Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мошляк Г.А.
Одним из факторов инновационных технологий в высшем и профессиональном образовании является поступление в высшее учебные заведения (ВУЗы). Проведя анализ поступления в ВУЗы в странах Болонского процесса, мы можем наблюдать следующую картину. В 2006 г. возраст типичного поступающего в высшие учебные заведения в зоне Болонского процесса составлял от 18 до 20 лет. В данной возрастной группе в странах ЕС-27 доля поступивших составила 33%, а это означает, что треть населения в возрасте от 18 до 20 лет предположительно поступает в ВУЗы. В половине стран Болонского процесса, по которым имеются данные, доля поступивших в этой возрастной группе превысила 32%. Люди старше 25 лет, напротив, редко идут в ВУЗы. За исключением некоторых стран Северной Европы (Финляндии, Швеции и Исландии) доля поступивших в ВУЗы среди людей в возрасте от 25 лет и старше составила менее 2%. Это означает, что доля студентов, поступающих в ВУЗы после продолжительного перерыва между окончанием средней школы и университетом, в зоне европейского высшего образования достаточно невелика. Демографическая структура населения, поступающего в ВУЗы, в период с 2002 по 2006 гг. сильных изменений не претерпела. Феминизация высшего образования ещё продолжается, количество студентов разных полов на большинстве специальностей уравнялось: в половине стран Болонского процесса более 56% поступающих - женщины. Почти во всех странах Болонского процесса женщины среди поступающих в ВУЗы составляют большинство, однако, уровни феминизации разнятся в зависимости от специальности и страны. Естественные науки - по-прежнему по большей части мужская сфера, где женщины составляют лишь чуть более трети поступивших.

ВУЗы играют ключевую роль в предоставлении возможности обучаться на протяжении всей жизни, поэтому необходимо расширить доступ для студентов разного происхождения и избегать бесперспективности учебной карьеры. Помимо выпускников старших классов, которые традиционно составляют большинство поступающих в ВУЗы, вторую попытку поступления должны получить и те, кто после школы избрал иной путь. По имеющимся данным, большинство поступающих в ВУЗы выбирают традиционные пути. В странах ЕС-27 поступающие составляют 85% от числа получивших аттестат о среднем образовании. Более того, в половине стран Болонского процесса в ВУЗы поступают не менее 89% таких выпускников, однако, их число в разных странах сильно отличается. Более чем в половине стран Болонского процесса соотношение между поступающими и выпускниками средних школ среди женщин выше, чем среди мужчин. Среди стран Болонского процесса в этом вопросе просматриваются некоторые различия. Два блока данных свидетельствуют о менее тесной связи между получением аттестата о среднем образовании и поступлением в ВУЗ. Происходит это либо потому, что поступающих значительно больше, чем абитуриентов (это значит, что значительная доля поступающих приходит нетрадиционным путём, или что существует высокая внутренняя мобильность), либо потому, что поступающих в ВУЗ намного меньше, чем выпускников школ (это предполагает более ограниченный доступ к высшему образованию). В третьем блоке число выпускников школ и число поступающих в ВУЗы схожи, и поэтому трудно предположить, каким образом они поступили в ВУЗ.

Исходя из данных, полученных непосредственно по проекту «Eurostudent», доля студентов, которые попадают в ВУЗ нетрадиционными путями (а именно, где-то уже поучившись или поработав) в Англии и Уэльсе составляет 15%, а во всех остальных странах, по которым есть данные, их доля намного ниже 12%.

На жизнь студентов и возможность успешного получения ими высшего образования в зоне Болонского процесса влияют разнообразие и наличие специальностей, которые можно изучать неполный академический день. Интерпретировать имеющиеся на сегодня согласованные административные данные по этому вопросу сложно, поскольку они отражают лишь масштаб этого явления, а не его причины или реальную интенсивность.

В сфере обучения неполный день среди стран Болонского процесса можно заметить разительные отличия: в некоторых странах возможность обучения неполный академический день официально отсутствует. В других странах доля студентов, обучающихся неполный день, колеблется между менее чем 10% и более чем 50% (например, в Швеции) от общего числа студентов. Решающим фактором выбора такого обучения является возраст: в странах ЕС-27 почти половина студентов, обучающихся неполный день, были в возрасте от 30 и старше, среди более молодых студентов такой вид обучения распространён гораздо меньше.

Более половины студентов в большинстве стран ответили, что посвящают учёбе более 30 часов в неделю (посещают лекции и занимаются индивидуально). Однако во всех странах существует меньшая часть студентов, которых де-факто можно считать обучающимися неполный день, поскольку они отводят на учёбу менее 21 часа в неделю.

Студенты, фактически обучающиеся неполный день, в Эстонии, Словакии и Финляндии, то есть, в странах, где таких студентов больше всего, составляют более 30% от общего числа студентов.

Успешное получение высшего образования - это не только вопрос академической успеваемости. Несмотря на создание в системах образования механизмов, поощряющих равенство, образование родителей всё ещё влияет на успешное получение высшего образования их ребёнком. У людей, чьи родители имеют высокий уровень образования, шансы поступить в ВУЗ и окончить его выше, чем у остальных.

Библиографическая ссылка

Мошляк Г.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 94-95;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=1056 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674