Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

НАЗВАНИЯ ДЕРБЕНТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОРОДА

Нагиев Ф. 1
1 НИИ албанистики
Судя по археологическим артефактам, возраст Дербента насчитывает более пяти тысячелетий. Первые поселения появились здесь в эпоху ранней бронзы – в конце IV- тысячелетия до н.э. Вероятно, возникновение города связано с участившимися набегами северных кочевников-степняков. Одни исследователи связывают историю Дербента с иранским элементом, другие с тюрками (отсюда и разные цифры от 5000 до 2000 лет возраста Дербента). Здесь важно помнить, что иранцы просочились в Переднюю Азию в VII – VI вв.до н.э. с массами киммерийцев и скифов, а государственные образования тюрков (гунны – IV в., хазары – во 2-й пол. VI в.) располагались севернее Дербента. Лишь тюрки-огузы, хлынувшие в XII в. в Албанию, осели на территории Северной Албании надолго. Они и сыграли ведущую роль в этногенезе тюркскоязычного конгломерата – «кавказских татар». В 30-х гг. ХХ века «кавказские татары», с причисленными к ним другими народами (каджары и иные иранские группы, таты, арабы, терекеменцы, тюрки-огузы, часть ассимилировавшихся горцев), получили новое название «азербайджанцы».
Дербент
Албания Кавказская
лезгины
Кавказ
Дагестан
скифы
массагеты
гунны
хазары
арабы
иранцы
тюрки
1. Патканов К.П. Из нового списка «Географии», приписываемой Моисею Хоренскому». ЖМНП, 1883, март, С. 30.
2. Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962. – С. 119-122.
3. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. – М., 1982.
4. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского Мира. – Баку, 1925.
5. Каланкатуйк Моисей. История страны Алуанк. (в 3-х книгах). II, 11; / Пер. с др. арм. Ш.В. Смбатяна. – Ереван, 1984.
6. Кудрявцев АА. Древний Дербент. М.: Наука, 1982.
7. Армянская география VII в. / Перевод и примеч-я К. Патканова. – СПб., 1877.
8. Кудрявцев А.А. «Мусульманский город Дагестана». – Махачкала, 1994.

Названия Дербента в исторической хронологии города

О географической важности Дербентского прохода, о бесчисленных притязаниях на него со стороны многих завоевателей и особом интересе к этому геостратегическому району красноречиво свидетельствует наличие множества названий Дербента в исторической литературе. Эти название доподлинно отражают ступени роста города в течение многих исторических эпох.

Все эти названия изначально сложились на языках местных народов, а именно на языках албан – леков, касов (не путать с каспиями!), таваспаров… Вот некоторые названия: Жалгъа – Джалган – замoк), К1еле (крепость), Нерен к1еле (заградительная крепость), Цал (стена), Вар или Варар (врата), Каспид варар (Каспийские ворота), Кьвевар (два-врата), Ч1ула (в пояске) и др. Эти же названия служили основой (калькой) и для названий на других языках: греческом, армянском, иранском, арабском, тюркском. Можно сказать, что в названиях поселения-крепости-города и запечатлена вся история развития города. Опоясанный высокой стеной из огромных каменных глыб город получил название «Ч1ула /Чула», которое в литературе искажено (Чола, Чулли, Жули…) или запутано с другим античным городом (Чор, Чора, Дзор).

В литературе часто под названиями Чор – Чора – Дзор и Чола – Чулли – Джол – Чула выступают разные города, а именно Чула (Дербент) и Цур (после разрушения массагетами его назвали Ч1ур «разрушенный»; ныне – городище Топраккала ок. Белиджи). Надо отметить, не разбираясь в местных названиях (с характерными гортанными и цокающими звуками), иноязычные историки и географы зачастую искажали исконные названия мест и поселений. Постараемся разобраться различных названиях Дербента (армянских, грузинских, арабских, иранских, тюркских и проч.), являющимися суть кальками с лезгинских названий:

1. Город-крепость Гелда (Джелда) на картах Птоломея, вероятно, можно сопоставить с первой крепостью, появившейся на холме Джалган (лезг. жалгъа «сустав», «шарнир»).

