Известно, что ревматоидный артрит (РА) приводит к повышению частоты смертности пациентов, сокращая продолжительность жизни в среднем на 3-10 лет.
Все иммунологические процессы при данном заболевании реализуются в основном на уровне синовиальной оболочки сустава. В состав воспалительного инфильтрата последней входят Т и В-лимфоциты, нейтрофилы и моноциты, мигрирующие сюда из периферической крови. В отличие от доминирующей роли макрофагов в воспалительных изменениях синовиальной оболочки, нейтрофилы играют ведущую роль в ревматоидном процессе в синовиальной жидкости, выделяя свободные радикалы и гидролитические ферменты, разрушающие хрящ [3].
Большое значение в иммунопатогенезе РА имеют и механизмы гуморального иммунитета, в частности продукция иммуноглобулинов и антител (АТ) – биомаркеров заболевания.
При наличии в сыворотке крови ревматоидного фактора (РФ) РА называют серопозитивным, при отсутствии – серонегативным.
Макрофаги и нейтрофилы, обильно инфильтрирующие синовиальную оболочку сустава, поглощают РФ, что стимулирует образование цитокинов и высвобождение протеолитических ферментов, усиливающих воспаление [1].
Итак, важная роль в реализации механизмов неспецифической защиты организма при воспалении отводится клеткам «первой линии защиты» – моноцитам и полиморфноядерным лейкоцитам. О состоянии функциональной активности данных клеток можно судить по направленности и характеру внутриклеточных метаболических процессов, оценить интенсивность которых возможно благодаря цитохимическому анализу.
Изучение цитохимической активности внутриклеточных ферментов нейтрофилов периферической крови позволит нам рассуждать об интенсивности воспалительного процесса в синовии сустава, а также оценить эффект от проводимой терапии, что делает наше исследование актуальным.
Цель исследования. Оценить метаболический статус нейтрофилов периферической крови при серонегативном ревматоидном артрите в динамике заболевания.
Материалы и методы исследования. В исследование вошли 32 пациента с серонегативным ревматоидным артритом в возрасте от 27 до 65 лет, из которых 22 женщин (68,75 %) и 10 мужчин (31,25 %). Средний возраст на момент исследования 56 лет (мин. 35 лет, макс. 65 лет). Средняя длительность заболевания составила 10,47 лет. 59,37 %, т.е. 19 пациентов из 32, на момент поступления в стационар уже находились на базисной терапии иммуносупрессорами (метотрексат, лефлюнамид или сульфосалазин), 40,62 % (13 пациентов) цитостатическую терапию на момент поступления в стационар не получали. В контрольную группу вошли 35 здоровых доноров.
Среди наблюдаемых больных 12 пациентов (37,5 %) имели позднюю стадию заболевания, развёрнутая стадия диагностирована у 16 пациентов (50 %), ранняя – у 4 (12,5 %). 6 пациентов (18,75 %) имели 3 (высокую) степень активности, 20 пациентов (62,5 %) – 2 (умеренную) степень активности, 6 пациентов (18,75 %) – 1 (минимальную) степень активности.
Рентгенологическая стадия поражения суставов по Steinbгоскеr: у 4 пациентов (12,5 %) – I стадия, у 19 (59,37 %) – II, у 5 (15,62 %) – III, у 4 (12,5 %) – IV. Нарушение функции суставов (НФС) II степени диагностировано у 17 пациентов (53,12 %), НФС III степени – у 15 пациентов (46,87 %).
Системные проявления РА выявлены у 20 пациентов (62,5 %): ревматоидные узелки – у 6 (30 %), анемия и/или тромбоцитоз – у 11 (55 %), амиотрофия – у 3 (15 %) пациентов. Все больные получали следующую терапию: НПВС, ГКС системно, цитостатики.
У всех больных определялась ферментативная активность нейтрофилов. Нейтрофилы определяли в мазке из цельной крови методом Р.П. Нарциссова [4].
В нейтрофилах исследовали следующие группы ферментов: сукцинатдегидрогеназу (СДГ), отражающую цикл Кребса; лактатдегидрогеназу (ЛДГ), отражающую анаэробный гликолиз; глюкозо-6-фосфатдегидрогеназу (Г-6-ФДГ), отражающую активность пентозо-фосфатного шунта.
Оценку результатов цитохимических реакций проводили полуколичественным методом Kaplow [2] с определением среднего цитохимического показателя (СЦП).
