На современном этапе развития образования процесс обучения иностранных граждан на подготовительном факультете Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ) является начальным этапом непрерывного профессионального образования будущих медиков, на котором закладывается фундамент качества обучения на русском языке как иностранном. Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, на быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек, по словам Н.А. Бурлуцкой, «должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решать те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания» [1, 39]. С.А. Титаренко утверждает, что «медицинское образование – одно из выдающихся достижений человечества; врачи должны не только усвоить в процессе обучения огромный объем знаний, но также поддерживать его в течение всей своей деятельности, потому что их работа в прямом смысле имеет жизненную важность для людей» [2, 145]. При реализации ступенчатой структуры высшего медицинского образования следует исходить, как считают Л.Я. Хоронько и П.А. Бабенко, «из необходимости сохранения и поддержания высокого уровня фундаментальной, естественнонаучной и гуманитарной подготовки выпускников медицинских и фармацевтических факультетов вузов» [3, 121]. Под фундаментализацией медицинского образования И.И. Куценко и Т.Н. Литвинова понимают «приоритетность:
- общих теоретических дисциплин, ведущую роль теоретических системных знаний, обобщенных умений, универсальных методов и способов познания и научного исследования;
- междисциплинарной интеграции и универсальных методов познания, служащих инструментом добывания новых знаний, творческого целевого их применения в жизни и профессиональной деятельности» [4, 14].
Как известно, содержание образования иностранных учащихся на подготовительном факультете РостГМУ как начальной ступени медицинского обучения и воспитания определяется Отраслевым Стандартом довузовской подготовки [5] и нацелено на преобразование учебного процесса из процесса по усвоению системы знаний, умений и навыков в процесс развития культурной и творческой личности, на переход от информационной к развивающей парадигме образования.
Содержание обучения, отраженное в соответствующих учебных программах и учебниках, составляют знания, умения и навыки, овладение которыми предоставляет возможность пользоваться языком как средством общения, способствует формированию и развитию личности студента. В традиционном понимании содержание обучения есть ответ на вопрос: «Чему учить?». Конечным результатом усвоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции (лингвистической, речевой, социокультурной, предметной, профессиональной), обеспечивающей возможность коммуникации в устной и письменной формах в различных ситуациях общения.
Приоритетной задачей обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе РостГМУ является формирование компетенций, которые позволяют выпускникам подготовительного факультета успешно применять накопленный ими багаж знаний, умений, навыков в учебно-профессиональной сфере деятельности при дальнейшем обучении на русском языке как иностранном в медицинских вузах России [6, 630].
Как показывает опыт работы педагогического коллектива нашего факультета, одним из направлений повышения эффективности дополнительного образования иностранных граждан на предвузовском этапе обучения является применение новых педагогических технологий [7, 513].
Выбор метода обучения (комбинированный, активный, интегральный, интенсивный, коммуникативный и др.) зависит от многих факторов: от уровня подготовки учащихся, их интересов, продолжительности и цели обучения, квалификации преподавателя и т.д.; не существует единого универсального метода. Повышение роли практической направленности учебного процесса и его оптимизации доказывает целесообразность использования коммуникативного метода, опирающегося на принцип коммуникативности, – приобретение знаний, умений и навыков студентами во всех видах иноязычной речевой деятельности.
Статус русского языка как главной определяющей дисциплины оказывает влияние на всю организацию обучения иностранных учащихся на подготовительном факультете, выступает не только как объект обучения, но и как средство овладения общеобразовательными учебными дисциплинами. Формирование интереса к языку помогает увидеть сложность и многогранность мира, дает возможность научиться не только слушать, но и слышать друг друга.
В методике преподавания языка принято выделять следующие компоненты системы обучения, взаимосвязанные между собой и образующие целостное единство, – это цели и задачи, подходы к обучению, содержание, процесс обучения, принципы, методы, средства, организационные формы обучения. Внутри системы доминирующая роль принадлежит целям обучения.
Целью обучения русскому языку на предвузовском этапе считается формирование коммуникативной компетенции и ее составляющей – языковой, или лингвистической, компетенции, и новой языковой личности с уровнем владения языком, приближающимся к уровню носителя языка, что приводит к достижению такого уровня коммуникативной компетентности, при котором у студентов не возникает неразрешимых проблем в социально- культурной и в учебно-профессиональной сферах [8, 480].
Содержание обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе мыслится как содержание и структура учебной информации, подчиненной целям обучения, и комплекс упражнений и заданий, обеспечивающий формирование учебных речевых знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы в процессе обучения. По мнению известного ученого А.Н. Щукина [9] «содержание обучения может быть представлено в виде следующих составляющих, реализующих предметную и процессуальную стороны речевой деятельности:
- средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие);
- знание того, как такими средствами пользоваться в процессе общения;
- навыки и умения, формируемые в ходе обучения и обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения;
- сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано;
- культура, образующая материальную основу содержания обучения».