2. Названия Тзор, Тзур, Цур, Чога, Торай, встречающиеся в византийских источниках, соответственно восстанавливаются, исходя из местной (лезгинской) топонимики: Тзор, Тзур, Цур соответствуют названию Цур (городище Ч1ур /Топраккала около Белиджи); Чога есть искажение от Чола посредством перехода буквы л в г; Торай соответствует лезг. Турай («замок», букв. «охраняемый мечом»; ср. тур «меч»; т1ур «ложка», «выдолбленная из дерева лодка», «почка растения»; Т1ури – родина эпического героя Шарвили, город в стране Лек доалбанского времени; ср. Турай – пелазгское название Трои и Тирана – столица Балканской Албании).

3. Армянские названия Джора, ворота Джора, пахак (охрана) Джора, Пахак стены, пограничная крепость Чора, ворота Зуар – относятся не к Дербенту, а к городу Цур, находившемуся на месте городища Ч1ур /Топраккала около Белиджи (все эти названия – суть искажения от Цур); к Дербенту относятся лишь Гуннские ворота, Хонская крепость.

4. Арабские источники буквально калькируют лезгинские названия: Цал (Стена), Вар (Одни ворота), Варар (Врата), Кьвевар (Два врата): Баб эль-Абваб (главные ворота, ворота ворот), Баб эль-Хадид (железные ворота), Баб Албан (Албанские ворота), Сед Албан (Албанские стены), а иногда просто ал-Баб (ворота).

5. Эти же лезгинские кальки обнаруживаются и в других источниках; персидских: Дарубанд «проход на замке» (от лезг. Ч1ула «в пояске», «в узле»), тюркских: (Темир капысы или Темир капы «железные ворота», от лезг. Варар «врата», Ракьун варар «железные врата»), грузинских: (Дзгвис кари «морские ворота»).

6. Даргинское Чулли, лакское Чурул, табасаранское Жулли происходят от лезгинского названия Дербента – Ч1ула (Чула).

7. В названиях, встречающихся в отдельных источниках, – ас-Сул (стена), Тимур-кагалга, город Чорского прохода, Великая твердыня, Джол, Сед Яджудж-Маджудж, крепость Чора, город у ворот Чора, Северные врата, Дербентские ворота и т.д.», также встречаем кальки с лезгинского перевода названий Цал (Стена) и Варар (Врата), где наблюдается искажение названий: Ч1ула – на Джол, Ч1ур – на Чора.

История строительства стены и города-крепости Дербент отражена в названиях: Нер (Заграждение), Цал (Стена) или «Нерен цал» (Заградительная стена), а ворота дали название Вар (Врата). Позже была построена и южная стена южными воротами. Поселения оказались как бы заключенными в поясок, что и дало название Ч1ула/Чула «В пояске». Наличие двух ворот, северных и южных, породило названия «Варар» (Врата) или Кьвевар (Два врата). Стены поднимались на гору Жалга и заканчивались крепостью, получившей название «Нерен К1еле», что означает «Пограничная, окраинная, разделяющая, заграждающая» крепость («нер» – по-лезгински, «нос, перегородка»; нынешнее название крепости Нерен К1еле – Нарын-кала). Позже к ним добавились названия, данные завоевателями (персами, тюрками, арабами и проч.). Из-за неудобства произношения названия Ч1ула «В пояске» на других языках, появились названия Чула, Чулли, Жулли, Чола…

Современное название «Дербент» (Дарбанд, Дербенд) появилось с сер.VI в., с времени начала реконструкции стен города при Хосрове I Ануширване и встречается в пехлевийских надписях этого времени, высеченных на стенах крепости. В переводе с персидского оно означает «запертые ворота» или «ворота на запоре». Это буквальная калька с лезгинского названия Чула (Ч1ула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII века, это название встречается в письменных источниках, например, в «Географии» Анания Ширакаци [1, c. 30].

