Издание третье, дополненное и переработанное.
Рецензенты: Прохорова М.В., профессор, д.п.н., зав. кафедрой педагогики ГАФК им. П.Ф. Лесгафта; Швец Л.П., директор авторской школы № 341, заслуженный учитель РФ.
Печатается по решению РИС Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
I. Анализ неудач школьных реформ не окончен и по сей день. Исследователи, в том числе западные, отмечают отсутствие целостной теоретической концепции, невнимание к воспитательной стороне обучения. Не решаются и глобальные задачи общества – сохранение здоровья ребенка в процессе воспитания; на передний план выдвигается задача – приведение в соответствие двух сторон взаимодействия: общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала. В школе могут быть даны лишь основные направления развития личности в общем виде, не препятствующие индивидуальной вариативности духовной сущности ребенка. Задача школы состоит и в том, чтобы создать равные стартовые условия каждому для обеспечения развития личностно-смысловой сферы его индивидуального и эмоционального здоровья.
Приоритет в развитии ребенка, несомненно, принадлежит семье, но семья сегодня не решает этих проблем и передает их школе… Возрождение института семьи, имеющей уникальные условия для выявления интеллектуальных задатков и способностей ребенка, реализации интеллектуальных и физических его возможностей решается школой.
Школа формирует новую модель взаимодействия семьи с обществом в системе: личность – семья – общество. Первичными в этой системе становится ребенок, семья, вторичными – общественные институты. Главные усилия направлены на то, чтобы деятельность всех социальных институтов способствовала возрождению духовного и нравственного потенциала семьи, становлению благоприятных межличностных контактов в ней. Таким образом, школа предусматривает взаимоувязанные направления взаимодействия всех субъектов социализации детей: организацию социального опыта и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как индивидуальности, его самоактуализацию в семье и ближайшем окружении, самовоспитание в направлении, отвечающем нравственным и духовным запросам общества; активизацию всех имеющихся у общества средств – интеллектуальных, эмоциональных, моральных, культурно-творческих, физических и т.д.; создание воспитывающей среды в семье, родительской и будущей, молодежной.
Модель личности россиянина XXI столетия уже сегодня формируется в направлениях: от развития чувства сопричастности через единство знаний и адекватной оценки их, к эстетическому удовлетворению, получаемому в результате деятельности в обществе. Это школа здоровья и радости, творчества и вдохновения, как для ребенка, так и для учителя.
Инновационный подход требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов и методов обучения, обеспечивающих здоровый образ жизни и индивидуальное развитие ребенка. Безусловно, данная система должна учитывать специфику конкретного региона, сельской общины, фермерского хозяйства,… но самое главное – школа должна учитывать психофизиологические и половозрастные особенности обучающихся детей. Это валеологическая школа, она прошла апробацию во многих регионах России и успешно развивается сегодня.
Эволюционное движение концепции Российской школы здоровья начиналось с представления модели на первой Российской Ассамблее «Здоровье России» (Нижний Новгород, 1991 г.), далее проект ее был представлен в Государственной научно-технической программе «Развитие образования в России» (1991–1995 гг.). Направление – российская школа. МО России, Институт национальных проблем образования (Москва, 1994 г.).
II. Структура научно-методического пособия раскрывается через Введение, позволяющее осмыслить научный потенциал проекта, через понимание культуры: «есть три формулы культуры: мирская культура, или простое накопление, религиозная культура, смысл которой заключается в исполнении определенных установлений, и культура избранных – саморазвитие». Опираясь на выше обозначенную идею и исследования ученых, автор вводит новое направление – валеологически обоснованную педагогическую систему, т.е. новую валеолгическую модель образования. Методология базируется на совокупности параметров, характеризующих основных тенденции развития связей, внутренних структурно-функциональных взаимосвязей, которые интегрируют обучение воспитание и развитие при сохранении здоровья. Прототипы данной модели на начало 90-х годов отсутствовали. Частичное сопоставление возможно с Вальдорфской школой, системой С. Френе, технологиями М. Монтессори. Среди российских аналогов – Царскосельский лицей пушкинской поры.
III. Пособие состоит из двух частей, каждая из которых имеет собственные приложения.
В Часть I – обоснованна психолго-педагогическая и социальная характеристика «Российской школы здоровья и индивидуального развития детей»; концептуальные подходы к построению экспериментальной модели; положение о валеологической школе – российской модели образования; содержание образования и системы оценки знаний; кадры школы; система управления; организация воспитательного процесса и два приложения (валеологическое сопровождение педагогической системы (ВСПС) и валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка (ВСИОМ)).
Часть II представляет научное программно-методическое обеспечение педагогической системы: концепцию непрерывного валеологического образования; структуру функциональных модулей (социально-педагогический; научно-теоретический; функциональный; потребностно-личностный; дидактический и экзистенциально-философский). Программы и учебно-методические планы школьного курса «Здоровье» – 1–11 классы, дифференцированные для разных возрастных категорий.
Особое место занимает программа и учебно-тематический план для 11 класса «Валеология материнства и отцовства». С целью повышения компетентности и квалификации «учителей здоровья» разработана Программа и учебно-тематический План введения в курс «Педагогическая валеология» и уникальная Программа непрерывного валеологического образования женщин, состоящая из 22 модулей, предусматривающих, в том числе научно-практические конференции по теме: «Женщина и изменяющийся мир: от мифа к реальности». Особое внимание уделяется работе социальных педагогов. Для них разработан спецкурс «Социальному педагогу о здоровье».
Семинар проводился в течение 20-ти лет, апробирован во многих регионах России, преподавался в Университете Педагогического Мастерства (СПбАППО); в Университете Культуры и Искусств, на курсах повышения квалификации работников профтехобразования СССР.
Следует отдельно прокомментировать специфику особенностей развития разных ступеней обучения: 5.1 – I ступень 3–4 года обучения – предусматривается возможность экстерната и сокращение сроков обучения. Курс «Чтение и искусство языковой культуры» занимает одну треть времени; Основы математики – 1 четверть; Мир детства – ежедневно (2 ч); ребенок и его здоровье – 2 ч в неделю; прикладные искусства и владение ими – ежегодно 1 час в неделю; физическое саморазвитие (индивидуально); каллиграфия – 72 ч; иностранный язык + компьютер – 4 ч в неделю и т.д. Гибкие учебные планы предусматриваются (на основе диагностики) по выбору учащегося и родителей на весь период обучения, с учетом самоанализа. В пособии представлены варианты структуры валеологической службы; индивидуальные учебные планы старшей школы; индивидуальные учебные планы начальной школы; «паспорт здоровья» учащегося; форма скриниг-обследование состояния здоровья учащихся (учителя) и т.д. А так же литература и справочная литература.
Пособие адресовано административным работникам системы образования, социальным педагогам и другим работникам сферы образования.
Библиографическая ссылка
Татарникова Л.Г. РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 118-120;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10596 (дата обращения: 11.10.2024).