Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.
Д. Дьюи
В настоящее время с развитием науки и техники достояние сложных научных знаний все больше удаляется от общества. Поэтому в системе образования и науки имеются противоречия, заключающиеся в необходимости формирования целостного представления о научной картине мира и осуществления специализации в узких областях науки. Особенно заметно это проявляется при воспитании и обучении в школе. Сегодня требуется такая подготовка учащихся, чтобы их уровень образования представлял собой завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Обеспечить это может дополнительное образование, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании. При этом задачей природоохранного просвещения становится подготовка каждого члена общества к активному участию по защите окружающей среды. Эта весьма сложная задача должна решаться через преодоление устаревших традиций, устоявшихся взглядов, стереотипного поведения в среде обитания через науку, практику, систему школьного и вузовского образования. Такой уровень образования может быть достигнут только при системе взаимодействия центров дополнительного образования детей, где уже целенаправленно формируется мировоззрение, с высшими учебными заведениями. Поэтому на современном этапе образовательная политика государства выдвигает задачу партнерства, одной из форм которого является сетевое взаимодействие в системе образования. Особенно актуально такое взаимодействие при изучении глобальных экологических проблем, с которыми сталкивается общество сегодня, и которые свидетельствуют о нарушении системы природных процессов в биосфере. По мнению Г.В. Добровольского, Б.Ф. Апарина и других [2], теперь немыслимо стремиться к устойчивому развитию общества без специфических знаний о «геодерме», которые также связаны с решением проблемы продовольственной безопасности.
Уральский регион находятся в наиболее промышленной части России с усиливающейся кризисной ситуацией в природе и одновременно растущими задачами интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства. Учитывая Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», социально-экономическое и экологическое состояние РФ, Уральского региона, организовано сетевое взаимодействие всестороннего партнерства ФГБОУ ВО «Уральский аграрный университет» с муниципальным учреждением дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи Копейского городского округа». Это взаимодействие позволяет получать доступное и качественное образование для всех выпускников школ, открытость образовательных учреждений, вариативность образования, использование современных ИКТ-технологий. Поэтому сетевое взаимодействие сегодня является мощным ресурсом инновационного образования. Идея данного сотрудничества основана на общей проблематике и интересах школьного и вузовского образования.
Цель: воспитание людей с новым экологическим мышлением, с набором специальных знаний в области экологии для решения мировоззренческих и общих экологических вопросов. Эта цель реализуется при осуществлении непосредственных контактов участников сетевого взаимодействия, использовании общих ресурсов сети для нужд каждого участника через следующие задачи:
– усиление социализации учащихся;
– углубление изучения предметов естественно-исторического профиля;
– обеспечение полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями, способностями и потребностями;
– преемственность между общим и профессиональным образованием;
Договор сетевого взаимодействия включает проектирование совместных образовательных программ, в которых учитывается актуальность, материальные и технические условия, наличие времени, соответствующих компетенций у сотрудников и преподавателей, выделение координатора. В основу программ закладываются компетенции и результаты взаимодействия.
Разработка и реализация образовательных программ включает три этапа (рисунок).
Для реализации задач сетевого взаимодействия в образовании разрабатываются программы по следующим формам:
1. Совместные экспедиционные исследования – наиболее интересные, познавательные виды научной деятельности.
2. Совместные научно-практические конференции – способствуют более полному формированию представлений учащихся о будущей профессиональной деятельности, активизируют творческую мысль, усиливают мотивацию к учению.
3. Факультативные занятия – форма организации учебных занятий, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
4. Экологические тропы – своеобразный «кабинет экологии», где приобретаются навыки экологической культуры поведения человека в окружающей среде, идёт непринуждённое усвоение информации и пробуждение любви к природе.
Система обеспечения качества выполнения программ определяется результатами (участие в экспедициях, выступление с докладами на конференциях разного уровня и др.). Огромная воспитательная, образовательная, научная работа проводятся на одном энтузиазме организаторов этого важного звена в современной системе образования.
Этапы образовательных программ
Наш опыт сетевого взаимодействия показывает высокую заинтересованность сторон, эффективность инновационного образования, но сложность реализации программ, поэтому требуется поддержка заинтересованных в иновационном образовании государства и организаций.
Библиографическая ссылка
Карпухин М.Ю., Сенькова Л.А., Ларионова О.А., Ларионов Д.Ю. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ДЕТСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 147-149;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10619 (дата обращения: 21.11.2024).