Математическая обработка полученных цитохимических данных проводилась на персональном компьютере в программе Статистика 7.
Результаты исследования и их обсуждение. Цитохимический анализ проводился на момент поступления в стационар до специфической терапии и на момент выписки (после курса лечения).
Рассмотрим в динамике метаболическую активность ферментов нейтрофилов у больных с серонегативным РА.
При поступлении в стационар средний цитохимический показатель активности СДГ составлял 72,18 ± 0,01 у.е. (норма СДГ 15,02 ± 0,02 у.е.), что превышало норму в 4,8 раз.
Активность ЛДГ при поступлении превышала таковую в норме в 4,6 раз и составила 93,27 ± 0,02 у.е. (норма ЛДГ 20,02 ± 0,01 у.е.). СЦП активности Г-6-ФДГ составил 61,01 ± 0,01 у.е. при норме 35,12 ± 0,02 у.е., что превышало норму в 1,75 раз.
При выписке из стационара после курса лечения, отмечалось снижение активности СДГ (30,87 ± 0,01 у.е.). Активность ЛДГ также снизилась по сравнению с таковой при поступлении – 37,17 ± 0,01 у.е. Активность Г-6-ФДГ также имела тенденцию к снижению и составила 45,04 ± 0,01 у.е.
Несмотря на очевидную тенденцию к снижению активности клеточного метаболизма в нейтрофилах у больных с серонегативным РА, полной нормализации ферментативной активности не происходило. Эту закономерность можно объяснить следующим образом.
Активность Г-6-ФДГ, как известно, довольно высока в фагоцитирующих лейкоцитах. Результат окислительного этапа пентозофосфатного пути, одним из ферментов которого и является Г-6-ФДГ, образование NADPH. NADPH-оксидаза использует последний для синтеза супероксидного иона, который генерирует другие активные формы кислорода, что приводит к повреждению как структур бактериальных агентов, так и, что нам более интересно, структур собственных клеток. Снижение активности NADPH сопряжёно с апоптозированием нейтрофилов. Т.к. активность Г-6-ФДГ в нейтрофилах до специфической терапии довольно высока, логично, что это сопряжено с активной продукцией NADPH, а значит и высокой гидролитической активностью нейтрофилов.
Лактатдегидрогеназа катализирует обратимое превращение лактата в пируват в реакции анаэробного гликолиза. Изофермент ЛДГ-4 более характерен для гранулоцитов и имеет большее сродство к пирувату. При повышении активности ЛДГ повышается уровень пирувата, а значит повышается интенсивность субстратного потока по гликолизу, а в дальнейшем посредством превращения пирувата в ацетил-КоА, и интенсивность субстратного потока в цикле трикарбоновых кислот (ЦТК), который является основным энергопродуцирующим процессом в клетке. Одним из важнейших ферментов ЦТК является сукцинатдегидрогеназа. Очевидно, что повышение активности последней в нейтрофилах приведёт к напряжению всех энергозависимых процессов в этих клетках.
Всё вышесказанное о метаболической активности нейтрофилов правомочно и для серопозитивного РА. Ведь серонегативность или позитивность определяется только наличием или отсутствием РФ, но это не означает, что при серонегативном РА не продуцируются другие АТ.
Таким образом, у больных с серонегативным РА выявлены значительные изменения активности исследуемых ферментов нейтрофилов крови по сравнению с таковой в группе здоровых доноров. Отмечалось повышение активности всех исследуемых ферментов в нейтрофилах у больных серонегативным РА до назначения специфической терапии. После курса стационарного лечения активность ферментов также не достигала нормальных значений, но снижалась в нейтрофилах по сравнению с первоначальными показателями.
Определение энзимов в нейтрофилах крови может быть использовано для прогнозирования иммунологических нарушений при РА, уточнения механизмов патогенеза данного заболевания. Положительная динамика активности энзимов в изучаемых клетках крови коррелирует с клиническим улучшением при серонегативном РА, что может быть использовано для контроля за эффективностью проводимой терапии.
Библиографическая ссылка
Емельянова В.А., Демидов А.А. ДИНАМИКА МЕТАБОЛИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НЕЙТРОФИЛОВ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С СЕРОНЕГАТИВНЫМ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 9-2. – С. 314-316;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10504 (дата обращения: 21.11.2024).