Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СПЕЦИФИКА ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ОПЕРАТИВНЫХ ПОЖАРНЫХ МАШИН

Харламова Т.М.
Профессиональная деятельность водителя оперативной пожарной машины характеризуется высоким эмоциональным напряжением, поскольку от того, как быстро он доставит боевой расчет к месту пожара, аварии, техногенной катастрофы и т.д., во многом зависит жизнь пострадавших людей. Усиливают данную напряженность информационная перегрузка, необходимость распределения внимания между многими объектами и направлениями действий, ответственность за жизнь товарищей по боевому расчету, ночные дежурства и многие другие факторы. Следует признать, что в психологической науке более разработана проблема эмоционального выгорания непосредственных ликвидаторов чрезвычайных ситуаций - пожарных, спасателей (Е.Н. Ашанина, 2007; С.Я. Бабанов, 2009; В.И. Евдокимов, 2007; С.В. Чермянин, 2005, 2007; Л.М. Шафран, 2008; Ю.С. Шойгу, 2007 и мн. др.). Интересующая нас тема на современном этапе остается малоизученной.

Настоящее исследование проводилось на базе управления пожарной охраны МЧС по Пермскому краю. В качестве испытуемых выступили водители-мужчины оперативных пожарных машин (первая выборка) и неоперативного служебного автотранспорта (вторая выборка) в возрасте 30-40 лет, имеющие среднее техническое или специальное образование. В сформированный нами диагностический комплекс вошли методики изучения эмоционального выгорания (В. Бойко), экстра-, интроверсии и нейротизма (Г. Айзенк, EPI), свойств личностного уровня индивидуальности (Р. Кеттелл, 16PF, № 187). Первичные данные были обработаны с помощью t-критериального и факторного анализа.

Сравнение средних значений исследуемых показателей по t-критерию Стьюдента позволило установить, что в выборке водителей оперативных пожарных машин, по сравнению с выборкой водителей неоперативного автотранспорта, в большей степени выражены такие показатели свойств личности, как «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» (фактор «G» по Р. Кеттеллу), «робость - смелость» (фактор «Н») и «жесткость - чувствительность» (фактор «I»). Соответственно, во второй выборке, по сравнению с первой, в большей степени выражены такие показатели эмоционального выгорания, как «неудовлетворенность собой», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит» и «личностная отстраненность». Полученные данные позволяют предположить, что водители оперативных пожарных машин менее подвержены эмоциональному стрессу, при этом в качестве индивидуальных детерминант их способности противостоять эмоциональному выгоранию выступают деловая направленность, ответственность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, мужественность, рассудочность, реалистичность суждений и т.п. В свою очередь водители неоперативного автотранспорта показали достаточно высокий уровень сформированности 5 из 12 симптомов эмоционального выгорания, при этом более выраженными можно считать показатели фазы «Резистенция» и фазы «Истощение». Обнаруженные различия, на наш взгляд, можно объяснить тем, что к управлению оперативной пожарной машиной допускаются только лица, прошедшие специальное обучение и получившие соответствующую квалификацию.

Проведенный нами факторный анализ позволил установить, что в выборке водителей оперативных пожарных машин факторная структура исследуемого явления включает в себя редукцию профессиональных обязанностей, сопряженную с показателями нейротизма, расслабленности - напряженности (фактор «Q4» по Р. Кеттеллу) и эмоционально-нравственную дезориентацию, сопряженную с показателями уверенности в себе - тревожности (фактор «О»), подверженности чувствам - высокой нормативности поведения (фактор «-G»). Можно предположить, что чем более нейротичен, тревожен, депрессивен, раним и впечатлителен водитель первой выборки, тем очевиднее проявляются у него обозначенные выше дисфункциональные симптомы выгорания. В то же время, чем ответственнее он работает, реалистичнее оценивает профессиональные ситуации, чем настойчивее стремится к цели, тем в меньшей степени испытывает эмоциональный дефицит. Соответственно, в выборке водителей неоперативного автотранспорта факторная структура исследуемого явления включает в себя эмоциональную отстраненность, сопряженную с показателями нейротизма, практичности - развитого воображения (фактор «М») и эмоциональный дефицит, сопряженный с показателями экстраверсииинтроверсии, сдержанности - экспрессивности (фактор «F»). Очевидно, чем более нейротичен, оторван от реальности, импульсивен водитель данной выборки, тем скорее он активизирует у себя механизмы психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на различные психотравмирующие ситуации. Сравнение факторных структур индивидуальности испытуемых обеих выборок позволяет утверждать, что профессиональной деформации водителей оперативных пожарных машин, наряду с другими факторами, препятствует наличие механизмов взаимной компенсации различных показателей.

Библиографическая ссылка

Харламова Т.М. СПЕЦИФИКА ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ОПЕРАТИВНЫХ ПОЖАРНЫХ МАШИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 84-85;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1048 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674