На основании тщательного анализа сведений нарративных источников и археологического материала М.И. Артамонов и А.А. Кудрявцев установили, что под названием Чола (часто путается с Чор – Чора) в античных источниках подразумевается Дербент [2, c. 83-84]; [3, c. 24]. И в «Истории католикоса Вироя» Моисея Каланкатуйка-Дасхуранви (Имя Моисея Дасхуранви в исторической литературе встречается по-разному: Моисей, Мовсес Каланкатуаци, Каганкатваци, Дасхуранци, Каланкатуйский. Так как здесь речь идет о двух лицах – авторе VII века (кн. 1, 2, некот.части 3-й), Моисее из села Дасхур и автора приложения X века (кн. 3) Мовсесе из села Каланкатуйк. Мы придерживаемся форм Моисей Дасхуранви и Мовсес Каланкатуйк) под названием Чора говорится о Чула-Дербенте: «Но он /правитель и князь Албании Гайшак/ с тревогой следил и видел, что произошло с большим /укрепленным/ городом Чора...». [4, с. 78, 135].

Дербент как важнейший форпост на пути северных кочевников

О Дербенте, как о древнем городе, упоминали различные источники. Одни приписывали его основание легендарным персидским шахам Лехраспу или Афридону, правившим в начале I тыс. до н.э., вторые – персидскому царю Хосрову I Ануширвану (531–579 гг. н.э.). А некоторые источники связывают город даже с Александром Македонским (330-е гг. до н.э.), который вообще на Кавказе не бывал. Первое упоминание Каспийских ворот встречается у известных древнегреческих географов Гекатея Милетского (VI в. до н.э.) и Хареса Мителенского (IV в. до н.э.) в рассказе о событиях VIII–VII вв. до н. э. В персидской хронике «Дербенд-наме» приводится дата закладки города – 733 г. до н.э. (Вероятно, это дата возведения стен).

Каспийская Стена упоминается в Святых Книгах – Библии (Откровение св.Иоанна Богослова) и Коране (Сура 21(65). Пророки), в Талмуде (см. Аггада). В Коране Каспийскую стену упоминают как стену Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога). Также Дербент (Квевар – «Два врата») упоминается в лезгинском народном героическом эпосе «Шарвили».

Дербент имеет многотысячелетнюю историю. Археологические раскопки выявили культурные слои разных эпох, фактически связанных с историей города. Древнейшее поселение на этом месте возникло в раннем бронзовом веке, в конце IV – начале III тыс. до н.э., то есть, 5000 лет назад. Для строительства опорной крепости была выбрана неприступная гора Жалга (шарнир, замoк), от которой крепость получила свое первое название. Крепость с оборонительной стеной появилась на вершине холма Жалга в конце VIII в. до н.э. (это совпадает с датировкой 733 г. до н. э.) «В это время здесь был основан мощный укрепленный пункт, который существовал и развивался, господствуя над проходом, вплоть до Сасанидского проникновения [тысячу лет спустя] и возведения иранцами тут нового типа оборонительных сооружений, частично воспринявших планировку древних укреплений Дербента. Этот мощный опорный пункт возник на базе поселения предскифского времени, сменившего здесь в IX–VIII вв. до н.э. более древнее поселение бронзового века». [5, c. 30–36].

Город-крепость Чула (Дербент) состояла из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё в море каменных стен, которые запирали узкий проход (в 2,5 – 3 км) между морем и выступающим к морю отрогом Большого Кавказского хребта, ограждая с севера и юга территорию города. Чула контролировала узкий проход между Каспийским морем и горой Жалга на «Великом шелковом пути», связывавшем Европу с Азией, страны Европы с Закавказьем и Передней Азией. Неоднократно подвергаясь агрессии и осадам пришельцев – киммерийцев и скифов (VIII – VII вв. до н.э.), сарматов-аорсов (III в.до н.э.) и массагетов-аланов (I в до н.э.), аваро-гуннов (IV в.), иранцев-сасанидов (V-VI вв.), хазар (VI в.), арабов (VII – X вв.), тюрок-огузов (нач. XII в.), монголо-татар (нач. XIII в.) древние стены города-крепости Чулы не раз разрушались и вновь отстраивались.

В V-VI вв. (с 438 г.) Дербент становится важнейшим военно-стратегическим и административно-политическим пунктом Сасанидов на Кавказе, центром ремёсел и торговли. Наместник Дербента в иерархии Сасанидских сатрапов находится в особо привилегированном положении и занимает столь высокий ранг, что ему позволено восседать на золотом троне. В VI веке город получает свое название Дарбанд («Узел ворот»), которое сохраняется и в наши дни. Это иранское название прочно закрепилось за городом, вытеснив арабское Баб ал-Абваб, тюркское Демир-капы и местное Чула.