Обучение русскому языку и предметам естественнонаучного цикла на русском языке строится с использованием основных дидактических, лингвистических, психологических и собственно методических принципов, лежащих в основе учебного процесса и обеспечивающих его эффективность, таких принципов, как принцип сознательности обучения, активности, доступности и посильности, принцип системности и последовательности в обучении, концентризма, функциональности, принцип коммуникативности, поэтапности в формировании речевых навыков и умений, принцип учета индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, учета родного языка учащихся и языка-посредника; принцип профессиональной направленности обучения.
Профессиональная ориентация иностранных учащихся, начиная с первого этапа – предвузовского – в системе непрерывного медицинского образования, соотнесение учебного материала с коммуникативными потребностями будущих медиков помогают учащимся в сжатые сроки овладевать языком специальности, способствуют восприятию и пониманию научных текстов, в том числе, по общетеоретическим дисциплинам.
Так, в своей практической деятельности преподаватели кафедры физики и математики используют комплекс учебных пособий по физике, предназначенный для обучения будущих медиков. Курс физики содержит известный объем материала, раскрывающего его значимость для будущих специалистов-медиков, а также иллюстрирующего приложения различных явлений, понятий и законов. Указанный материал включает специфическую лексику из различных областей медицинской науки и практики, в том числе – медицинской техники. Эта нестандартная для курса физики терминологическая лексика органически входит в его структуру, обеспечивает плавность перехода от изложения фундаментальных вопросов к приложениям. Принцип профессиональной направленности осуществляется в содержании курса также путем использования профессионально ориентированного учебного материала. В качестве специально включенных в пособия вопросов можно указать следующие: «Применение низких температур в медицине», «Гальванизация и электрофорез лекарственных веществ», «Уравнение Бернулли», «Вязкость жидкости. Уравнение Ньютона», «Эффект Доплера», «Применение ультразвука в медицине», «Понятие об аускультации и фонокардиографии», «Глаз как оптическая система. Очки. Микроскоп», «Биологическое действие радиоактивных излучений» и др. Включение в курс физики элементов медико-биологических знаний в виде примеров, задач и специализированных учебных текстов, анализ которых требует привлечения и использования фундаментальных понятий и закономерностей, способствует пониманию значимости предмета, активизации познавательных интересов студентов, осмысленности и прочности усвоения знаний.
«Пособие по русскому языку для иностранных студентов (медико-биологический профиль)» [10, 448] используется на занятиях по научному стилю речи. Целью данного пособия является формирование достаточного уровня языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивающего потребности будущих студентов в практическом владении русским языком как средством общения в сфере учебно-профессиональной деятельности будущего медика. Функциональный подход к отбору и организации языкового материала пособия определяет тематику текстов, составленных на основе дисциплин медико-биологического профиля, например: «Кровеносная система. Система кровообращения», «Пищеварительная система», «О химической организации клетки. Органические вещества», «Неорганические соединения в составе клетки», «Белки (протеины)», «Углеводы», «Липиды», «Нуклеиновые кислоты», «Аденозинтрифосфорная (АТФ) кислота» и др. Таким образом, текстовой материал представляет собой основу для решения коммуникативных задач: запрос и получение информации по различным проблемам социально-бытового и профессионального характера, реализация которых осуществляется с использованием соответствующих лексико-грамматических и речевых средств. Работа с пособиями стимулирует познавательную деятельность студентов, влияет на развитие логического мышления и языковой культуры. Учебники учат студентов, без чего немыслим современный специалист высшей квалификации, тем более в такой практически бесконечной области знания как медицина.
Первоначальные знания, умения и навыки, заложенные в период обучения иностранных граждан на подготовительном факультете, становятся фундаментом для их дальнейшего расширения, углубления и совершенствования на продвинутом этапе обучения в медицинском ВУЗе. Обучение на подготовительном факультете является звеном в цепи непрерывного образования, в процессе роста образовательного (общего и профессионального) потенциала человека как личности на протяжении всей его жизни. Практическое применение методики непрерывного профессионального образования обеспечивает оптимальное развитие учащихся, формирование способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, что составляет основу творческого мышления [11, 20]. Восприятие учебного материала и осознание познавательных задач, осмысление изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений, запоминание учебного материала, применение закрепившихся знаний на практике, овладение лексическими и грамматическими средствами изучаемого русского языка, в том числе, в сфере учебно-профессиональной деятельности – все это способствует реализации концепции развивающего обучения, служат методологическими ориентирами для достижения важнейшей цели медицинского образования – обеспечение системы здравоохранения зарубежных стран квалифицированными медицинскими кадрами.
Библиографическая ссылка
Олешко Т.В., Саямова В.И. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН КАК СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С. 186-189;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10629 (дата обращения: 21.11.2024).