Мифологию пытались понять многие исследователи разных времен. Наиболее крайнюю точку зрения сформулировали философы европейского Просвещения, которые рассматривали миф как наивную детскую сказку или фантазию примитивного бесконечно замутненного предрассудками и лишенного света науки повседневного сознания, как «суеверие, продукт невежества и обмана» [6, 582]. Однако если бы миф был сплошным заблуждением и не выражал никакой истины, то вряд ли античный человек смог бы познать важнейшие закономерности объективного мира, приспособится к внешней реальности, а позднее еще и разработать классические формы европейской культуры в виде искусства, философии и науки. Само слово «миф» в буквальном смысле обозначает «сказание», «легенда», «предание», в котором описываются некие важнейшие исторические события, ставшие архетипическими, моделью жизни, познания и самопознания человека. Миф выступал в качестве зеркала, в котором человек мог увидеть себя со стороны. Миф – это тот язык, на котором древний человек говорил о разнообразных мировоззренческих вопросах – о становлении космоса, об устройстве мира и месте в нем человека, о «правильной» и «неправильной» жизни, о трагической судьбе человека, идущего на смерть во имя славы. Но не надо забывать, что миф, как особая форма познания, является изображением донаучной картины мира и выражает свое знание не в научных понятиях или философских категориях, а в системе художественных образов, указывающих на внутренний нравственный смысл того или иного события и вызывающих определённое эстетическое чувство наслаждения или отвращения. Правда, трудность состоит в том, что в мифе нравственные представления греков не были четко сформулированы наподобие десяти библейских заповедей Моисея. Моральных правил было не очень много (чти богов, гостей и родителей, храни данное слово). Поэтому миф может показаться совершенно не нравоучительным. Но на самом деле это не так, ибо все эти моральные правила, так или иначе, проявляясь в бесконечных конкретных жизненных ситуациях, демонстрировали уникальные преступления и уникальные наказания, персональную и неповторимую кару в свете всеобщей нравственной Правды, управляющей всем космосом [1]. Миф есть бесконечное моделирование действительности. С помощью интеллектуального эксперимента можно было проверить все возможности человеческой природы, доведя ее до своего предела. В этом смысле в мифах также содержатся истоки психологических знаний о личности, характере человека, его способностях, самосознании, воле и мотивации поведения. Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее» разные архетипические модели поведения человека в экстремальных, пограничных ситуациях, выявил основы его жизнестойкости, а также прообразы механизмов психологической защиты, пути и способы преодоления печали и страдания [3]. Этим объясняется тысячелетний интерес к античным мифам, их магия.
Библиографическая ссылка
Челышев П.В. АНТИЧНЫЙ МИФ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 91-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10372 (дата обращения: 21.12.2024).