В VI веке Хосров I Ануширван начал реконструкцию Дербентских стен. Под предлогом охраны Дербентского прохода он переселил всех татов из своей страны и тапыров-таваспаров из Таваспарана – самой южной области Албании (в районе между озером Урмия и Каспийским морем). Албания и ранее была связана с Иерусалимом и еврейской культурой через первых христианских миссионеров, которые были евреями-назаретянами. Переселение иранских евреев-татов и южноалбанских таваспаров на север Албании разнообразил демографический состав Албании, в т.ч., Дербента. В городе появляются иудейские духовные памятники и молитвенные дома – синагоги. Население Чулы-Дербента составляли автохтонные народы албаны (леки-лезгины, касы, утии-удины, чильбы, хечматаки) и осевшие здесь маскуты, гунны, хазары. [6, c. 36–39].

Дербент и северные кочевники

Персидские хроники, хотя верно называют возраст Дербента, приписывают основание крепости своим правителям. Но археологические изыскания показали, что иранцы к изначальному возведению стен древних Каспийских ворот отношения не имели. Дербентская крепость существовала тысячи лет без них, пока в IV в. н.э. ее не захватили Сасанидские шахи. Хорошо известно, что конец VIII в. до н.э. было временем скифских вторжений из южнорусских степей в Переднюю Азию. Вероятно, возведение Каспийских ворот было связано именно с этим вторжением скифов. В слоях VIII в. до н.э. на дербентском холме Жалган в следах пожара были обнаружены находки изящных скифских и неуклюжих массивных албанских наконечников стрел. Как пишет А.А. Кудрявцев «Подобные наконечники стрел были найдены у стен Ашшура и Вавилона, в слоях древних городов Урарту Тейшебаини и Аргиштихинили, павших в разгар активности киммерийцев и скифов в Передней Азии в VII – начала VI в. до н.э., и во многих других городах Древнего Востока…». [5, с. 40–42]. В античном Дербенте не найдено никаких следов иранской культуры: вся керамика VIII–VII вв. до н.э. или местная, чисто кавказская, или… скифская [5, c. 37]. Это значит, что в Дербентской крепости жили местные албанские племена, защищавшие крепость от скифов, кому и принадлежали наконечники скифских стрел.

По Геродоту, скифы проникали в Переднюю Азию «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы», то есть именно через Дербентский проход. Первые сведения о вторжении скифов относятся к 722–715 гг. до н.э. (ассирийские клинописные таблички с сообщениями о поражении, понесенном урартами от северного народа «гимирри» (киммерийцев. – Ф.Н.). Находки вещей местного, кавказского, и северного, скифского, происхождения в нижних слоях Дербентской крепости показывают, что вторжения киммерийцев и скифов начались сразу же после основания крепости (в 733 г. до н.э.). Об этом свидетельствуют и следы пожара в культурных слоях конца VIII столетия до н.э.

Набеги скифов завершились в начале VI века до н.э. длительным походом в страны Среднего Востока. После очередного такого похода скифы (саки) поселились и основали своё царство – Сакасена (ныне Шаки) на северо-западе Албании, просуществовавшее около ста лет. Осевшие здесь скифы в последующем растворились среди местного населения и входили со своей областью Шаки в Союз албанских княжеств. В VI в. до н.э. скифское политическое влияние в Предкавказье сменяется сарматским. Скифы оставили следы и в албанской ономастике.

Рим и Парфия

Все данные археологии говорят о том, что Дербентский проход никогда не принадлежал ни Риму, ни Парфянской (иранской) империи. Рим дважды предпринимал походы в Албанию для взятия Каспийских ворот. Первый поход Рима в Албанию был в царствование Нерона под предводительством Помпея в 66-65 гг. до н.э. О борьбе с Помпеем у леков осталась поговорка: «Пемпе хьиз кук1варна» («Разбили как Помпея»). Надпись на камне возле горы Беюкдаш недалеко от Баку говорит о втором походе римлян (около 92 года) и о присутствии частей XII Молниеносного легиона под командованием центуриона Луция Юлия Максима. (Надпись может быть датирована временем после 83 года, ибо император Домициан назван Германским).

