоким уровнем настроения. В группе №3 и №2 детей с высоким уровнем настроения больше всего и в группе №3 больше всего детей со средним уровнем настроения. В группе №1 меньше всего детей с высоким уровнем настроения, к тому же в этой группе больший процент детей с низким уровнем настроения, что может говорить о существовании взаимосвязи уровня притязаний родителя на настроение ребёнка.

По результатам обработки мы получили следующие результаты: ps = – 0,172 ps крит = 0,32; 0,41 ps эмп < ps связь недостоверна, слабая и обратная. Взаимосвязь настроения и уровня притязаний явно не подтвердилась, она слабая и обратная, что говорит о том, что чем выше уровень притязаний, тем ниже уровень настроения.

По итогам методики мы видим, что группа №1 по всем трём шкалам больше тех детей, у которых низкий уровень самочувствия, активности и настроения. А в группе №2 и №3 больше детей с высоким и средним уровнем. Можно сделать предположение, что дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний, которые чаще требуют от детей высоких результатов, ждут от них постоянных побед, склоны к плохому настроению, они чаще подавлены, расстроены, чаще грустят, чем дети чьи родители не требуют от них невозможного. Это может быть связано с тем, что дети, постоянно стараясь оправдать ожидания родителей, при этом чаще не справляются с поставленными задачами, испытывают разочарование, огорчение, вину перед родителями, они чувствуют, что с ними что то не так. Соответственно это отражается на их настроении, активности и общем самочувствии.

Но при проверке математическим методом данный результат не был абсолютно подтверждён. Метод ранговой корреляции Спирмена выявил слабую связь, почти нулевую. По шкалам самочувствия и настроения связь обратная, что говорит о том, что чем выше уровень притязаний, тем ниже уровень самочувствия и настроения, а это подтверждает нашу гипотезу.

И наконец, результаты методики «несуществующие животное». В этой методики мы взяли только те характеристики, которые отражают эмоциональную сферу испытуемого и которые соответствуют гипотезе, это агрессивность и тревожность. В каждой группе мы посчитали количество человек, у которых на рисунке были признаки этих двух характеристик и результаты вы можете увидеть на рис. 5.

ps5.tiff

Рис. 5. Результаты исследования, по методике «несуществующие животное»

По рис. 5 мы видим, что в группе №1 больше всего детей, которые имеют признаки агрессии в рисунке (рога, шипы, оружие, зубы, когти и пр.) и больше всего детей, имеющие признаки тревожности (прерывистые линии, штриховка, жирные линии, обводка и пр.). Меньше всего детей с признаками агрессии и тревожности в рисунки в группе №3. Так же можно отметить, что в группе №1 у некоторых детей было несколько признаков агрессии в рисунке и чаще это признаки защитной агрессии. Можно предположить, что агрессия выступает как защитная реакция от давления окружающих, а в нашем случаи, от давления родителей, от их чрезмерных требований и нежелания принимать детей такими, какие они есть. Дети могут злиться на своих родителей, но скрывать агрессию внутри или проявлять её в других социальных институтах, например в школе. В группе №1 больше всего детей с признаками тревожности 55 %, как мы помним по методике Филлипса, в этой группе было больше всего человек с высокой тревожностью. И мы подтвердили уже второй методикой, что дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний более тревожные.

И по итогам эмпирического исследования можно сделать вывод, что гипотеза о том, что существует связь между уровнем притязаний родителей и эмоциональной сферой их детей, частично подтвердилась, так как математическая обработка не подтвердила наличие связи уровня притязаний родителей и уровнем настроения детей, но была подтверждена связь между уровнем притязаний и уровнем тревожности. И чем выше уровень притязаний, тем выше уровень тревожности. Но качественный анализ показал, что по всем трём методикам, направленным на исследование эмоциональной сферы ребёнка, в группе №1, в которой дети, чьи родители имеют высокий уровень притязаний, большее количество детей имеют высокий уровень тревожности, низкий уровень самочувствия, низкий уровень активности и низкий уровень настроения. Большая часть детей этой группы изобразили на своих рисунках, в методике «Несуществующие животное», признаки агрессии и тревожности. Также сравнивая эту группу с двумя другими, её показатели значительно хуже, чем у других. В группах номер 2 и 3 больше детей с высоким уровнем настроения, активности и самочувствия, они менее тревожные и агрессивные. Можно предположить, что положительней будет влиять на ребёнка, если родитель относится к нему терпимо, ставит перед ним адекватные цели, принимает таким какой он есть, не требует невозможного и если у него что то не получается, он его поддерживает, но не ругает за это. По результатам исследования мы видим, что попустительское отношение и низкие притязания не влияют негативно на эмоциональное состояние ребёнка.


Библиографическая ссылка

Борзякова Ю.Д. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПЯТЫХ КЛАССОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 130-134;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10304 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674