Школьников с нарушенным зрением становится больше с каждым годом и эта проблема во многом связана с увеличением количества детей с миопией и астигматизмом (И.Г. Корнилова, Е.А. Морозова, И.Ю. Смирнова, А.Н. Шмигаева и др.). Целью нашей работы стало изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста с данными диагнозами. Исследование проводилось на базе Кабинета охраны зрения ГБУЗ Пермского края «Городская детская клиническая поликлиника № 6». Мы предположили, что у детей с астигматизмом больше деструктивных психологических тенденций, так как возможности коррекции их заболевания ниже, чем у школьников с миопией. На эмпирическом этапе работы в диагностических целях были применены следующие методики, соответствовавшие возрасту испытуемых: шкала явной тревожности для детей («The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale» – CMAS) A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo (адаптация А.М. Прихожан), шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, «Кактус» М.А. Панфиловой, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна (в адаптации А.М. Прихожан), «Лесенка» В.Г. Щур, «Кто я?» Р.С. Немова.
Получены интересные данные. Статистически значимые различия между показателями тревожности в выборках школьников с миопией и астигматизмом не выявлены. В то же время установлено, что уровень общей тревожности у младших школьников с миопией выше, чем у подростков с таким же диагнозом, а у старших школьников – выше, чем в первых двух выборках. Чувство тревоги, в оптимальном соотношении, защищает личность, предупреждая ее об опасности, но при высокой или даже критически высокой тревожности это может привести к клиническим последствиям. В нашем случае допустимо предположить, что учащиеся начальных классов бывают недостаточно уверены в себе, страшатся неизвестного, не чувствуют себя в безопасности, что во многом детерминировано сменой социальной ситуации их развития. Эта тенденция, усиливаясь чувством неопределенности, связанным с будущим, настороженностью в плане подготовки к взрослой жизни и взрослой ответственности, актуализируется к концу обучения в школе. Установлено также, что у средних и старших школьников с миопией и у школьников с астигматизмом в симптомокомплексе их тревожности повышено значение показателя магической тревожности. Можно предположить, что опасения, предчувствия, проявляющиеся в вере в несчастливые цифры и дни, в ожидании несчастья, беды и т.п., могут получить дальнейшее развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями.
В ходе обследования были выявлены и другие значимые факты. Например, обнаружено, что более чем у половины старшеклассников с миопией и половины школьников с диагнозом «астигматизм» имеет место расхождение в уровнях самооценки и притязаний. Эти факты указывают на отсутствие гармоничного соответствия между данными компонентами личности и, как следствие, на наличие конфликта между тем, как школьники оценивают свои качества, свойства, возможности и тем, что считают для себя достижимым. Важно отметить, что по шкале «здоровье» методики Дембо-Рубинштейна практически все дети с миопией оценили себя выше среднего. Для сравнения, в выборке детей с астигматизмом подобная самооценка обнаружена менее чем у половины испытуемых.
В целом наше исследование не выявило значительного преобладания деструктивных психологических тенденций у школьников с астигматизмом. Полученные данные и сформированный нами диагностический комплекс будут интересны специалистам в области медицины, клинической и специальной психологии.
Библиографическая ссылка
Харламова Т.М., Семенова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 124-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10402 (дата обращения: 21.12.2024).