Гриф УМО вузов РФ по университетскому политехническому образованию.
Рассматриваемое учебное пособие закрывает давно существующий пробел в учебных материалах по человеко-компьютерному взаимодействию. Значительный рост числа пользователей компьютерами в последние годы выявил множества проблем, связанных с недостаточным учетом «человеческого фактора» при разработке интерфейсов и, в целом, всей системы взаимодействия «человек-компьютер». Особенно актуально это направление для пользователей-любителей, а именно эта категория пользователей и составляет большинство, формирующее, помимо прочего, рыночную судьбу программных продуктов. Этим и объясняется, что в так наз. развитых странах на факультетах компьютерных наук в обязательном порядке присутствует весьма объёмный (обычно, годовой или 1,5-годовой) курс по человеко-компьютерному взаимодействию.
В учебном пособии представлен весь спектр вопросов человеко-компьютерного взаимодействия. Учебное пособие является дополненным и переработанным изданием вышедшего в 2007 г. в изд. Логос учебного пособия этого автора под таким же названием. Многие разделы переработаны, улучшена структура, большинство разделов дополнены новым материалом. Автор собрал и обобщил большое количество публикаций, материалов конференций, периодики, сведений, размещенных на соответствующих сайтах и форумах, касающихся человеко-компьютерного взаимодействия, использованы также учебные программы ряда зарубежных университетов.
Рассмотрены требования к компоновке компьютеризированных рабочих мест и планировке офисных помещений, а также к мониторам и средствам ввода информации. Много внимания уделено подходам и методам описания характеристик потенциальных пользователей, правилам и процедурам построения их профилей и последующей сегментации. Изучение этой темы для студентов компьютерных специальностей будет особенно полезно, ибо учит с самого начала разработки любого программного продукта подробно представлять себе будущего пользователя, тщательно его описывать и постоянно держать его образ в голове.
Основное место отведено подходам, методам и инструментарию разработки, оценки, тестирования и прототипирования пользовательских интерфейсов. Подробно описываются показатели, методы и процедуры оценивания интерфейсов на каждой стадии разработки программного продукта или сайта.
Центральный аспект оценки интерфейса – периодическое юзабилити-тестирование изложено достаточно полно. Важно, что показано место этого тестирования в общей процедуре оценки интерфейса, избежав частой ошибки его преувеличения, но в то же время и продемонстрировать действительное значение тестирования такого рода. Особое внимание уделено вариантам и инструментарию создания навигационных структур, что наиболее актуально для web-сайтов. Во всех разделах содержится не только повествовательный материал, но также инструменты и практические приёмы создания описываемых объектов интерфейса.
Построению прототипов интерфейса посвящен большой раздел, и это не случайно. Освещены средства итерационного прототипирования, рассмотрены виды прототипов, программные пакеты для их создания. В целом, процедуры такого рода носят универсальный характер (макетирование технических систем на стадиях разработки известно давно, но обычно это довольно дорогостоящая процедура), особенность же программных систем и существующие программные пакеты построения прототипов вносят много специфики и делают прототипирование захватывающим творческим процессом, образующим вместе с юзабилити-тестированием стержень разработки пользовательского интерфейса.
Особое внимание уделено возможностям и правилам использования мультимедиа в метафорических конструкциях. Следует отметить, что столь обширного освещения возможностей и правил работы с мультимедиа-приложениями в учебной литературе не было.
Отдельная тема посвящена базовым принципам дизайна интерфейса и типовым элементам интерфейса. Изложение базовых принципов дизайна интерфейса сопровождается примерами, описаниями и, что наиболее важно, средствами реализации и наличными ресурсами в Интернете. Типовые элементы интерфейса рассмотрены в широком диапазоне, с указанием на типичные ошибки и пути правильного построения таких элементов.
Излагается понятие виртуальной и дополненной реальности, их отличительные признаки, перспективы для пользовательского интерфейса. Очень важно, что здесь же рассмотрен и трехмерный (пространственный) интерфейс, тесно связанный с виртуальной реальностью. Автор показал не только возможности трёхмерного интерфейса для человеко-компьютерного взаимодействия, но и реальные разработки в этом направлении, их возможности, особенности использования человеком. Представлена эволюция взглядов и инструментария человеко-компьютерного взаимодействия.
В соответствии с правилами учебных пособий приведена примерная учебная программа дисциплины, которая может служить подспорьем при составлении программы для каждого конкретного вуза.
В конце приведены два приложения, одно из которых содержит часто встречающиеся при разработке интерфейса понятия и термины (в том числе, и на английском языке), другое – нормативную базу, т.е. перечень стандартов РФ и ISO в области человеко-компьютерного взаимодействия.
Библиографическая ссылка
Магазанник В.Д. ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 134-135;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10608 (дата обращения: 15.10.2024).