В охране Каспийских ворот одинаково были заинтересованы и Иран, и Рим. Поэтому царь леков находился лишь в номинальном подчинении Ирану. Иначе албаны по своему усмотрению могли договариваться с северными кочевниками (сарматами, гуннами, хазарами…) и впустить их через Каспийские ворота для охоты на богатые районы, находившихся в сфере влияния Рима (Византии) и Ирана.

В начале IV в. Албания, в том числе и Чула-Дербент, пережила очередное возрождение, связанное со вторичным просвещением Албании от св.Григория при царе Урнайре в 314 г. Но в конце этого же столетия (395 г.) в пределы Албании с севера хлынули аваро-гунны. Хотя в первое время гунны и прорвались через проход Чула, объединенные силы албанских (лезгиноязычных) народов прогнали гуннов далеко за пределы Дербента. (Столица гуннов Варачан предположительно находилась в районе нынешнего Маджалиса).

Арабское завоевание Дербента

Арабские авторы к 722 году уже сообщают о стране лезгин – «Лакз». В 654 г. арабы захватили Дербент, и далее он становится ареной ожесточённых сражений между арабами и местным населением, состоявшей большей частью из лезгинских народов. Ненадолго противостояли арабам и хазары, которые вскоре ушли в сторону Европы. Только в 735 году, когда Мерван ибн-Мухаммед подчинил всю Албанию [4, 16]. Дербент превратился в военно-административный центр Арабского халифата. В VIII – нач. XIII в. Дербент-Баб ал-абваб являлся не только важным военно-политическим, религиозным, но и торгово-ремесленным, культурным, а к XIV веку – и крупнейшим торговым центром и портом на Каспийском море, очагом распространения ислама в Дагестане.

В период конца XII – начала XIII вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение – Дербентский эмират. Здесь чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив свое существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. становится провинцией государства Ширваншахов (ширванское население тоже было лезгиноязычным). Последние правители лезгинских территорий Ширвана и Дербента – Хаджи Давуд-бек (XVII – XVIII вв.) и Фетали-хан (1758 – 1789), с целью освобождения от политического влияния Турции и Ирана и восстановления государственности, неоднократно обращались за поддержкой к России. Но Россия этими обращениями игнорировала, чем не преминули воспользоваться Иран и Турция.

Дербент во время монголо-татарского нашествия на Албанию

Одна из драматических страниц в истории лезгинских народов и сохранившей христианство народов Южной Албании открывается в XIII веке. Орды монголо-татар, объединенные под властью Чингиз-хана огнем и мечом покоряли страны Европы и Азии, превращать цветущие города в руины. «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до окончания веков и до Страшного суда», – писал современник этих событий. В 1222 г. отборные монгольские войска во главе с лучшими полководцами Чингиз-хана – Джебэ и Субудаем, разорив многие области и города Средней Азии, Ирана, Закавказья, появились в Ширване. В 1239 г. монголо-татарами был занят Дербент. Хотя город избежал крупных разрушений, жизненные условия народа стали невыносимы, экономика была подорвана, торговые связи с центрами Закавказья, Переднего Востока, Восточной Европы были нарушены.

И после распада целого государства монголов на мелкие ханства город Дербент, как важный стратегический центр, стал переходить из рук в руки между преемниками государства Чингиз-хана. В дальнейшем Дербент так и не смог оправиться от этих бед, несмотря на предпринятые попытки возрождения – в XIV – XVI веках при ширваншахах Дербенди (третья династия ширваншахов, правившая Ширваном с 1382 по 1538 год. Основана ширваншахом Кей Кубадом сыном Ахситана), в XVII при шахе Аббасе, в XVIII при Фетали-хане.

О зарождении христианства в Кавказской Албании и Дербенте

В 1-й половине I века (43 году) ученик апостола Фаддея, Елише, чудом спасшийся от расправы армянского царя Санатрука, убившего всю свиту Фаддея, прибыл в Албанию. Он проповедовал в области Маскут, городе Чула (Дербент), а после – в населенном пункте Киш. Это событие отражено в «Истории страны Алупан» Моисея Каланкатуйк-Дасхуранви: «Был сорок третий год греческого летосчисления, когда просветился Алуанк, приняв христианскую веру, на двести семьдесят лет раньше просвещения Армении» (В переводе Ш.Смбатяна названия Албания и Армения перепутаны местами)**. [4, Кн. 2, XLVII].

