После возникновения христианству нужно было выработать свое отношение к древней мудрости [6], существовавшей уже многие столетия. Позднее, в богословии образовалось два противоположных подхода по поводу исторического значения античной философии [5, с. 53-55]. Представители первого направления были религиозными экстремистами, утверждавшими, что Сверхъестественное Откровение заменяет собой все обычные формы познания. По их мнению, вера, молитва и пост, дают людям больше знания, чем любая философия, наука и искусство вместе взятые. Духовным вождем этого направления был апологет Церкви Тертуллиан (160–220), все время отмечавший непроходимую пропасть между Афинами и Иерусалимом, между эллинской философией и Священным Писанием. Суть его убеждений можно кратко сформулировать в виде парафразы: «Верую, ибо абсурдно» [4, с. 681]. Представители второго течения занимали более либеральную позицию, пытаясь соединить языческое любомудрие с Библейской Традицией, разумея, что интеллектуальная культура греков, виртуозно разработанный ими категориальный аппарат философии, может иметь для христианства огромное практическое значение. В этом контексте некоторых античных философов, по мнению св. мч. Иустина Философа (ок. 100–165), можно и нужно рассматривать как «христиан до Христа» за праведную жизнь и желание познать Первопричину мира. По его мнению, античная философия для греков, как и Ветхий Завет для иудеев, были предчувствием Истины. Апологет Церкви Климент Александрийский (ок. 150–ок. 215) разъясняет понятие «христиане до Христа» следующим образом: «Виновником всяких благ является Бог, в случае благословения Ветхого и Нового Заветов – непосредственно, в случае же богатства философии – опосредованно. Возможно, философия изначально была даром Бога эллинам до того, как Он обратился к ним явно. Ибо философия для эллинов – это то же что закон для иудеев, а именно: наставник, ведущий их к Христу. Итак, философия является пропедевтическим учением, пролагающим путь, по которому Христос приводит ученика к совершенству» [3, Кн. I V: 28. О пользе греческих наук]. Митр. Анастасий (1873–1965), развивая эти мысли ранних защитников христианства, утверждает, что Сократ, Платон и Аристотель были величайшими умами человечества. Вся их философия была основана на религиозном базисе. Ранняя Церковь, признавая их заслуги, называла этих мыслителей «христианами до Христа» и в знак уважения даже помещала их изображения в притворе своих храмов [1]. Например, такое изображение нарисовано в православном монастыре XVI века Сучевица в Румынии. Античные философы или «христиане до Христа» искренне возлюбили мудрость и Истину, но не смогли по вполне понятным причинам познать ее во всей полноте, ибо для этого требовалась Божественная помощь в виде Откровения. Поэтому А. Данте встретил в Аду всех греческих философов, которые были, с одной стороны, угодны Небу, а с другой стороны, оказались в местах печали, так и не познав истинного Бога Творца. Никакие философские заслуги и праведная жизнь не спасают, если нет крещения [2, Ад, Песнь 4: 34; 76].
Библиографическая ссылка
Челышев П.В. ФИЛОСОФИЯ – ПУТЕВОДИТЕЛЬ К ИСТИНЕ ИЛИ «ХРИСТИАНЕ ДО ХРИСТА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 92-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10373 (дата обращения: 21.12.2024).