В двадцатом веке в мире возникает новое междисциплинарное научное направление – геоэкология, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. Основной задачей геоэкологии является изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под влиянием природных и антропогенных факторов, их охрана, рациональное использование и контроль с целью сохранения для нынешних и будущих поколений людей продуктивной природной среды [5]. В настоящее время данное направление входит в учебные планы подготовки бакалавров и специалистов получающих естественнонаучное образование. Данная учебная дисциплина является смежной для геолого-минералогических, географических, технических специальностей и экологии [5].
В основе преподавания геоэкологии лежат дидактические принципы взаимосвязи глобального, регионального, локального [9]. Из них логически вытекает краеведческий принцип, который предполагает изучение геоэкологии на примере своей области. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности студентов, развивая исследовательскую деятельность. Принцип наглядности даёт возможность наблюдать изучаемые геоэкологические объекты и явления во время проведения полевых практик. Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности студентов при изучении экологических проблем своей местности. Гуманитарно-культурологический принцип реализуется, через включение в содержание курса информации о антропогенных процессах, протекающих во вмещающем ландшафте [6].
Цель исследования: изучить природно-культурное наследие северо-восточной части Липецкой области.
Методы исследований: изучение литературных источников, визуальные наблюдения во время прохождения маршрутов и стоянок, описание ключевых участков, ландшафтное профилирование и картографирование, геоморфологическое картографирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Липецкая область находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в основе которой лежит Русская платформа. Рельеф Липецкой области – равнинный. Высоты варьируют от 262 метров (село Плоты Становлянского района), до 108 метров (село Семиколенное Грязинского района). Чаплыгинский район находится на северо-востоке Липецкой области. Он включает в себя две из трёх морфоструктурных частей области. На северо-западе (приблизительно к северу от реки Сухая Кобельша) находится переходная к низменности часть Среднерусской возвышенности, называемая Доно-Воронежским междуречьем. Остальную часть занимает Окско-Донская равнина. Северо-западная часть района более возвышенна, юго-восточная часть – низменна. Находясь на стыке поднимающейся и опускающейся части земной поверхности, на территории Чаплыгинского района много разрывных нарушений и сдвигов. На поверхности нарушения земной коры не проявляются. Наиболее отчетливо с ними совпадают направления рек.
Река Становая Ряса вскрывает наиболее древние породы Чаплыгинского района. По ее долине можно встретить пески и глины каменноугольного периода, а в нижних горизонтах – известняки девонского периода. Четвертичные отложения представлены в северо-западной возвышенной части ледниковыми и водно-ледниковыми суглинками.
Реки, за исключением Рановы (Волжский бассейн), принадлежат к бассейну реки Дон. Болота сосредоточены в долине рек Ряса и Ранова, а также на юго-востоке района, к югу от реки Хавенка. В советский период в Чаплыгинском районе было построено много прудов, которые приурочены к оврагам и балкам. Наибольшее количество прудов в северо-западной части района. Население использует для хозяйственно-бытовой деятельности подземные воды. Ежедневно в Чаплыгинском районе использует 5 тыс. м3 подземной воды (всего ежесуточно Липецкая область извлекает подземной воды 440 тыс. м3).
Данная территория располагается в зоне лесостепи, поэтому здесь можно встретить как лесные, так и степные экосистемы. Лесные сообщества чаще всего приурочены к долинам рек. Междуречные пространства когда-то были заняты степями. Сейчас на их месте агроценозы. Участки злаково-разнотравных степей сохранились только по берегам балок и оврагов. В западинах встречаются ивняки и осиновые кусты. Большая их часть пойменных лугов также вовлечена в хозяйственную деятельность человека [2] В Чаплыгинском районе сосновые леса с примесью дуба располагаются на юго-востоке, к югу от реки Хавенка. Под ними сформировались дерново-подзолистые почвы. Но главным типом почв здесь является выщелоченный чернозем.
Север района, к западу от реки Сухая Кобельша, относится к Среднерусской возвышенности. Территория к востоку от реки Сухая Кобельша является частью Окско-Донской равнины.
Животные представлены грызунами (суслики, полевая мышь, хомяки, светлый хорь). Из редких видов здесь обитает барсук. Из птиц – перепел, серая куропатка, полевой жаворонок, грач, сорока. В районе развито сельское хозяйство, поэтому много насекомых сельскохозяйственных вредителей (рапсовый клоп, вредная черепашка, колорадский жук, свекловичный долгоносик) и их естественных врагов (жужелиц, коровок, наездников). Встречаются шмель изменчивый и аполлон черный (мнемозина), которые занесены в Красную Книгу. Многочисленны: кузнечики, листоеды, мотыльки. На сохранившихся лугах живут: заяц-русак, мышевидные грызуны, ласка, утки, луговой лунь, коростель, кулики, трясогузки. Земноводные и пресмыкающиеся представлены остромордой лягушкой, прыткой ящерицой.
Одной из задач геоэкологического краеведения является изучение истории взаимоотношений человечества с окружающей средой [1, 6]. Достоверно подтверждено, что человек осваивал данную территорию около пяти тысячи лет назад. Так, в долине реки Становая Ряса найдена неолитическая стоянка конца каменного века, датируемый возраст около 3 тыс. лет до н.э. В средние века территория была частью торгового пути проходившего по рекам и морям: Москва – Ока – Дон – Азовское море – Черное море. На месте наименьшего расстояния между реками Хупта и Становая Ряса находился «Рясский Волок». Антропогенное воздействие усиливается на рубеже 16–17 веков. До этого времени данная территория входила в «дикое поле» [8].
