В российском обществе начала XIX в. стали обостряться противоречия между феодальными производственными отношениями и новыми по своему характеру производительными силами.
Вовлечение помещичьих хозяйств в рыночные связи и рост их товарности расшатывали феодальные формы эксплуатации крепостного крестьянства. Рост купеческой мануфактуры с применением на ней наемного труда оброчных крестьян, увеличение населения городов свидетельствуют наряду с другими факторами о непрестанном укреплении капиталистического уклада, зародившегося в недрах феодального общества.
Даже правительство должно было задуматься над вопросом о развитии русской промышленности и осознать необходимость принятия ряда мер, содействующих развитию буржуазных отношений. В правящих кругах, состоявших из представителей дворянства, приходят к убеждению о необходимости проведения некоторых реформ «сверху» с целью приспособления политических и правовых учреждений крепостнической империи к новым условиям.
Выразителем новых тенденций в российском обществе, считавшим необходимым провести отдельные реформы «сверху», выступил Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), сын сельского священника, сумевший довольно быстро сделать служебную карьеру и обратить на себя внимание императора.
В 1809 г. он составил и представил императору обширный проект государственных преобразований, озаглавив его «Введение к Уложению государственных законов». В то же время М.М. Сперанский выполнял ряд подготовительных работ по кодификации русского законодательства.
По своим взглядам М.М. Сперанский был новым мыслителем, приспосабливавшим идеи просветительной философии XVIII в. и буржуазной школы естественного права для теоретического обоснования либерализма с его программой умеренных реформ.
Он пытался применить к русской действительности принцип разделения властей в целях ослабления деспотизма.
Государство как общественный союз, по М.М. Сперанскому, есть надклассовая организация, созданная «для пользы и безопасности людей», подвластных закону. Высшая «державная» власть вручена монарху для твердого соблюдения закона [1, c. 173].
М.М. Сперанский стремился доказать, историческую необходимость проведения реформы правительственных учреждений.
Все политические превращения в Европе, по его мнению, представляют непрерывную борьбу системы республики с системой феодальной: «По мере того, как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая – в изнеможение».
Из рассмотрения основных фактов русской истории М.М. Сперанский делал вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции.
Задачу государственных преобразований в России он видит в том, чтобы установить в России «истинную монархию», основанную на твердых «коренных», или «непременных», законах [1, c. 174].
«Коренные», или «непременные», законы мыслитель отличал от тех «законов преходящих», к которым он относил постановления и распоряжения власти по вопросам войны и мира, установления налогов и сборов, введения уставов отдельных учреждений.
«Коренные» законы вырабатываются и принимаются с участием выборной Государственной думы.
Собранные вместе «коренные» законы, по мнению М.М. Сперанского, должны представить собой конституцию, принятие которой должно было положить хотя бы формально пределы ничем не ограниченной власти государя [1].
Правительство должно опираться в исполнении законов на «народное мнение». Чтобы последнее могло оказывать действительное воздействие, необходимо ввести гласность действий правительства. И свободу печати с исключениями в отдельных случаях, предусмотренными законом.
Критикуя русскую действительность, М.М. Сперанский указывал, что в России император соединяет в своих руках все власти – законодательную, исполнительную, судебную, и только «умственные границы» полагают предел этой власти. Государь, соединяющий в особе своей все роды сил, – «единый законодатель, судия и исполнитель своих законов».
Хотя формально, указывает М.М. Сперанский, в России имеются государственные учреждения, на первый взгляд, берущие часть забот по управлению на себя (Сенат, Комитет министров и министерства), но очевидно, что ни одно из этих мест собственной политической силы не имеет: все они зависят от единой воли самодержца. Ни одно из этих учреждений не является законодательным органом, и вследствие неограниченности власти монарха в России нет постоянства в законах, которые меняются «по личным случаям и удобствам».
Мыслитель проектировал организацию системы представительных органов. Низшим звеном этой системы должна была быть волостная дума, в состав которой включались владельцы недвижимой собственности (помещики и горожане), а также ограниченное количество представителей государственных крестьян [1, c. 176].
Волостная дума избирает членов волостного правления и депутатов окружной думы и представляет ей ходатайства об общественных нуждах волости. Окружные думы избирают депутатов в губернскую думу. Система выборных дум увенчана в проекте М.М. Сперанского Государственной думой, избираемой губернскими думами. Государственная дума собирается безо всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. М.М. Сперанский предусматривал в угоду царю право отсрочки созыва и досрочного роспуска Государственной думы, которой должно принадлежать лишь право внесения поправок в представления о новых законах. Она участвует в обсуждении законов, но утверждает их император.
Для избежания коллизий между представительными учреждениями и императором мыслитель считал необходимым создание Государственного совета с широкой компетенцией.
Государственный совет, состоящий из членов, назначенных императором, должен рассматривать законопроекты, положения, уставы, вопрос об объявлении чрезвычайных мер, отчеты всех министерств и ежегодный бюджет государства. М.М. Сперанский намечал разделение Государственного совета на департаменты: законов, военных дел, гражданских и духовных дел и публичной экономии.
Рассмотренные Государственным советом и одобренные императором законопроекты должны идти на обсуждение в Государственную думу, после чего утверждаться императором.
Высшей судебной инстанцией, по его проекту, должен был быть Сенат. Сенату подчиняются губернский, окружной и волостной суды. В состав сената входят «отличнейшие граждане», список которых намечается предварительно губернскими думами. Для рассмотрения особо важных дел, а именно преступлений, совершенных членами Государственного совета, Государственной думы, Сената, а также иными высшими должностными лицами, в составе Сената должен быть организован верховный уголовный суд, который составляется из членов Государственного совета, министров, одной трети сенаторов и известного числа депутатов Государственной думы.
Мыслитель считал необходимым установить ответственность министров перед Государственной думой: за нарушение принципов законности ответственность должны нести министры, скрепляющие своей подписью акты высшей государственной власти.
Он предлагает ввести обязательность представления министрами отчетов в Государственный совет и в Государственную думу и допустить некоторую свободу печати в целях критики действий министров и подведомственных им чиновникам.
Вся полнота власти остается, по проекту М.М. Сперанского, за монархом, держащим в своих руках все нити управления, а теория разделения властей использовалась им лишь, для того, чтобы придать русскому деспотическому самодержавию вид надклассовой власти, стоящей над законодательно-представительными, исполнительными и судебными учреждениями [1].
Библиографическая ссылка
Романенко В.Б. М.М. СПЕРАНСКИЙ О СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С. 240-241;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10658 (дата обращения: 14.11.2024).