Актуальность темы обусловлена серьезной проблемой распространения наркоагрессии, вызывающей большую тревогу для всего мирового сообщества, что привело к постоянному росту числа стран-производителей и стран-потребителей наркотиков. Человечество столкнулось с пандемией, стремительно поражающей страны и континенты земного шара. Высокая рентабельность наркобизнеса обусловила его практически полную монополизацию организованными преступными сообществами, создающими по существу «индустрию» изготовления и распространения наркотиков. При операциях с наркотиками прибыль составляет до 2000 %.
Законодательные и правоохранительные органы не смогли быстро отреагировать и своевременно перестроить свою работу, поэтому меры борьбы с наркопреступностью остаются малоэффективными. Наиболее слабым звеном в деятельности правоохранительных органов является низкая активность разведывательной и контрразведывательной деятельности по выявлению и привлечению к ответственности коррумпированных связей организаторов наркобизнеса, а также отсутствие надежных и хорошо законспирированных источников оперативной информации среди ближайшего окружения лидеров наркообъединений. Отмечается недостаточная организация работы правоохранительных органов по преодолению противодействия предварительному расследованию со стороны преступных структур. Не на должном уровне остается взаимодействие оперативных и следственных аппаратов в выявлении и расследовании наркопреступлений, не удалось принципиально решить проблему подрыва экономической базы наркобизнеса.
Представляется, что одной из причин этого является отсутствие развитой криминалистической концепции противодействия транснациональной наркопреступности и недостаточная организация эффективного международного сотрудничества правоприменительных органов всех государств. Не менее важной представляется и сложн ейшая проблема научного прогнозирования состояния и динамики наркопреступности с учетом имеющегося многолетнего международного опыта активного противодействия наркобизнесу.
Наряду с общей задачей совершенствования форм и методов работы правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью в современных условиях важным представляется и существенное улучшение их деятельности в противодействию наркобизнесу.
Актуальность исследуемой проблемы подтверждаются возникшей научной и практической значимостью разработки оптимальных путей решения сложнейшей проблемы преодоления противодействию расследованию наркоагрессии.
В работе рассмотрены особенности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию наркопреступлений, представляющих существенную угрозу национальной безопасности. Исследованы понятие, сущность и характерные черты незаконного оборота наркотиков, основные этапы противодействия незаконному обороту наркотиков, криминалистическая характеристика незаконного оборота наркотиков. Проанализированы типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования незаконного оборота наркотиков, использование возможностей оперативно-розыскных аппаратов и взаимодействие следователя и оперативных работников в раскрытии и расследовании незаконного оборота наркотиков, особенности производства отдельных следственных действий по делам о незаконном обороте наркотиков.
Проведенное исследование позволило сформулировать теоретические выводы и предложения, направленные на противодействие наркопреступности.
1. Наркопреступления характеризуются рядом особенностей, имеющих криминалистическое значение и выделяющих их из числа других преступлений. Несмотря на их незначительную долю в общем числе преступлений, он представляет глобальную угрозу национальной безопасности. Эти особенности заключаются, прежде всего, в высокой латентности данных преступлений, корыстной и организованной деятельности, имеющей международный характер, в специфике предметов преступного посягательства, способов совершения преступления, и противодействия расследованию, типологических особенностей личности преступников, других элементов криминалистической характеристики, взаимосвязанных между собой. Наркопреступления необходимо отнести к преступлениям против мира и безопасности человечества (наряду с производством и распространением оружия массового поражения и геноцидом) и включить их в раздел XII УК России. Наркопреступления стоят на одном из первых мест по степени общественной опасности для человечества, что создает острую необходимость в оптимизации оперативно-розыскной, следственной и профилактической деятельности.
2. Наркобизнес – супер преступление – организованная, строго законспирированная преступная деятельность межрегионального и международного масштаба, направленная на получение высоких доходов путем совершения различных преступлений. Наркообъединение – преступная структура со строжайшим разделением функций.
3. Криминалистическая характеристика – важная научная категория, имеет огромное практическое значение, поскольку аккумулирует разнообразную информацию о преступлениях определенной группы и тем самым способствует успешному преодолению противодействия выявлению, раскрытию и расследованию наркопреступлений. Криминалистическую характеристику следует определить как информационную базу данных, содержащих основные признаки преступлений, способы, механизм образования следов, мотивов и свойства субъектов преступления. Сруктурные элементы криминалистической характеристики должны быть устойчиво взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Взаимосвязи основных элементов криминалистической характеристики имеют закономерный характер, знание которых необходимо использовать в противодействии наркопреступности.
4. Хотя масштабы и темпы распространения наркопреступности в стране ставят под угрозу социальную стабильность российского общества в уже ближайшем будущем, сегодня борьба с наркобизнесом еще может контролироваться государством.
5. В противодействии наркопреступности важную роль приобретает применение основных оперативно-розыскных форм и методов, закрепленных в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
6. Борьба с наркопреступностью, являющаяся международной проблемой, невозможна без организации в рамках Интерпола, Европола, международного сотрудничества с правоохранительными и иными органами других зарубежных государств.
7. Необходимо разработать концепцию мониторинга наркоситуации в России на федеральном и региональном уровнях, позволяющую создать надежную сравнительную картину тенденций в распространении наркопреступности; воссоздать демографическую структуру и определить произошедшие изменения в популяции наркоманов среди различных слоев населения.
8. Длящийся (за 5–10 лет), основной (1 раз в год), текущий (1 раз в квартал) мониторинг наркоситуации включает непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в соответствии с региональным конкурсом научных проектов «Северный Кавказ: традиции и современность» (проект № 16-13-23015 а(р)).
Библиографическая ссылка
Брылев В.И., Исупова И.В. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 144-145;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10617 (дата обращения: 21.11.2024).