На рубеже XVI – XVII веков северную часть современной территории района захватывает засечная линия, вдоль неё возникают сторожи Урусово, Новое Петелино, Ведное. В 1638–1648 годах строится слобода Усть Становых Ряс под Слободским Липягом, в которое отселяются служилые люди из Козлова. Позже это поселение стало называться Слободское. В 1695 году, здесь на высоком берегу Ягодной Рясы был возведён деревянный путевой дворец, предназначенный для отдыха Петра I и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж. В 1702 году Пётр I заложил в Слободском небольшую крепость и подарил поселение князю Меншикову А.Д. Он достроил эту крепость в голландском стиле. Крепость назвали Ораниенбург. Народ трансформировал название сначала в Ранинбург, а затем Раненбург. После смерти Петра I, в 1727 году, город Ораниенбург стал местом ссылки попавших в опалу, сейчас в Чаплыгинском краеведческом музее обязательно расскажут про князя Меншикова А.Д., князя Долгорукова С.Г., малолетнего Ивана IV с родней. В конце 19 века толчком для развития города и его окрестностей явилось строительство железной дороги. Она пришла в город в 1890 году, в 1896 железнодорожная станция в городе становится узловой. В 1948 года город был переименован в честь академика С.А. Чаплыгина, но железнодорожная станция города сохранила название Раненбург.
С данной территорией связаны имена выдающихся учёных девятнадцатого века. Князь П.А. Кропоткин (1842–1921) известен больше как русский революционер-анархист. Но он также известен как исследователь азиатской части России, им предсказано открытие архипелага Земля Франца-Иосифа. Неподалеку от имения Кропоткиных находится усадьба, ныне музей, где 2 января 1827 года родился путешественник, учёный-географ, энтомолог, ботаник, статистик, общественный и государственный деятель Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский (1827–1914) и где прошли его детские годы [4, 7, 8].
Усадьба сохранилась, так как в отличие от других дворянских усадеб, она никогда не была полностью заброшена. В 1918 году там была основана коммуна «Вольная община». В 1931 году усадьба отходит колхозу «Красный пахарь». Правление колхоза сдало дом Семеновых в аренду железнодорожным дистанциям и до 1941 года в Рязанке отдыхали дети железнодорожников. В войну и после неё здания усадьбы использовались колхозом. С образованием в 1954 году Липецкой области в усадьбе был открыт детский областной санаторий сердечнососудистых заболеваний, который существовал до 1969 года. В 1971 году усадьба принята на охрану государства. В 1976 году Папанин И.Д., добился ремонта и 12 октября 1977 года там была проведена выездная юбилейная объединенная сессия Академии наук СССР и Географического общества посвященная 150-летию со дня рождения П.П. Семенова Тян-Шанского. С 1992 года усадьба Семеновых передана на баланс Госдирекции по охране памятников Липецкой области [4]. Реставрационные работы завершились в 1997 году. Дом восстановили до вида на период второй половины 1890-х годов, и был открыт музей. Дом Семёновых в Рязанке практически единственный сохранившийся деревянный усадебный дом первой половины XIX века в Липецкой области. В музейный комплекс входит парк, его площадь около 10 гектаров. В нём произрастают около 60 видов экзотических растений, а всего древесно-кустарниковой растительности насчитывается 116 видов. Естественными границами парка являются овраг Точилка и река Ранова. Недалеко от усадьбы сохранились такие объекты природно-культурного наследия как Никольская церковь первой половины девятнадцатого века с родовым склепом Семёновых, усадьба восемнадцатого века Буниных-Кропоткиных, усадьба XIX в. Свиридова, могила поэтессы Анны Буниной, усадебный парк, овраг «Зеркалы», урочище «Уткино болото». Сохранение дворянских усадеб важная задача, так как многие усадьбы являлись не просто комфортным местом проживания дворян, но и местом, где проводились определенные социально-экономические и сельскохозяйственные опыты.
Заключение
За время изучения дисциплины геоэкологическое краеведение студенты решают следующие задачи:
Образовательные: овладевают методикой полевых комплексных географических исследований; учатся выявлять и исследовать ПТК локального уровня различного ранга (фации, урочища, типы местности); вскрывают взаимосвязи между компонентами и природными комплексами; учатся оценивать ПТК с точки зрения практического использования, знакомятся с экологическими и природоохранными принципами рационального освоения ПТК;
Развивающие: понимают всесторонние взаимосвязи между компонентами ПТК, их взаимообусловленность и взаимозависимость; развивают представления о причинно-следственных связях в системе природа – общество; развивают полученные ранее приемы и методы самостоятельной работы по экологическому образованию.
Воспитательные: воспитывается умения работать в коллективе, сотрудничество в совместной деятельности, а также бережное отношения к природе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать: теоретические основы геоэкологического краеведения; основные методы исследований; задачи и формы краеведческой работы; природно-территориальные комплексы Липецкой области.
– уметь: работать с литературными и картографическими источниками; применять методы краеведческих исследований; систематизировать собираемый материал.
– владеть: методами научного описания физико-географических и экономико-географических процессов и явлений; навыками чтения географических карт и статистических данных; навыками выполнения расчетно-графических работ.
Геоэкология позволяет, используя традиционный краеведческий принцип воспитывать экологическую культуры студентов. Я считаю, что наиболее эффективными формами обучения, направленными на формирования экологической культуры, являются экскурсии и походы. Комплексные исследования по геоэкологии позволяют студентам понять всесторонние взаимосвязи между компонентами географической оболочки, их взаимообусловленность и взаимозависимость, сложную пространственную дифференциацию географической оболочки, а также изучить природно-территориальные комплексы Липецкой области.
Библиографическая ссылка
Аничкина Н.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОЭКОЛОГИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-1. – С. 55-58;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10417 (дата обращения: 22.12.2024).