Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЗАНЯТИЯ ПО ФИТНЕС-ПРОГРАММАМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Кусова А.Р. 1 Разуваева А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» МЗ РФ
В статье рассматриваются вопросы оздоровительно-тренировочного эффекта фитнес-программ. Изучены особенности влияния классической аэробики и фитнес йоги на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие гибкости и силовой выносливости студенток медицинского вуза. Авторами доказано, что систематические занятия по фитнес-программам на протяжении учебного года в вузе более эффективнее воздействуют на физические качества и функциональное состояние систем организма студенток, влияют на поддержание и коррекцию психологического состояния по сравнению с традиционными образовательными программами по физкультуре в вузе. В соответствии с полученными данными целесообразно использовать фитнес-программы в образовательном процессе по физической культуре как отдельно, так и в комплексе в зависимости от решаемых задач.
студенты
физическая подготовленность
функциональное состояние
физические упражнения
фитнес-программы
физкультурно-оздоровительная деятельность
1. Афонская А.О. Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики у студентов в процессе физического воспитания: дис… канд. пед. наук. – Тула. 2004. – 139 с.
2. Давыдов В.Ю. Новые фитнесс-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учеб. пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 284 с.
3. Журавская Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов не физкультурного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12 (58). – С. 49-52.
4. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2011. – 348 с.
5. Люйк Л.В. Методы конструирования программ по оздоровительным видам аэробики: учебно-методическое пособие / Л.В. Люйк, Р.Г. Айзятуллова, О.В. Солодянников; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2009. – 49 с.
6. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы формирования у студентов здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 2. – С. 44-46.
7. Сидова Н.В. Методика занятий оздоровительной аэробикой в процессе физического воспитания студенток вуза // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 4. – С. 64.
8. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 11 (68). – С. 182-190.
9. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос.ун-та экономики и финансов. – 228 с.

Здоровье студентов характеризуется степенью гармоничности физического развития, резервными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, высокой степенью резистентности к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, оптимальной работоспособностью и социальной активностью. Студенческая жизнь связана с неизбежными стрессами, повышенной умственной нагрузкой. Практически для всех студентов характерны симптомы психоэмоционального перенапряжения: раздражительность, быстрая утомляемость, нарушенный сон. Для успешной учебы им необходимы концентрация внимания, сосредоточенность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, особенно во время различных форм аттестации.

В современных условиях уровень физической активности студентов имеет тенденцию к постоянному снижению [3]. Организация занятий физической культурой в вузе по традиционной методике не всегда оказывает должного эффекта на оздоровление молодежи. В связи с этим, необходим поиск новых физкультурно-оздоровительных форм и методов, повышающих интерес и потребность студентов к занятиям физической культурой, спортом, ведению здорового образа жизни [6].

На сегодняшний день распространение фитнеса является отражением потребностей людей, ведущих активный образ жизни, стремящихся к сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня развития своих физических и психологических качеств [8, 9]. Фитнес–программы приобретают все большую популярность среди студенческой молодежи.

Цель работы

Изучение влияния оздоровительно – тренировочного эффекта фитнес-программ на функциональное состояние организма, уровень физической подготовленности студенток медицинского вуза.

Материалы и методы исследования

По специально разработанной комплексной социально-гигиенической программе обследовано 160 студенток медицинского вуза в возрасте 18-21 года, систематически занимающихся в течение учебного года по разным физкультурно-оздоровительным программам. Первая группа (80 человек) – занимались по оздоровительной фитнес-программе, вторая группа (80 человек) – согласно традиционной программе по физической культуре. Исследование проводилось в два этапа: первый этап – в начале учебного года, второй – в конце.

Для измерения физических показателей применялись следующие тесты: прыжок в длину, отжимание от пола, поднимание туловища, лежа на полу; наклон вперед из исходного положения, стоя. Для оценки функционального состояния систем студенток использовали пробы: Руфье (сердечно-сосудистой системы); Штанге и Генчи (дыхательной системы); Ромберга (нервной системы и нервно-мышечных взаимосвязей) [4]. Кроме этого, определялась динамика частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в покое. Оценка результатов проводилась с помощью медико-статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведенного исследования определен рейтинг популярности средств фитнеса среди студенток медицинского вуза. Самыми популярными и востребованными видами были обозначены классическая аэробика и фитнес-йога. Целевые позиции занятиями фитнесом студентки распределили следующим образом: коррекция фигуры и улучшение внешнего вида (39 %), укрепление здоровья и повышение уровня физического состояния (32 %), снятие стресса и утомления, улучшение настроения и самочувствия (29 %).

В 1 группе оздоровительная тренировка строилась на основе целевых позиций и функциональных показателей студенток медицинского вуза. Занятия аэробикой проводились для студенток, имеющих избыточную массу тела. По данным проведенного опроса главными стимулами для них были коррекция фигуры и улучшение внешнего вида. Йогой занимались студентки, имеющие нормальную массу тела, но не высокие физические показатели. Для этой группы занимающихся стимулирующими факторами были: повышение уровня физического состояния, снятие стресса и утомления, улучшение настроения и самочувствия. Для достижения поставленных целей оздоровительная тренировка с учетом уровня физического состояния студенток включала подбор методов и средств, объемом физической нагрузки [2]. В ее программу были включены упражнения для наиболее важных функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной.

