Рецензенты: Ахмадуллина Х.М., директор Института психологии и социально-культурной работы (Академия ВЭГУ), д. м. н., профессор, Заслуженный деятель науки (Уфа); Ким С.В., ведущий научный сотрудник экспертно-аналитического отдела Центра стратегических разработок ГБОУ МО «АСОУ», д. п. н., доцент (Москва).
Речь – как проблема педагогической культуры и здоровья человека – в педагогической реальности не нова, однако, рекомендаций на тему «Здоровьесозидающие технологии развития речевой культуры педагога с позиции лингвоэкологии» не существует. Предложенное пособие отвечает на вопрос: почему необходимо развивать речевую культуру учителя, имеющего высшее или специальное среднее образование? Почему такая сверх актуальная проблема – взаимосвязь здоровья и культуры речи – практически не инициируется системой подготовки кадров.
Решению этой задачи и посвящено данное научно-методическое пособие, которое входит в комплекс монографического исследования Л.Г. Татарниковой «Метаметодология развития научной идеи. Библиографическая систематика ключевых научных трудов» (является его III частью). В него включены избранные лекции по выделенной проблеме.
Пособие структурировано на основе материалов проекта «Лингвоэкологическая культура – как одно из направлений современной ноосферной модели воспитания на основе принципов педагогической валеологии». В них особая роль отводится российскому контенту.
Социальный адрес: педагоги всех уровней, учащиеся, родители. По жанру данное пособие – беседа с учителем, а через него – с обществом.
Актуальность данной работы определяется идеей – культура речевого общения как отточенное искусство индивидуальных контактов педагога.
Направленность современного образования и качество воспитания по большей части далеки от высоких требований эры духовности. Пути к решению этой проблемы отражены во Введении и Части I: Проблема культуры речи учителя – национальная проблема обеспечения безопасности и здоровья нации. Выделены доминанты: Здоровьесозидающие технологии развития речевой культуры педагога; лингвоэкологическая среда образовательной системы школы; язык как фактор манипуляции над сознанием и знанием человека; предмет лингвистической экологии; «язык – стволовая клетка фундамента нации» (А.И. Субетто).
Культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте – как часть здоровой, безопасной окружающей речевой среды, что позволяет заострить внимание на взаимосвязи речевой культуры учителя и здоровья учащихся. Определены валеологические ресурсы искусства речи – совокупность средств, скрытых возможностей, сил, направленных на профилактику заболеваний и на развитие потенциала здоровья, ибо «слово тоже технология, оно может быть разрушающим и созидающим – лингвоэкологичным. Это не просто процесс говорения, это – процесс валеологического развития ребенка». Данные позиции раскрываются в Части II: Введение в технологию освоения лингвоэкологического направления в культуру речи учителя – лингвоэкологическая культура педагога в развитии субъект-субъектных взаимоотношений; «дерево универсальных компетенций»; методологические основы создания рекомендаций по развитию культуры речи педагогов; лингвоэкологические риски педагогической реальности; лингвоэкологические риски, или кто говорит в процессе преподавания?
Предложены дидактические технологии для введения в практику педагогической лингвоэкологии, обучающихся и родителей в приобретении навыков лингвоэкологической коммуникативной компетентности. Одновременно – эти здоровьесозидающие технологии, позволяющие учителю соотнести уровень своей речевой культуры с теми параметрами, которые созданы при совместной работе с помощью Smart Board – технологии.
Способность понимать язык культуры чрезвычайно важна: она позволяет ретранслировать опыт из поколения в поколение, инициировать процессы творения новых «культурных текстов» (в широком понимании). Внутренняя диалогичность культуры означает, что «культура» говорит на разных языках, а интегрирующим механизмом выступает сознание учителя, позволяющее сопрягать разрозненные знания в целостную картину мира.
Возникают вопросы, затрагивающие лингвоэкологические риски двух уровней:
1. Почему, при неоспоримости наличия и трансляции национального культурного богатства – русского языка, – результаты далеки от научных посылок?
2. Что приводит к культурному разрыву между поколениями, увеличивая диссонанс во взаимодействии?
Вероятно, лингвоэкологические риски отражаются уже на уровне готовности самого учителя к восприятию инноваций, в том числе и «иннояза»? Ведь непосредственное общение с культурой, понимание ее языка, позволяет ученику самостоятельно проводить теоретический анализ и рефлексию, если он готов к этому процессу. Учителю необходимо приучить / научить ученика осуществлять этот анализ и рефлектировать полученные данные. Именно в этом, на наш взгляд, и заключается здоровьесозидающая лингвоэкологическая функция педагога.
Часть III – Анализ опыта реализации концептуальных подходов повышения качества жизни субъектов образовательного процесса средствами педагогической лингвоэкологи (ПЛЭ) [Л.Г. Татарникова, Е.А. Сущенко]. ПЛЭ – представляет модель индивидуального сопровождения педагога. Предложенная Ѕmart-технология (t-Smart Board) дает возможность наблюдать усложнение знаний для каждого обучающегося, поскольку оно фиксируется и сохраняется в компьютерной базе как постоянно пополняющийся документ. В рамках данного исследования это лингвоэкологическая направленность отношений в системе: человек – человек; учитель – учитель; ученик – ученик (Учитель, обучая себя…).
Часть IV – Повышение качественных характеристик культуры речи учителя средствами технологий голосоведения – посвящена строению речевого аппарата, рекомендациям по технологическому сопровождению учителя, что «в эпоху всеобщей «информатизации» является фактором удержания целостности развития мозговых структур, сохранения равноценности отношений левого и правого полушарий в процессе обучения. Доля невербальных компонент мышления – звучания, интонаций живого голоса, реальных чувств и сопереживаний не может сокращаться в жизнедеятельности наших современников, и особенно в процессе развития и воспитания. Решению этой проблемы способствуют уроки голосоведения, проводимые как для учителей, так и для учащихся.
Особую практическую значимость в развивающем обучении имеет модуль голосоведения. Он разработан для учащихся, но в данном контексте рекомендуется к использованию учителем, поскольку практика проведения мастер-классов показала, что учителя активно включаются в эту работу и в ее процессе испытывают изменения, как своего голоса, так и физического состояния.
Часть V: Технологии воспитания речевого голоса – рассматривают влияние осанки на процесс дыхания. Процесс речевого голосообразования представляет собой сложный мышечный акт и непосредственное вмешательство преподавателя в рефлекторно сложившуюся голосовую форму. Без точного понимания процесса голосообразования разрушается комплекс рефлекторных движений, свойственных голосовому аппарату.
Предложена тренировочная программа «самомассажа» органов дыхания, артикуляции, «резонирования». Особенность пособия состоит в том, что вместо жестких указаний и инструкций корректно вводятся педагогические максимы и памятки для учителя.
В заключении автор приглашает своих читателей к процессу интегративного взаимодействия. Здоровьесозидающая задача заключается в развитии индивидуальной способности учителя решать предложенную проблему в конкретной логике организованного знания. Материалы каждой последующей части логично вытекают из содержания предыдущей. Наглядный материал в виде схем и рисунков дополняет текст работы.
В пособии имеются три приложения; научный тезаурус, цикл лекций, литература по проблеме.
Библиографическая ссылка
Татарникова Л.Г. ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 115-117;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10594 (дата обращения: 11.10.2024).