Рецензенты: Светличная Г.Н., д.мед.н., профессор (г. Красноярск); Руденко С.Г., д.п.н., доцент, директор научно-практической лаборатории МИНПИ «Школа гуманной педагогики (г. Санкт-Петербург); Тюмасева З.И., д.п.н., профессор, директор Института здоровья и экологии человека ЧГПУ, Заслуженный работник высшей школы (г. Челябинск).
Научно-методическое пособие «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии» профессора Татарниковой рассмотрено и рекомендовано к печати: Ученым Советом международного института независимых педагогических исследований (МИНПИ). Протокол № 31-А от 17.08.2009; Санкт-Петербургским Центром Всемирной научной ассоциации. Протокол № 1 от 30.12.2009; Президиумом НОАН. Протокол № 1 от 19.01.2010.
Сегодня стало модным говорить о здоровьесберегающем образовании, педагогической среде, технологиях, однако, глобальные задачи общества, связанные с сохранением здоровья ребенка, социальная его адаптация не решены и сегодня…
В структуре конкретных целей, в содержании воспитания на первый план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия: общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, его творческого потенциала.
Ориентиром здесь могут служить универсальные компетенции, обеспечивающие деятельность учителя. Однако проблема в том, что общество не имеет права оставлять один на один ребенка со школой? Вопрос: почему, что видят и понимают ученые, как ссумировать все задачи на пути решения проблемы – «безвредный учебный процесс»?
Оформление педагогики здоровья как нового научного полипредметного направления связано с неформальным взглядом на качество жизни всех субъектов образовательного процесса, компетентностным подходом к организации жизнеформирующей образовательной среды. Практически речь идет о концептуальной Программе, направленной на решение проблемы «здоровье здоровых» в условиях образования. Данная Программа (педагогика здоровья) есть первая попытка (на период начала века – 1993–1995 гг.) рассмотреть теоретические, методические и практические вопросы, относящиеся к педагогике здоровья, компетенциям, определяющим критерии этого «феномена».
Требования к профессии – одна из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Вместе с тем, как показывают отечественные и зарубежные исследователи, среди всех форм жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное и далеко неоднозначное влияние, зачастую вредоносное. Педагогику здоровья интересует, прежде всего, поиск ответов на вопросы, которые связаны с безопасностью педагогического процесса, того, что так или иначе связано с профессиональной деятельностью и ее организацией / управлением.
Негативно на состоянии здоровья субъекта труда может повлиять неудачно протекающий процесс профессиональной адаптации; отсутствие удовлетворительной перспективы собственного профессионального роста, недостаточная компетентность, в результате чего возникает хронически переживаемое состояние (нервно-психическое напряжение) под воздействием тех или иных профессиональных стрессов.
Научно методическое пособие открывает Введение в педагогику здоровья, его основные позиции автор определяет мнением современников: «…не надо побуждать человека к признанию ошибки – надо побуждать к ее исправлению, реагирую так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае» (Д.С. Лихачев). Резюме: общенаучная проблема здоровьесозидания решается на основе общенаучных методологий (теория систем, синергетика и экология, изначально относящихся к метанауке), позволяющих исключить педагогические риски в мире образования, пройти путь от метаметодики к метатеории образования. В основе – конечный результат – образованное общество, в котором образование станет основой человеческой жизни (В.И. Вернадский).
Пособие состоит из восьми глав, научного классификатора и анализа научного тезауруса педагогики здоровья (вместо заключения), списка литературы и восьми приложений.
Глава I – Методология введения учителя в педагогику здоровья позиционирует собственно программу «Педагогика здоровья», ее содержание и последовательность изложения учебного материала. А также методические рекомендации по реализации учебного курса «Педагогика здоровья».
Глава II – Методические основания создания устойчивой валеолого-педагогической системы в образовательной среде – в ней образовательная среда (ОС) рассматривается как технологии организации педагогического процесса; структура и функции ОС; системные основы и принципы ОС. В качестве модели представлен учебный модуль – Технология организации здоровьеразвивающей среды (ЗОС).
В Главе III рассматривается: Специфика образовательных технологий – методологическая суть их и содержание; исследуются признаки образовательных технологий, их здоровьеразвивающий потенциал.
В Главе IV – Классификация здоровьесбергающих технологий (ЗОТ) – исследуются принципы и отличительные особенности ЗОТ; обосновывается их классификатор применительно к школе (здоровьесберегающие технологии (t), здорвьеразвивающие (t), здоровьесозидающие (t), индивидуальные оздоровительные (t), валеологические технологии и методы; валеологические (t).
В Главе V – Валеологическое сопровождение (ВС) в системе здоровьеразвивающих технологий – ВС индивидуального образовательного маршрута как здоровьесозидающая технология; ВС – технология здоровьеразвивающего образования; система валеологического сопровождения (СВС), ее гуманитарная экспертиза (критерии отбора технологий; плюсы и минусы гуманитарной экспертизы, целесообразность валеологической экспертизы; исследуются методы и технологии ВСПС, в том числе технологии психосаматической саморегуляции.
Глава VI – Критерии отбора здоровьеразвивающих технологий – рассматриваются требования к организации здоровьеразвивающего урока, методы его организации (в частности имаготерапия), организация модульного обучения, реализующего принцип понятийной доминанты (по А.А. Ухтомскому).
Глава VII – Индивидуальные различия обучающихся – полностью отражает специфику работы педагога, учитывающего индивидуальные особенности учащихся в структурировании здоровьеразвивающей среды.
Глава VIII – Аудит как технология экспертизы качества ЗОС – собственно специфика аудита; методика диагностики адаптивности (ДИА); МРИТО – как валеологическая технология НИТ обучения – экспертиза ОС и ЗОТ. В качестве примеров рассматриваются алгоритмы целеполагания и построения жизненной перспективы в структуре здоровьеразвивающего процесса.
Особое место в содержании научно-методического пособия занимают Приложения. Выделим некоторые: «Система развития образовательных потребностей учителя культурологической школы, развивающей потенциал здоровья» (3); «Комплекс здоровье» (4); «Дифференцированый подход к обучению, методология творческой деятельности» (6) и т.д.
В данном пособии впервые представлены классификационные характеристики здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих здоровьеразвивающую деятельность педагогов всех уровней. Обоснована методология введения технологий в образовательное и научно-педагогическое пространство, комплексное полипредметная методология педагогического исследования здоровьесберегающей педагогической среды; выявлены ресурсы современного образования; исследована новая методология комплексного решения образовательных задач; методика оценивания педагогических рисков и результатов (валеологический аудит). Пособие адресовано аспирантам, педагогам-исследователям, а так же специалистам служб здоровья, социальных и гуманитарных служб образовательных учреждений всех уровней.
Библиографическая ссылка
Татарникова Л.Г. ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 117-118;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10595 (дата обращения: 11.10.2024).