Методика оздоровительной тренировки для коррекции массы тела включала комплексы упражнений средней сложности различных видов оздоровительной аэробики: классической (на мышцы туловища и нижних конечностей); комплекса силовой аэробики и упражнений на растягивание (развивающий уровень силовой тренировки на мышцы верхних и нижних конечностей ЧСС средняя – 120-140 уд/мин, ЧСС max – 140-150 уд/мин).

Регулярные занятия йогой помогают избегать стрессов и поддерживать хорошую физическую форму за счет того, что повышается двигательная активность, нормализуется дыхательная функция, улучшается кровообращение. Данные упражнения требуют внимательного и серьезного подхода к качеству выполнения, а количество повторов по важности отходит на второй план, что позволяет делать все движения спокойно и медленно, избегая рывков, вызывающих боли и травмы. Оздоровительная тренировка по йоге включала в себя выполнение поз (асан) в сочетании со специальными дыхательными техниками и напряжением мышц.

Комплекс начинался с разминки, выполнения асан «Приветствие солнца» (Сурья Намаскар). В основной части занимающиеся выполняли от 10 до 20 асан, направленных на развитие гибкости, статического равновесия и силовой выносливости мышц спины и живота (асаны удерживали по 5-10 сек.). Заключительная часть включала выполнение асаны на релаксацию (поза шавасана) для оправданного психологически и физиологически завершения тренировки.

В результате занятий по фитнес-программам показатели уровня физической подготовленности студенток значительно возросли по сравнению с занимающимися по традиционной образовательной программе. При этом по ряду физических показателей более чем в 1,5 раза (таблица).

Сравнительная динамика показателей физических качеств студенток, занимающихся по разным физкультурно-оздоровительным программам

Показатели

I группа

II группа

Первый

этап

Второй

этап

Первый

этап

Второй

этап

Прыжок в длину с места (см)

164,0 ± 4,2

176,2 ± 2,9

160,0 ± 5,5

162,8 ± 3,3

Отжимание от пола (раз)

18,4 ± 4,5

29,3 ± 3,1

18,2 ± 4,9

20,2 ± 2,6

Поднимание туловища, лежа на полу (раз)

38,0 ± 4,0

50,0 ± 3,3

36,0 ± 5,0

39,0 ± 2,0

Наклон вперед из исходного положения, стоя (см)

13,1 ± 0,8

19,6 ± 0,5

12,4 ± 0,2

13,3 ± 0,3

Анализ динамики функциональных показателей у студенток позволил установить различия при разных методах и формах организации занятий физической культурой. В результате занятий по фитнес-программам (I группа) показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое у студенток снизились с 121/83 ± 4,4 до 119/82 ± 4,1 мм. рт. ст. и с 75,3 ± 1,8 до 71,5 ± 0,9 уд/мин. соответственно, тогда как по основной программе (II группа) – практически остались без изменений.

Во время проведения исследования нами было выявлено, что систематические занятия в течение учебного года аэробикой и йогой обладают разными возможностями влияния на функциональное состояние организма и физические качества студенток. Содержание и построение этих фитнес-программ имеют традиционную форму. Основным отличием в содержании занятий аэробикой и йогой является различный объем упражнений, а также интенсивность их выполнения [1, 5]. Так, занятия йогой, состоящие из разнообразных комплексов упражнений (асан), способствовали развитию гибкости и укреплению мышц, связок и сухожилий, а также улучшили характеристики функционального состояния дыхательной системы и вестибулярного аппарата. Выявлена достоверная положительная динамика показателей функциональных проб: Ромберга (время устойчивости в позе – от 26,2 ± 1,6 до 36,6 ± 2,2), Штанге (задержка дыхания на вдохе – от 38,1 ± 2,2 до 45,3 ± 1,2) и Генчи (задержка дыхания на выдохе 22,1 ± 1,2 и 29,1 ± 0,9 соответственно). На субъективном уровне занимающиеся тоже отмечают улучшение своего физического состояния. В результате проведения опроса было выявлено, что эффект занятий йогой выражался в хорошем самочувствии и настроении у 78,3 % студенток, в оптимизме, активности и уверенности в будущем у 85,9 % участниц исследования.

У студенток, физическое воспитание которых основывалось на комплексах оздоровительной аэробики, было отмечено достоверное снижение массы (до исследования 65,3 ± 0,8, после 58,4 ± 0,3). Классическая и силовая аэробика положительно повлияла на силовую выносливость мышц верхних конечностей и брюшного пресса, улучшила работоспособность сердечно-сосудистой системы в соответствии с пробой Руфье (до исследования 10,4 ± 0,4 – удовлетворительная, после 7,4 ± 0,4 – хорошая). Полученные результаты показывают, что предложенная система занятий оздоровительной аэробикой для коррекции избыточной массы тела помогла добиться существенных результатов. Благодаря применению данных комплексов упражнений, с одной стороны, решаются личностно-значимые проблемы студенток, с другой – происходит общее оздоровление, повышение уровня физических кондиций и нормализация деятельности основных систем организма.

Выводы

1. Результаты исследования позволяют утверждать о высоком оздоровительно-тренировочном эффекте фитнес-программ: целенаправленного развития физических качеств, положительного воздействия на функциональное состояние систем организма, психоэмоциональное состояние студенток.

2. Средства фитнеса целесообразности включать в образовательный процесс по физической культуре в медицинском вузе как отдельно, так и в комплексе в зависимости от форм проведения физкультурно-оздоровительных занятий и от решаемых задач.


Библиографическая ссылка

Кусова А.Р., Разуваева А.А. ЗАНЯТИЯ ПО ФИТНЕС-ПРОГРАММАМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-1. – С. 17-19;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10683 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674