Принятие христианства в Риме и в странах, находившихся в сфере его интересов, в том числе и в Армении, стало возможными лишь после провозглашения Римом в 313 году Миланского эдикта, по которому христианство возводилось в статус одной из официальных религий Римской Империи.

Дербент как северная столица Албании и главный город албан – лезгиноязычных народов

С Дербентом связана история, культура, экономика лезгин и лезгиноязычных народов. Дербент – прошлое, настоящее и будущее этих народов. Какие же следы этих народов остались в этом древнем городе?

1. В лезгинском народном фольклоре – сказках, песнях, притчах и легендах много событий связано с Дербентом. В VII-й главе лезгинского героического эпоса «Шарвили» повествуется об освобождении Дербента – Квевара («Два-врата) героем Шарвили.

2. С лезгинским языком на Кавказе связано много названий: название горы Кавказ (лезг. «къав кьаз» означает – «поддерживая крышу»); название Каспийского моря происходит от названия касов – одного из народностей Кавказской Албании; название горы Джалган (лезг. жалгъа – замoк, шарнир); название крепости Нерен-к1еле (лезг.: пограничная крепость) которая была первоначально возведена на горе Джалган и с которой начался город Дербент; исконное лезгинское название реки Рубас к югу от Дербента – Нерен-вац («пограничная река»).

3. Многочисленные названия города Дербента в процессе его строительства, становления и развития: Цал (Стена), Вар (Врата), Кьвевар (Два-врата), Чула (Ч1ула – «В пояске») и другие лезгинского происхождения.

4. Город Чула-Дербент был северной столицей Кавказской Албании, здесь находился главный храм и патриарший престол, в 552 г. был перенесен в Партав. На территории внутри крепости Нарын-кала обнаружен крестово-купольный храм (который некоторыми учеными выдавался за резервуар для воды). Перед надвигающейся опасностью вторжения хазаров в 552 году века патриарший престол был перенесен в Партав.

5. По мнению А.А. Кудрявцева, современная мусульманская Джума-мечеть в Дербенте представляет собой сооружение албанского храма-базилика, переделанное под мечеть [7, c. 118].

6. Причиной для Персидского похода Петра I служила война лезгин под руководством Хаджи Давуд-бека против персидского ига. При освобождении лезгинского города Шемахи от персов пострадали и купцы, вопреки предупреждению, прятавшие у себя персов. Петр I услужливо предупреждал турецкого султана и персидского шаха, что, дескать, поход предпринимается не для ссоры с султаном и не для войны с шахом, а только лишь для «наказания бунтовщиков».

7. Около поселка Белиджи сохранились фундаменты разрушенного массагетами предположительно в I в. городища Цур («Крепость-броня, медь»). После разрушения город Цур стал называться Чур (Ч1ур – «развалины»).

8. В селе Нюгди (в 37 км. к югу от Дербента) сохранилась церковь IV века, воздвигнутая на месте гибели апостола Кавказской Албании Григориса от рук массагетов.

9. Кроме того, существенными знаковыми определителями для представления границ Албании в разные периоды ее истории (начиная с доалбанского периода в составе Урарту) может служить албанская ономастика, сохранившаяся в Южном Дагестане и Азербайджане, Восточной Грузии, Армении и Арцахе, на северо-востоке Ирана (район озера Урмия и Гилян), Турции (район озера Ван).

Сегодня Дербент самый южный форпост России на Кавказе, самый древний город, возраст которого, по мнению профессора А.Кудрявцева, может быть более 5000 лет. Дербентцы могут гордиться, что здесь впервые на территории Кавказа и всей России сложились и развивались три религии Писания: христианство (в 43 году), иудаизм (с VI в.), ислам (с VIII в.). Было бы знаменательно, построить здесь же Дом трех религий в виде трехгранной пирамиды, с каждой стороны которой был бы свой вход для верующих.


Библиографическая ссылка

Нагиев Ф. НАЗВАНИЯ ДЕРБЕНТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОРОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-2. – С. 290-295;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10497 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074