Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИКИ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Гребенюк Т.Б. 1
1 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Подготовка магистрантов к производственной практике представляет собой актуальную проблему, требующую поиска таких способов, которые позволили бы повысить эффективность профессиональной деятельности магистрантов во время практики.

В условиях модернизации высшего профессионального образования педагогическая практика приобрела статус одной из важнейших учебных дисциплин. Это обязывает, как во всех других учебных дисциплинах, определить комплекс компетенций, которые студенты должны усвоить в ходе практики. В опыте вузов сложился опыт, достаточный для постановки перед студентами целей, задач и заданий, соответствующих требованиям к готовности будущего педагога. Вместе с тем, для магистрантов, во-первых, далеко не все профессиональные компетенции выделены в качестве целевых ориентиров (пока отсутствует достаточно полный и детальный их перечень) для каждого вида практики, во-вторых, учебные дисциплины предыдущего для практики семестра вносят свой неравномерный вклад в организацию практики, что не дает четкой картины применения полученных знаний на практике. Возникает необходимость в том, чтобы установить достаточно четкое представление о возможностях учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций и выработать представление о способах подготовки студентов к усвоению этих компетенций во время практики.

Основная идея заключается в том, чтобы организовать самостоятельную работу магистрантов по выявлению дифференцированного комплекса компетенций по предметам, изучаемым в семестре, предшествующем практике. Исходя из заданных образовательным Госстандартом общепрофессиональных, общекультурных и других компетенций, магистранты детализируют их и представляют более подробный перечень компетенций по каждому предмету. Такая работа способствует более глубокому проникновению в содержание изучаемых дисциплин, лучшему пониманию сути компетенций, осмысленному взгляду на предстоящую практику, поскольку им предстоит отобрать компетенции, которые реально можно усваивать в процессе практики, и разработать задания, направленные на их усвоение.

Концептуальные положения. Наше концептуальное представление о подготовке к педагогической практике магистрантов включает следующее.

Первое положение. Подготовка к производственной практике – есть Учебно-профессиональная деятельность, направленная на формирование компетентности будущего магистра педагогики в условиях теоретического обучения. Содержание подготовки к практике характеризуется тремя основными задачами:

1) определить совокупность компетенций (знаний, умений, профессионально важных свойств и качеств) педагога, развитие которых возможно в условиях педагогической практики на отделении магистратуры в соответствии с возможностями учебных дисциплин, изучаемых до прохождения практики;

2) сформировать комплект заданий для студентов, ориентированных на овладение выделенными компетенциями;

3) отобрать комплекс соответствующих диагностических средств и методик, органически включающихся в педагогический процесс.

Решение первой задачи требует анализа, с одной стороны, профессиональной деятельности педагога (преподавателя вуза, школьного учителя, воспитателя детской образовательной организации) в современных условиях, с другой стороны – анализа содержания учебных дисциплин, изучаемых магистрантами в семестре, предшествующем практике. Основная цель такого анализа – выявление детализированного перечня компетенций, отражающих требования к знаниям, умениям, личностным качествам педагога. Затем необходимо провести ограничение компетенций (отобрать из всех такие, которые реально могут усваиваться в ходе производственной практики).

Решение второй задачи направлено на создание блоков заданий, способствующих усвоению выделенных компетенций (задания обязательные и задания вариативные).

Решение третьей задачи предполагает поиск и отбор таких диагностических средств и методик, которые позволяют обеспечить мониторинг учебных и личностных достижений, во-вторых, учитывают особенности объекта мониторинга (направление магистратуры), в-третьих, удовлетворяют требованиям репрезентативности и надежности.

Второе положение. Учебно-профессиональная деятельность, организованная с целью подготовки магистрантов к производственной практике, выполняет наряду с традиционными функциями обучения и воспитания и такие, как функция саморазвития, прогностическая функция, профессионально-методическая функция. При этом основная функция – саморазвитие студента благодаря самостоятельной работе по анализу содержания учебных дисциплин, выявлению предметных компетенций и др. становится приоритетной.

Третье положение. Подготовка магистрантов к производственной практике должна представлять собой целостный процесс, она должна иметь все присущие целостному процессу свойства и функции. Сущность целостности педагогического процесса – в подчиненности всех его частей, этапов, компонентов, функций – основной цели – обеспечению готовности магистранта к осуществлению педагогической деятельности в профессиональной среде.

На основе представленных концептуальных положений мы смоделировали процесс подготовки магистрантов к производственной практике в виде статической и динамической моделей.

Статическая модель – включает в качестве основных компонентов процесса подготовки студентов к практике следующие компоненты: аналитический, аксиологический, предметный, практический, оценочно-рефлексивный.

Аналитический компонент – анализ ситуации, сложившейся на данный момент в системе образования с целью выявления требований, предъявляемых к участникам педагогического процесса, в частности, к преподавателям вузов, школьным учителям, воспитателям детских образовательных организаций. Диагностика профессиональной компетентности студента на основе самооценки профессионально важных знаний, умений, качеств личности. Аксиологический компонент – Определение целей подготовки к практике. Анализ содержания учебных предметов, изучаемых до практики, и выявление конкретных предметных, профессионально значимых компетенций. Работа с набором компетенций, отбор из них тех, что лягут в основу заданий для практики. Предметный компонент – Разработка заданий для практики, критериев их оценки. Определение обязательных и вариативных заданий. Разработка мониторинга учебных достижений для периода практики. Практический компонент – Составление индивидуального образовательного маршрута на период производственной практики, включающего комплект выбранных заданий, плана их выполнения. Оценочно-рефлексивный компонент – Анализ результатов подготовительной работы, их самооценка. Определение готовности к производственной практике.

Динамическая модель – включает несколько условно выделенных этапов подготовки к практике: Начальный этап – изучение учебных дисциплин по учебному плану семестра, предшествующего практике. Подготовительный этап – анализ содержания учебных дисциплин и выявление их возможностей в определении содержания практики. Завершающий этап – студенты проводят самооценку профессионально важных компетенций и разрабатывают индивидуальную программу практики.


Библиографическая ссылка

Гребенюк Т.Б. КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИКИ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 146-147;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10618 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674