ВУЗы играют ключевую роль в предоставлении возможности обучаться на протяжении всей жизни, поэтому необходимо расширить доступ для студентов разного происхождения и избегать бесперспективности учебной карьеры. Помимо выпускников старших классов, которые традиционно составляют большинство поступающих в ВУЗы, вторую попытку поступления должны получить и те, кто после школы избрал иной путь. По имеющимся данным, большинство поступающих в ВУЗы выбирают традиционные пути. В странах ЕС-27 поступающие составляют 85% от числа получивших аттестат о среднем образовании. Более того, в половине стран Болонского процесса в ВУЗы поступают не менее 89% таких выпускников, однако, их число в разных странах сильно отличается. Более чем в половине стран Болонского процесса соотношение между поступающими и выпускниками средних школ среди женщин выше, чем среди мужчин. Среди стран Болонского процесса в этом вопросе просматриваются некоторые различия. Два блока данных свидетельствуют о менее тесной связи между получением аттестата о среднем образовании и поступлением в ВУЗ. Происходит это либо потому, что поступающих значительно больше, чем абитуриентов (это значит, что значительная доля поступающих приходит нетрадиционным путём, или что существует высокая внутренняя мобильность), либо потому, что поступающих в ВУЗ намного меньше, чем выпускников школ (это предполагает более ограниченный доступ к высшему образованию). В третьем блоке число выпускников школ и число поступающих в ВУЗы схожи, и поэтому трудно предположить, каким образом они поступили в ВУЗ.
Исходя из данных, полученных непосредственно по проекту «Eurostudent», доля студентов, которые попадают в ВУЗ нетрадиционными путями (а именно, где-то уже поучившись или поработав) в Англии и Уэльсе составляет 15%, а во всех остальных странах, по которым есть данные, их доля намного ниже 12%.
На жизнь студентов и возможность успешного получения ими высшего образования в зоне Болонского процесса влияют разнообразие и наличие специальностей, которые можно изучать неполный академический день. Интерпретировать имеющиеся на сегодня согласованные административные данные по этому вопросу сложно, поскольку они отражают лишь масштаб этого явления, а не его причины или реальную интенсивность.
В сфере обучения неполный день среди стран Болонского процесса можно заметить разительные отличия: в некоторых странах возможность обучения неполный академический день официально отсутствует. В других странах доля студентов, обучающихся неполный день, колеблется между менее чем 10% и более чем 50% (например, в Швеции) от общего числа студентов. Решающим фактором выбора такого обучения является возраст: в странах ЕС-27 почти половина студентов, обучающихся неполный день, были в возрасте от 30 и старше, среди более молодых студентов такой вид обучения распространён гораздо меньше.
Более половины студентов в большинстве стран ответили, что посвящают учёбе более 30 часов в неделю (посещают лекции и занимаются индивидуально). Однако во всех странах существует меньшая часть студентов, которых де-факто можно считать обучающимися неполный день, поскольку они отводят на учёбу менее 21 часа в неделю.
Студенты, фактически обучающиеся неполный день, в Эстонии, Словакии и Финляндии, то есть, в странах, где таких студентов больше всего, составляют более 30% от общего числа студентов.
Успешное получение высшего образования - это не только вопрос академической успеваемости. Несмотря на создание в системах образования механизмов, поощряющих равенство, образование родителей всё ещё влияет на успешное получение высшего образования их ребёнком. У людей, чьи родители имеют высокий уровень образования, шансы поступить в ВУЗ и окончить его выше, чем у остальных.Библиографическая ссылка
Мошляк Г.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 94-95;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1056 (дата обращения: 21.11.2024).